Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения
материал по русскому языку (1 класс)

Пасхина Любовь Анатольевна

Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_slovo.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения.

Карточка 1.

1) Спиши. Определи количество звуков и букв в словах.

   Оса,  утка,  лебедь,  яхта,  герань,  якорь,  печка,  веер.

2) Спиши. Вставь подходящие по смыслу слова.

   Под  ёлкой  белый  … . У  Риты  чистая  … . На  реке  толстый  … . В  живом  уголке  живёт  … .

Слова: ёжик,  лёд,  тетрадь,  гриб.

3) Спиши  текст.

                         Дружная  работа.

   На  дворе  сильный  мороз. Снег  покрыл  дома,  землю,  деревья. Ребята  бегут  на  пруд.  Лопатами  чистят  снег.  Каток  готов. Дружно  и  хорошо  работают  ребята.  Молодцы!

4) Спиши. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.

   Рая,  лютики,  хвост,  килька,  Зоя,  книга,  страница,  ядрышки,  звено,  аромат,  Юля,  ехидна,  маяк.

1) Спиши. Определи количество звуков и букв в словах.

   Оса,  утка,  лебедь,  яхта,  герань,  якорь,  печка,  веер.

2) Спиши. Вставь подходящие по смыслу слова.

   Под  ёлкой  белый  … . У  Риты  чистая  … . На  реке  толстый  … . В  живом  уголке  живёт  … .

Слова: ёжик,  лёд,  тетрадь,  гриб.

3) Спиши  текст.

                         Дружная  работа.

   На  дворе  сильный  мороз. Снег  покрыл  дома,  землю,  деревья. Ребята  бегут  на  пруд.  Лопатами  чистят  снег.  Каток  готов. Дружно  и  хорошо  работают  ребята.  Молодцы!

4) Спиши. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.

   Рая,  лютики,  хвост,  килька,  Зоя,  книга,  страница,  ядрышки,  звено,  аромат,  Юля,  ехидна,  маяк.

Карточка 2.

1) Спиши. Определи количество звуков и букв, напиши в скобках.

   Фонарь,  черепаха,  утюги, гиена, Юра, лилия,  капля,  клён.

2) Спиши. Подчеркни гласные первого ряда одной чертой, гласные второго ряда двумя.

   Мясо,  линия,  здание,  матрёшка,  печка,  веер,  варенье, фасоль, стая,  куст.

3) Спиши. Подчеркни твёрдые согласные синим цветом, мягкие – зелёным.

   Тетрадь,  котлета,  скорость,  квас,  щель, жвачка, памятник.

4)  а) Выпиши слова, в которых все согласные твёрдые.

Булавка,  ванна, гепард, бульон,  эмаль, носорог, кинжал,  блузка,  глобус,  луч, вагон,  крыша.

   

 б) Выпиши слова, в которых все согласные мягкие.

 

 Бублики,  пилюля,  зелень,  чашка,  осень, печень,  вещь,  клякса,  плащ,  щавель, нос.

5) Спиши. Подчеркни гласные одной чертой, согласные – двумя.

                 

                 Дружная  работа.

   Папа  и  дядя  Толя  пилят  брёвна. Коля  рубит  их. Девочки  Люся  и  Таня  носят  дрова  на  кухню.  Мама  и  бабушка  варят  обед.    Все  работают.

1) Спиши. Определи количество звуков и букв, напиши в скобках.

   Фонарь,  черепаха,  утюги, гиена, Юра, лилия,  капля,  клён.

2) Спиши. Подчеркни гласные первого ряда одной чертой, гласные второго ряда двумя.

   Мясо,  линия,  здание,  матрёшка,  печка,  веер,  варенье, фасоль, стая,  куст.

3) Спиши. Подчеркни твёрдые согласные синим цветом, мягкие – зелёным.

   Тетрадь,  котлета,  скорость,  квас,  щель, жвачка, памятник.

4)  а) Выпиши слова, в которых все согласные твёрдые.

Булавка,  ванна, гепард, бульон,  эмаль, носорог, кинжал,  блузка,  глобус,  луч, вагон,  крыша.

