"Существительные первого склонения", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация по русскому языку "Существительные первого склонения", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sushchestvitelnye_pervogo_skloneniya.ppt2.15 МБ
Microsoft Office document icon 1_skl_sushch_3_kl.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык З класс

Слайд 2

ао оа на

Слайд 3

Сделал дело – гуляй смело

Слайд 4

Разделите слова на группы Ночь, вода, гнездо, мост, юноша, конь.

Слайд 5

Имена существительные первого склонения Имена существительные второго склонения Имена существительные третьего склонения гнездо мост конь ночь вода юноша

Слайд 6

Словарь: п е сок, п и рог, п о м и дор, р а кета, с о л о вей, уж и н.

Слайд 7

,,, И МАМА ,,

Слайд 8

Первое склонение Зима а

Слайд 9

,, ,,,

Слайд 10

Дядя я Первое склонение

Слайд 11

Тема: «Существительные первого склонения» я а

Слайд 12

На какие две группы можно разделить эти слова? Земля, мишка, стена, дядя .

Слайд 13

Изменяются одинаково … - ……. и …… а я Первое склонение сущ. ж. р. м. р.

Слайд 14

стена, мишка земля, дядя. Имена существительные с мягкой основой Имена существительные с твердой основой

Слайд 15

Просклоняй имена существительные мишка и стена. И. п. кто? мишк что? стен Р. п. кого? чего? Д. п. кому? чему? В. п. кого? что? Т. п. кем? чем? П. п. о ком? о чем? а а

Слайд 16

Надо определить склонение существительных и если это существительное первого склонения , то мы берем слово земля и ставим его в тот же падеж .

Слайд 17

Слова в первом склонении с ударным и безударным окончанием пишутся одинаково .

Слайд 18

бежать по дорог… говорить о мам… выкопать из земл… е е и

Слайд 19

Изменяются одинаково … - ……. и …… а я Первое склонение сущ. ж. р. м. р.

Слайд 20

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Тема: Существительные первого склонения

Цель: учить правильно записывать безударные падежные окончания 1 склонения, опираясь на вспомогательные слова с ударными падежными окончаниями.

Задачи:

  1. обеспечить развитие навыков распознавания имён существительных первого склонения по определённым признакам; показать, что существительные одного склонения имеют одинаковый набор падежных окончаний;
  2. содействовать развитию словарного запаса слов, умению работать со словарём, в группах, парах; учить взаимовыручке;
  3. способствовать воспитанию коммуникативных навыков на этапах целеполагания и анализа языкового материала

Планируемые результаты:

предметные:

  • добиться осознания детьми того, что к I склонению относятся существительные разных родов – мужского и женского с окончаниями -а и -я, в начальной форме;
  • формировать умения определять падеж имен существительных 1-го склонения;
  • совершенствовать умения изменять существительные по числам, падежам, различать род, развивать познавательную и коммуникативную компетенции.
  • проанализировать ударные и безударные окончания имен существительных первого пклонения.

личностные: 

  • научиться осознавать свои возможности в учении;
  •  адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбие.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч./ М.Л. Каленчук.-М.: Академкнига/ Учебник, 2013.- Ч 1, - стр.

119- 122; учебная презентация.

Этап урока

Содержание урока.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. Момент.

Мотивационный

- Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас!

-Внимание девчонки!

- Внимание мальчишки!

 Приготовьте свои ручки,

Разомните пальчики,

Сегодня новые знания будем получать.

Кто хочет получить оценку «пять»?

Тогда пора урок начать.

Минутка чистописания

- Откройте свои тетрадки и красиво, каллиграфически запишите число и классная работа:

-- Урок начнём с минутки чистописания.

- Посмотрите на слайд. Какие сочетания букв написаны? (ао оа на)

-Какие соединения вы видите? (нижнее)

- Сначала строки пишем сочетания букв, чередуя до конца строки.

