конспект открытого урока русского языка в 3 классе на тему "Окончание"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Назарова Елена Владимировна

        Урок изучения нового материала. Дети сами определяют тему урока, ставят цели. Вместе с учителем выявляют, что такое окончание.Большое внимание на уроке русского языка уделяется орфографической работе. В конце урока идет рефлексия, самооценка, что имеет большое значение для развития как регулятивных , так и коммуникативных УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx34.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе

Тема урока: Окончание

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении;  учить выделять окончание в словах, учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.

Необходимое оборудование и материалы:

  • учебник для 3 класса “Русский язык”
  • мультимедийный проектор, презентация в слайдах  
  • карточки с заданием для самостоятельной работы, карточки со словами различных частей речи.

Ход урока

Этапы и содержание урока

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством связи с окружающим миром; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

– Прочитайте девиз урока (на доске)

  • Делу время, потехе час.

– Как  понимаете слова?
– Вы готовы к работе на уроке?
– Тогда за работу!

2.Актуализация знаний

Цель: активизировать имеющиеся знания о составе слова и однокоренных словах; активизировать мыслительные операции;

  1. Минутка чистописания

Работа по таблице. Слайд 1.

- Я называю числа, вы находите их в таблице и записываете те буквы, которые им соответствуют.

25-р, 33-е, 5-б, 16-з, 4-ё, 3-а.

- Вспомните гигиенические правила письма. - Запишите эти буквы, повторяя до конца строки

  1. Словарная работа.

- Составьте из данных букв слово. (БЕРЕЗА)  - Объясните написание этого слова. Запишите.

- Попробуем отгадать второе словарное слово с помощью вопросов. (ОСИНА)

- Как запишете слово осина?

- Можно ли проверить написание?

- Назовите орфограммы?

- Определите корень слова.

- Что знаете о корне?

- Как правильно выделить корень? (Подобрать однокоренные слова).

- Как правильно подобрать однокоренные слова?

- Подберите. (Варианты детей).

  3.  Составьте простое распространенное предложение со словарными словами.

Запись и разбор у доски.

- Что мы повторили? Для чего мы это делали?

- Оцените как вы поработали на этом этапе урока с помощью светофора.

3. Самоопределение к деятельности

  1. Постановка проблемы

Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий; организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения, согласовать тему урока; организовать выбор учащимися средств для построения нового знания

  • Возникновение проблемной ситуации

БЕЛЫЕ   БЕРЕЗУ   УКРЫЛАСЬ   СНЕГА

- Что за запись на доске? – Получилось ли предложение? Почему?

  • Постановка проблемы

- Какая часть речи служит для связи слов в предложении? ( Предлог)

- Какой предлог тут можно употребить?

Обсудите в группах.

( Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить конец некоторых слов).

- Какое получилось предложение?

БЕЛАЯ БЕРЕЗА УКРЫЛАСЬ СНЕГОМ.

Письмо с комментированием.

- Что мы изменили в словах? Какую часть слова? (Окончание)

  • Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание надо было выполнить?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Значит чему нам надо научиться? Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться…).

- Сформулируйте тему урока.

- Какая часть слов не изменяется? (Корень)

- В какой части слова происходят изменения? (В окончании).

- Что вы знаете про окончание? В чём причина затруднения? (Не всё можем объяснить).

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

2.  Работа с текстом

- Вставьте слово, подходящее по смыслу. Прочтите, что получилось. Слайд 2.

…….называют символом России.  

Русь моя, люблю твои …… !

……… воспета в произведениях русских поэтов.

 О …………  слагали песни.

На …….  распустились почки.

Под ……… нашли грибок.

- Спишите, обозначая орфограммы. Выделите корень.

- Можно ли сказать, что это однокоренные слова? (нет, это изменение одного и того же слова.

Вывод: Меняется только форма слова, лексическое значение остается прежним.

- Выделите корень. Отметьте изменяемую часть слова графически

Подчеркните оставшуюся часть слова.  Самопроверка.

Слайд 3.

- Как называется новая часть слова?

- Для чего она служит?

- Как обозначается? Почему так называется? Где стоит в слове?

Сделайте вывод. (Изменяемая часть слова – это окончание)

Прочтите этот текст не меняя окончаний в слове береза. – Сделайте вывод. (Окончание служит для связи слов в предложении). Обобщим.

(Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

4.Физминутка для глаз

Проследите глазами

Слайд 4.