   

 б) Выпиши слова, в которых все согласные мягкие.

 

 Бублики,  пилюля,  зелень,  чашка,  осень, печень,  вещь,  клякса,  плащ,  щавель, нос.

5) Спиши. Подчеркни гласные одной чертой, согласные – двумя.

                 

                 Дружная  работа.

   Папа  и  дядя  Толя  пилят  брёвна. Коля  рубит  их. Девочки  Люся  и  Таня  носят  дрова  на  кухню.  Мама  и  бабушка  варят  обед.    Все  работают.

Карточка 3.

1) Спиши слова, раздели их на слоги.

   Кабачок, бант, помидоры, еловые, волк, акварель, юбка, сочная, майка, поросята, брусника, угольки, март.

2) Выпиши выделенные слова. Подчеркни гласные, раздели на слоги

   Ели надели белые шапки,

  Спрятали в варежки колкие лапки.

  Тихо стоят над высокой горой.

  Ёлкам тепло даже зимней порой.

3) Спиши. Раздели все слова на слоги.

   Нина  и  Эля – подруги. Они сидят за одной партой. Девочки хорошо читают и пишут. Они молодцы!

 4) Распредели слова по столбикам: с одним слогом, двумя и тремя слогами.

   Ель,  жук,  льёт,  рысь,  утюг,  яхта,  ирис,  клён,  ясли,  воин,  еда,  ягнята, гитарист,  работа, велосипед, медуза, майка, змей, питьё, крылатые, синева.

5) Спиши. Раздели все слова на слоги.

Вариант 1.

В  нашем парке красивое озеро. Там плавает утка с утятами. Малыши плещутся. Алёнка кормит утят крош-

ками  хлеба.

Вариант 2.

Наступило лето. Дует тёплый ветерок. Алёша и Яна идут в лес по грибы. Вот красавец белый гриб. А это рыжие лисички.

6) Допиши слова, раздели на слоги.

   Са…,   …на,   …ки,   ре…,    по…,

 мо…,    …ка,     …ма.

1) Спиши слова, раздели их на слоги.

   Кабачок, бант, помидоры, еловые, волк, акварель, юбка, сочная, майка, поросята, брусника, угольки, март.

2) Выпиши выделенные слова. Подчеркни гласные, раздели на слоги

   Ели надели белые шапки,

  Спрятали в варежки колкие лапки.

  Тихо стоят над высокой горой.

  Ёлкам тепло даже зимней порой.

3) Спиши. Раздели все слова на слоги.

   Нина  и  Эля – подруги. Они сидят за одной партой. Девочки хорошо читают и пишут. Они молодцы!

 4) Распредели слова по столбикам: с одним слогом, двумя и тремя слогами.

   Ель,  жук,  льёт,  рысь,  утюг,  яхта,  ирис,  клён,  ясли,  воин,  еда,  ягнята, гитарист,  работа, велосипед, медуза, майка, змей, питьё, крылатые, синева.

5) Спиши. Раздели все слова на слоги.

Вариант 1.

В  нашем парке красивое озеро. Там плавает утка с утятами. Малыши плещутся. Алёнка кормит утят крош-

ками  хлеба.

Вариант 2.

Наступило лето. Дует тёплый ветерок. Алёша и Яна идут в лес по грибы. Вот красавец белый гриб. А это рыжие лисички.

6) Допиши слова, раздели на слоги.

   Са…,   …на,   …ки,   ре…,    по…,

 мо…,    …ка,     …ма.

Карточка 4.

1) Спиши. Раздели на слоги.

   Работа,  площадь,  гуашь,  львёнок, майка, айсберг, холодильник, крылатые, колибри.

2) Выписать слова, в которых один слог.

   Ель, жук,  утюг,  льёт,  ирис,  клён,  ясли,  ключ,  дрель,  воин, Юра,  дверь,  питьё,  змей,  шмель,  щит,  Ева.

3) Спиши. Поставь ударение. Выделенные слова раздели на слоги.

  Клещ,  дятел,  маслёнка,  тёрка,  чайник,  матрёшка,  вилка,  мясорубка,  кофеварка,  костюм,  сластёна.