- Посмотрите на слайд и прочитайте пословицу. (Сделал дело-гуляй смело)

- Как вы понимаете эту пословицу? (смысл в том, что не откладывай дела. лучше сначала сделай дело, а потом занимайся, чем хочешь)

- С новой строки запишите эту пословицу.

-  Посмотрите на слайд и скажите, на какие группы можно разделить эти слова?

Ночь, вода, гнездо, мост, юноша, конь. (Ответы детей)

- Какие группы у вас получились? (Эти существительные можно разделить на одушевленные и неодушевленные, ж. р. и м. р., сгруппировать существительные по признаку типа склонения)

- Правильно, нужно сгруппировать эти имена существительные по трём типам склонения. 

- Посмотрите на слайд, на нем изображена таблица.

Имена существительные 1 склонения

Имена существительные 2 склонения

Имена существительные 3 склонения

вода

юноша

гнездо

мост

конь

ночь

- Ребята, объясните и докажите почему вы выбрали именно их.

- В ваших тетрадках перепишите таблицу, не расчерчивая ее. Запишите номера склонений, а под ними все слова в столбик. 

Словарная работа.

-С красной строки с большой буквы, напишите слово словарь и поставьте двоеточие. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а отгадками будут являться словарные слова.

1) Петя замок строит ловко,

Катя торт печет ведерком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал...(песок).

Куда падает ударение? Назовите безударную гласную в этом слове.

Спишите, ставя ударение и подчеркивая безударную гласную.

2) Каждый, каждый с ним знаком, -

Вот берется теста ком,

Запекают в нем творог,

Получается ... (пирог)

3) В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (помидор)

4) Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост —

И поднимается до звезд. (ракета)

5) Прекраснее певца,
Не слышал в жизни я!
Он у меня в саду поёт, друзья.
Любимый образ трелью, ты, навей!
Как звать его? Конечно,  …(соловей)

6) Есть и завтрак, и обед,

Полдник есть, а может, нет,

Он не очень-то и нужен,

Ведь у нас еще есть …(ужин)

Приветствовать учителя

Писать каллиграфически.

Работать со словарными словами

Работать по таблице.

Р: принимают и сохраняют учеб. задачу.

Р: при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: взаимодействие учащихся с учителем и сверстниками

2.

Постановка учебной задачи и ее решение.

- Ребята, как вы думаете, что это? (ребус)

- Подумайте и скажите, какое слово здесь зашифровано. зонт’’’и мама’’ (Зима)

- Как вы думаете, это слово к какому типу склонения относятся? (К первому типу склонения)

- ( дом’’ я дятел’’’)

- А это слово? (Тоже к первому типу склонения) Молодцы!

- Теперь определите, какая же тема сегодняшнего урока?

«Существительные первого склонения».

Повторение изученного материала

- Посмотрите на слайд, на какие две группы можно распределить эти слова?

Земля, мишка, стена, дядя.

- Кто даст название первой группе, а кто второй? Поднимите руку. (Эти слова делятся на группу слов ж. р.: земля, стена;  группа слов м. р.: мишка, дядя)

- посмотрите на модель, что я должна вставить в это место?

МОДЕЛЬ ПРАВИЛА

– Сущ. – м.р. и ж.р

                                       -а                                                                 -я

- Откройте учебники на стр. 120 и прочитайте правило в рамочке. (Существительные ж. р. и м. р. с окончаниями –а, -я изменяются одинаково. И относятся к первому склонению.)

Изучение нового материала

Упражнение 110, стр. 119

- Откройте учебники на странице 120 и прочитайте упражнение 110.

Читай вслух. Что нужно сделать?  (Просклонять существительные СТЕНА и ЗЕМЛЯ в ед. ч. Выделить окончания. Затем просклонять слова МИШКА и ДЯДЯ.) Ребята, а как объединить слова, чтобы было проще склонять эти имена существительные? (Нужно объединить эти слова в две группы) Какие? (Первая группа имена существительные, у которых мягкая  основа, вторая группа, имена существительные с твердой основой)

- Посмотрите на слайд, давайте проверим. Правильно! (СТЕНА, МИШКА; ЗЕМЛЯ, ДЯДЯ)

- Кто хочет просклонять по падежам имена существительные у доски слова МИШКА и СТЕНА, поднимите руку.