5. Работа по теме урока.

  • Работа в группах

 Задание:    1) Вставьте слово в словосочетание;

                     2) Выделите корень;

                     3) Обозначьте окончания.

Карточки:

Лиса                                                 Белка

Пушистый хвост у …..                     дупло ……………..

Долго выслеживал …                      увидел……………..

Любовался……                                грустил о ………………..

Много сказок о ……..                       любовался ………………

Олень                                                    Волк

Накормил………………                   охотился на ……………..    

Ждал       ……………                      дал еду …………………..

Гордился……………                      любовался ……………….

Читали об ………………                 говорили о ………………

Медведь

Увидел ………………

Берлога ………………

Любовался……………….

Слушал рассказ о …………………..

- Что происходило с окончанием?

- Запишите начальные формы слов, которые встретились на карточках:  

ЛИСА, БЕЛКА, ВОЛК, ОЛЕНЬ, МЕДВЕДЬ.

- Выделите окончания. Подчеркните основу слова.

- Что вы заметили?

- Где можно найти необходимую информацию? ( В учебнике).

Откройте учебник с.82

  • Работа с правилом
  • Выделение нулевого окончания

  • Работа в группах

-Нам нужно понаблюдать у слов каких частей речи изменяются окончания.

- У вас на парте лежат слова разных частей речи. А позади нашего класса есть 4 пункта.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

- Кто уже определился, может тихо подойти к своему пункту с ручкой. Прочитайте и выполните задание.

  • Измени слова, используя предлоги про, к, со, о
  • Употреби глаголы со словами ДУБ, СОСНА, ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ
  • Сделайте вывод: Как найти окончание в словах?

(Нужно изменить форму слова.)

Выберите человека, который у вас проверит. Кто будет отвечать?

  • Вывод: У имени существительного (прилагательного, глагола, числительного) изменяется форма слова, значит, изменяется и окончание.

      6.   Закрепление изученного материала

  1. Работа с учебником

С.83.упр. 152

Самостоятельная работа по вариантам

1 вариант – формы слова

2 вариант – однокоренные слова

- Обменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка.

2. Фронтальная работа с текстом

(Разно уровневые задания)

Пришла осень. Старые (дерево) уже облетели. Медведь нашел себе (яма) под (дерево). Там много сухих (листья). Медведь сделал себе (берлога) и лег там. Запушил снег (дерево), покрыл (земля) и (берлога).

-Употребите слова в скобках правильно и выделите окончания.

Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; организовать фиксацию затруднений, которые остались и способов их преодоления;

организовать самооценку собственной учебной деятельности нам уроке; согласовать домашнее задание.

  1. Ответьте на вопросы:
  • Окончание – часть слова?
  • Окончание – изменяемая часть слова?
  • Окончание – часть основы?
  • Окончание служит для связи слов в предложении?
  • У одного и того же слова могут быть разные окончания?
  • С помощью окончания образуются новые слова?
  • Что такое основа слова?

7.Итог урока. Рефлексия.

- Какую цель мы ставили?

- Достигли цели?

- К какому выводу пришли?

- Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?

- Над чем еще надо поработать?

- У кого не было затруднений по новой теме?

3. –Осталось нам совсем немного:

Оцените свою работу на уроке.

  • Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим.
  • Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь.
  • Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке.

(Дети показывают смайлики-оценки).

- Прикрепите свои жетончики в ту область, которая соответствует тому, как вы оцениваете свою работу

Активно     Дружно

      Старательно

- Я вижу, что на уроке вы были: Очень…….

                                                       Достаточно …….

                                                       Но и ……….

8. Домашнее задание: с. 80. Упр. 145, правило

-Всем спасибо за работу! Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка 2 класс

урок русского языка по теме "Глагол"  УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Конспект открытого урока русского языка, 1 класс

Конспект открытого урока русского  языка в 1 классе по теме "Заглавная буква в словах"....

конспект открытого урока русского языка 3 класс "Род имен существительных"

Данный конспект урока содержит различные виды работ по усвоению темы...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Конспект открытого урока русского языка, 3 класс.

Цель урока: уточнить представления о том, что такое корень и однокоренные, что корень слова в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах....

Конспект открытого урока русского языка 4 класс ОВЗ по теме: Мягкий знак в середине слова.

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак в середине слова.Цель: Развивать умение обозначать мягкость согласного звука в конце и в середине слова мягким знаком.Задачи:Образо...