4) Запиши слова в три столбика: с первым ударным слогом, со вторым ударным слогом, с третьим ударным слогом.

   Медуза,  курица,  сорока,  посуда,  иволга,  воробей,  тетерев,  соловей,  василёк.

5) Спиши. Поставь ударение, раздели на слоги.

                         Ученик.

   Женя – ученик музыкальной  школы.  Ему семь  лет. Дома  у Жени  рояль.  Он  любит  играть  и  петь. Учитель  музыки  хвалит  своего  ученика.

1) Спиши. Раздели на слоги.

   Работа,  площадь,  гуашь,  львёнок, майка, айсберг, холодильник, крылатые, колибри.

2) Выписать слова, в которых один слог.

   Ель, жук,  утюг,  льёт,  ирис,  клён,  ясли,  ключ,  дрель,  воин, Юра,  дверь,  питьё,  змей,  шмель,  щит,  Ева.

3) Спиши. Поставь ударение. Выделенные слова раздели на слоги.

  Клещ,  дятел,  маслёнка,  тёрка,  чайник,  матрёшка,  вилка,  мясорубка,  кофеварка,  костюм,  сластёна.

4) Запиши слова в три столбика: с первым ударным слогом, со вторым ударным слогом, с третьим ударным слогом.

   Медуза,  курица,  сорока,  посуда,  иволга,  воробей,  тетерев,  соловей,  василёк.

5) Спиши. Поставь ударение, раздели на слоги.

                         Ученик.

   Женя – ученик музыкальной  школы.  Ему семь  лет. Дома  у Жени  рояль.  Он  любит  играть  и  петь. Учитель  музыки  хвалит  своего  ученика.

Карточка 5.

  1. Спиши, поставь ударение.

Ёжик,  каша,  мясо,  гриб,  костюм, пингвин,  сапоги,  котёнок,  чашка, катушка,  уют,  икра,  пень.

  1. Спиши. Поставь ударение, выделенные слова раздели на слоги.

   

Рыбаки  тянут  сеть. В  сеть  попало много  рыбы. Карась  и  два  окунька  выпали  из сети. Мальчик  взял  рыб  для  кошки  Мурки.

3) Спиши слова. Поставь ударение. Раздели на слоги выделенные слова.

   Озеро,  родители,  бокс,  вёдра, стриж,  аэродром,  шкатулка,  радио, зимушка,  лифт,  граница.

  1. Спиши, поставь ударение.

Ёжик,  каша,  мясо,  гриб,  костюм, пингвин,  сапоги,  котёнок,  чашка, катушка,  уют,  икра,  пень.

  1. Спиши. Поставь ударение, выделенные слова раздели на слоги.

   

Рыбаки  тянут  сеть. В  сеть  попало много  рыбы. Карась  и  два  окунька  выпали  из сети. Мальчик  взял  рыб  для  кошки  Мурки.

3) Спиши слова. Поставь ударение. Раздели на слоги выделенные слова.

   Озеро,  родители,  бокс,  вёдра, стриж,  аэродром,  шкатулка,  радио, зимушка,  лифт,  граница.

Карточка 6.

1) Спиши, вставляя пропущенные слова.

   Вот пришла снежная … . Заяц надел белую … . Заснул в своей берлоге … Рыщет по лесу голодный … . Бегает в поисках пищи рыжая … .

Слова-помощники: лиса, волк, зима, медведь, шубку.

2) Определи границы предложений.

   Трава на лесной полянке порыжела цветы завяли в лужах плавают листья пошёл мелкий холодный дождь

3) Составь из слов предложения.

вот, зима, и  ;  

покрыл, снег, белый, землю;

дети, санки, горку, взяли, и, идут, на;

детям, зимой, весело.

4) Составь рассказ «Рыбалка» по опорным словам, запиши.

  Юра, ловили, Миша, рыба, поплавок, коряга, кто это, какая, большая.

1) Спиши, вставляя пропущенные слова.

   Вот пришла снежная … . Заяц надел белую … . Заснул в своей берлоге … Рыщет по лесу голодный … . Бегает в поисках пищи рыжая … .