- Как вы думаете, чем отличаются окончания у этих слов? (У слова МИШКА, окончание безударное, а у слова СТЕНА, окончание ударное) Молодцы!

- На глаз разделите страницу тетради на 2 части. В левой части запишите слово МИШКА, а в правой части СТЕНА. Просклоняйте слова по падежам в тетрадях, выделяя окончания и ставя ударение у этих слов.

И. п.

кто?

мишка

что?

стена

Р. п.

кого?

мишки

чего?

стены

Д. п.

кому?

мишке

чему?

стене

В. п.

кого?

мишки

что?

стену

Т. п.

кем?

мишкой

чем?

стеной

П. п.

о ком?

мишке

о чем?

стене

- В каких падежах можно было допустить ошибку в написании окончания?

(Можно было допустить ошибку в тех случаях, где окончания безударные Д. п. и П. п.)

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительных первого склонения? (Ответы детей)

- Надо определить склонение существительных и если это существительное первого склонения, то мы берем слово земля и ставим его в тот же падеж.

- Какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения.

- Устно просклоняем по падежам имена существительные ДЯДЯ и ЗЕМЛЯ.

- Как вы думаете, чем отличаются окончания у этих слов? (У слова ДЯДЯ, окончание безударное, а у слова ЗЕМЛЯ, окончание ударное) Молодцы!

И. п.

кто?

дядя

что?

земля

Р. п.

кого?

дяди

чего?

земли

Д. п.

кому?

дяде

чему?

земле

В. п.

кого?

дяди

что?

землю

Т. п.

кем?

дядей

чем?

землей

П. п.

о ком?

дяде

о чем?

земле

- В каких падежах можно было допустить ошибку в написании окончания?

(Можно было допустить ошибку в тех случаях, где окончания безударные)

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительных первого склонения?

(Надо определить склонение существительных и если это существительное первого склонения, подобрать существительное этого же склонения, но с сильной (ударной) позицией,  мы берем слово земля и ставим его в тот же падеж)

- Какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения.

- Таким образом, можно сделать вывод, что слова в первом склонении с ударным и безударным окончанием пишутся одинаково.

- Ребята, что мне делать, если я, например, пишу диктант и не знаю какое окончание в слове мне написать? (Нужно подобрать существительное этого же склонения, но с ударным окончанием)

- Значит, ударные и безударные окончания у существительных первого склонения совершенно одинаковые. 

Решать ребусы

Слушать, анализировать, отвечать на вопросы учителя.

Определять тему урока.

Определять проблему и путь ее преодоления.

Определять цели и пути их достижения.

Анализировать информацию на слайде и моделировать правило.

Соотносить само правило с моделью правила

Принимать учебную задачу

Читать слова из упражнения

Распределить имена существительные по группам

Внимательно слушать (читать), синтезировать и запоминать информацию.

Записать слова в тетрадь.

Склонять слова оп падежам составу, использовать его.

Понимать и

объяснять роль и значение безударного и ударного окончания в именах существительных

Склонять слова оп падежам составу, использовать его.

Р: принимают и сохраняют учеб. задачу.

П.: определяют тему урока, проблему и цели.

П: ориентируются в символах и буквах, умеют разгадывать ребусы

П.: ориентироваться в информации на карточках, чтобы составить модель.

Р.: понимать, что можно добавить в модель правила и аргументировать для свой ответ или те решения, с которым он соглашается;  

Р.: принимают и сохраняют учеб. задачу

П.: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

3.

Физ.минутка

Я вижу, что вы немного устали. Так давайте отдохнем и сделаем интересную зарядку!
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.

Выполнять двигательные упражнения.

4.