Слова-помощники: лиса, волк, зима, медведь, шубку.

2) Определи границы предложений.

   Трава на лесной полянке порыжела цветы завяли в лужах плавают листья пошёл мелкий холодный дождь

3) Составь из слов предложения.

вот, зима, и  ;  

покрыл, снег, белый, землю;

дети, санки, горку, взяли, и, идут, на;

детям, зимой, весело.

4) Составь рассказ «Рыбалка» по опорным словам, запиши.

  Юра, ловили, Миша, рыба, поплавок, коряга, кто это, какая, большая.

Карточка 7.

1) Вставь пропущенные слова в предложения.

      Зимой ёж …. под  кучей хвороста. Весной ёжик …..  из-под  хвороста. Он ….. на охоту.

Слова: пошёл, спал, выбрался.

2) Прочитай. Ответь на вопрос предложением и запиши его.

        Кто спит в берлоге? Кто грызёт шишки? Кто сидит на ветке? Кто несёт грибы?

Слова: ёж, белка, медведь, птичка.

3) Прочитай.  Выпиши предложения о зиме.

        Краснеет рябина. Тихо в лесу. Только иногда треснет сучок под тяжестью снега. С деревьев опадают листья. Распускаются душистые почки. Лесные дорожки покрыты снегом. Первые перелётные птицы вьют гнёзда.

1) Вставь пропущенные слова в предложения.

      Зимой ёж …. под  кучей хвороста. Весной ёжик …..  из-под  хвороста. Он ….. на охоту.

Слова: пошёл, спал, выбрался.

2) Прочитай. Ответь на вопрос предложением и запиши его.

        Кто спит в берлоге? Кто грызёт шишки? Кто сидит на ветке? Кто несёт грибы?

Слова: ёж, белка, медведь, птичка.

3) Прочитай.  Выпиши предложения о зиме.

        Краснеет рябина. Тихо в лесу. Только иногда треснет сучок под тяжестью снега. С деревьев опадают листья. Распускаются душистые почки. Лесные дорожки покрыты снегом. Первые перелётные птицы вьют гнёзда.

Карточка 8.

1) Допиши предложения подходящими по смыслу словами.

  Пришла … . Кругом  пушистый … . Во  дворе играют … . Ребята взяли … и … . Мальчики играют в … . Весело  детям … .

Слова: зима, снег, дети, санки, коньки, снежки, зимой.

2) Составь из слов предложения. Запиши.

   Папа, лыжи, купить. По, небу, плыть, чёрная, туча. Мальчики, купать, кони, на, река. Мама, уйти, на, работа.

3) Ответь на вопросы, используя слова в скобках. Напиши предложения-ответы.

Какая стояла зима? ( суровая, вьюжная, холодная). Где ребята развесили  птичьи кормушки? ( в саду, во дворе, в парке). Кто подлетел к кормушкам? ( синички, воробьи, зяблики, снегири). Как помочь птицам зимой?

4) Спиши. В скобках укажи количество слов в каждом предложении.

                           Зима.

   Пришла  зима. На  дворе  холод,  стужа. Снег  покрыл  землю  белым  ковром. Ударил  сильный  мороз. Рады  ребятишки. Весело  бегут  они  с  коньками  на  лёд.

1) Допиши предложения подходящими по смыслу словами.

  Пришла … . Кругом  пушистый … . Во  дворе играют … . Ребята взяли … и … . Мальчики играют в … . Весело  детям … .

Слова: зима, снег, дети, санки, коньки, снежки, зимой.

2) Составь из слов предложения. Запиши.

   Папа, лыжи, купить. По, небу, плыть, чёрная, туча. Мальчики, купать, кони, на, река. Мама, уйти, на, работа.

3) Ответь на вопросы, используя слова в скобках. Напиши предложения-ответы.

Какая стояла зима? ( суровая, вьюжная, холодная). Где ребята развесили  птичьи кормушки? ( в саду, во дворе, в парке). Кто подлетел к кормушкам? ( синички, воробьи, зяблики, снегири). Как помочь птицам зимой?

4) Спиши. В скобках укажи количество слов в каждом предложении.

                           Зима.

   Пришла  зима. На  дворе  холод,  стужа. Снег  покрыл  землю  белым  ковром. Ударил  сильный  мороз. Рады  ребятишки. Весело  бегут  они  с  коньками  на  лёд.

Карточка 9.

1) Ответь на вопросы. Запиши ответы.

   У кого жил кот Мурзик? ( у Вовы). Какой был кот? ( пушистый и красивый). Где  любил  играть кот? ( во дворе). Что случилось однажды? ( кот пропал). Кого искал Вова? ( Мурзика). А где сидел  кот? ( на крыше  дома).

2) Допиши предложения.

   Игорь  любит  … . У  Игоря  …, …, … .

В  альбоме  много  … . Игорёк – юный … .

Слова: рисовать, краски, карандаши, альбом, рисунков, художник.

3) Спиши. Определи количество слов в предложениях.

   Оля  поступила  в  первый  класс. Она  уже  научилась  читать  и  писать. Учитель  хвалит  старательных  учеников.  Оля  любит  свою  школу.

1) Ответь на вопросы. Запиши ответы.

   У кого жил кот Мурзик? ( у Вовы). Какой был кот? ( пушистый и красивый). Где  любил  играть кот? ( во дворе). Что случилось однажды? ( кот пропал). Кого искал Вова? ( Мурзика). А где сидел  кот? ( на крыше  дома).

2) Допиши предложения.

   Игорь  любит  … . У  Игоря  …, …, … .

В  альбоме  много  … . Игорёк – юный … .

Слова: рисовать, краски, карандаши, альбом, рисунков, художник.

3) Спиши. Определи количество слов в предложениях.

   Оля  поступила  в  первый  класс. Она  уже  научилась  читать  и  писать. Учитель  хвалит  старательных  учеников.  Оля  любит  свою  школу.

Карточка 10.

1) Определи границы предложений.

   Въезд  в  гору  был  крутой  в  пятом подъезде  живёт  Алия  мама  купила  Айгуль  красивое  платье  в  деревне  был  праздник

2) Составь из слов предложения.

               Ворона  Клара.

у, нас, жила, ворона Клара,

она,  была, умная, птица,

ворона, листала, книгу, клювом,

Клара, умела, считать, на счётах,

ворона, стала, работать, в цирке

3) Исправь ошибки, спиши.

                    Находка.

 был  тёплый летний денёк.  яша  и юра гуляли в роще   Мальчики в кустах нашли ёжика.  ребята  взяли ежа домой.  ёж  любит молоко.  дети  угостили ёжика молоком

1) Определи границы предложений.

   Въезд  в  гору  был  крутой  в  пятом подъезде  живёт  Алия  мама  купила  Айгуль  красивое  платье  в  деревне  был  праздник

2) Составь из слов предложения.

               Ворона  Клара.

у, нас, жила, ворона Клара,

она,  была, умная, птица,

ворона, листала, книгу, клювом,

Клара, умела, считать, на счётах,

ворона, стала, работать, в цирке

3) Исправь ошибки, спиши.

                    Находка.

 был  тёплый летний денёк.  яша  и юра гуляли в роще   Мальчики в кустах нашли ёжика.  ребята  взяли ежа домой.  ёж  любит молоко.  дети  угостили ёжика молоком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....

Проверочная работа по русскому языку 2 класс. Тема: «Ударение, слог, звуки и буквы».

Проверочная работа по русскому языку  2 класс  позволит  получить  результат  усвоения учебного материала по теме: «Ударение, слог, звуки и буквы»....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

Конспек урока по родному (русскому) языку, 4 класс. Тема: Как и когда появились знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи.

Конспект урока по родному (русскому) языку в технологии РКМЧП.  Тема: "Как и когда появились знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи", 4 класс....

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...

Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и буквах в слове, знаний об изобразительных возможностях языка, о смыслоразличительной роли звуков и букв в словеПланируемые результатыПред...

Конспект по русскому языку 3 класс СЛОВО И СЛОГ. ЗВУКИ И БУКВЫ. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человек...