Решение частных задач

- Посмотрите на слайд и объясните, в каком случае, я могу безошибочно написать окончание в именах существительных в этих словосочетаниях:

  • бежать по дорог…е
  • говорить о мам…е
  • выкопать из земл…и

- Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании бежать по дороге, что нужно сделать? (1. слово дороге привести в начальную форму – дорога.)

- Зачем? (Чтобы определить род и окончание – ж. р., окончание –а) 

- Зачем это нужно? (Чтобы определить тип склонения) А какой тип склонения? (Первое склонение) 

- Зачем нужно было определить тип склонения? (Для того, чтобы подставить слово земля, в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием) 

- А зачем? (Какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения.)

-Таким образом, можно сделать вывод, что слова в первом склонении с ударным и безударным окончанием пишутся одинаково. Запишите это словосочетание и выделите окончание.

Молодцы!

- Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании говорить о маме, что нужно сделать? (1. слово маме привести в начальную форму – мама.)

- Зачем? (Чтобы определить род и окончание – ж. р., окончание –а) 

- Зачем это нужно? (Чтобы определить тип склонения) 

- А какой тип склонения? (Первое склонение) 

- Зачем нужно было определить тип склонения? (Для того, чтобы подставить слово земля, в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием) 

-А зачем? (Какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения.)

-Таким образом, можно сделать вывод, что слова в первом склонении с ударным и безударным окончанием пишутся одинаково.

- Давайте разберем следующее словосочетание.

- Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании выкопать из земли, что нужно сделать? (1. слово земле привести в начальную форму – земля.)

- Зачем? (Чтобы определить род и окончание – ж. р., окончание –я) 

- Зачем это нужно? (Чтобы определить тип склонения) 

- А какой тип склонения? (Первое склонение) 

- Нужно ли подставлять существительное первое склонение с ударным окончанием? (Нет)

-Почему? (Потому что слово земля – это имя существительное с ударным окончанием)

- Очень хорошо!

Упражнение 112 стр. 121

- Откройте учебник на странице 121 № 112. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании увидели на полянке, что нужно сделать? (1. слово на полянке привести в начальную форму – полянка; 2. определить род и окончание – ж. р., окончание –а; 3. определить тип склонения – 1-ое; подставить существительное первого склонения с окончанием в сильной позиции: земля, в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием) Зачем? (Потому что, какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения.)

- Давайте проверим, как вы разобрали следующие словосочетание. Поднимите, кто хочет ответить.

- Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании бегством с полянки, что нужно сделать? (1. слово с полянки привести в начальную форму – полянка; 2. определить род и окончание – ж. р., окончание –а; 3. определить тип склонения – 1-ое; подставить существительное первого склонения с окончанием в сильной позиции: земля, в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием) Зачем? (Потому что, какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения.)

- Замечательно!

Спишите текст, вставляя пропущенные окончания. У всех выделенных слов напишите падеж.

Предполагать, отвечать на вопросы

Принять и сохранить учеб. задачу.

Принять и сохранить учеб. задачу.

Предполагать, отвечать на вопросы

Принимать учебную задачу

Анализировать

.

П: строят речевые высказывания.

Р.: принимают и сохраняют учеб. задачу

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

П: строят речевые высказывания.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

К.: строят рассуждения;

слушают, вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

К: формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

6.

Итог урока.

Рефлексия.

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

- с каким правилом познакомились?

- Я вам выдам смайлики с эмоциями, вам в парах нужно выбрать те смайлики, которые показывают, довольны ли вы своей работой на уроке и работой своего соседа по парте. Спасибо за урок, досвидания!

П: строят речевое высказывание

Р:осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение»   и  презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...

Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"...

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....

Урок русского языка в 4 «К» классе по теме «Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных»

Тип урока: урок изучения нового материала Цели: дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе...

Презентация Урок русского языка в 4 «К» классе по теме «Три склонения имён существительных. Первое склонение имён с

Тип урока: урок изучения нового материала Цели: дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе...