Урок- открытие нового знания "Наречие. Как образуются наречия"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок- открытие нового знания "Наречие. Как образуются наречия" по программе "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_narechie.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык , 4 класс,  С.В. Иванов «Начальная школа XXI века»
Тема:  урок 91 «Наречие. Как образуются наречия» 
Тип урока: открытие нового знания 
Задачи урока: 
Образовательная: 
создание условий для понимания словообразования наречий

Развивающая: 
Регулятивные: управление своей деятельностью; инициативность и самостоятельность
Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества 
Познавательные: работа с информацией
Воспитательная: 
- привитие чувства товарищества взаимовыручки 
-формирование внутренней позиции учащихся 
Методы обучения: деятельностный метод обучения 
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: 
-фронтальная работа 
-работа в группах 
- индивидуальная работа 
Средства обучения: 
-компьютер, презентация, учебник русского языка 4 класс, С.В. Иванов, карточки, смайлики
Структура урока открытия нового знания: 

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. 
2.Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявления места и причины затруднения. 
3.Этап постановки учебной задачи.
4.Этап построения проекта выхода из затруднения. 
5.Этап первичного закрепления.
6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону и включения в систему знаний и повторения.

7.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности 

Чистописание

-Каким бы вы хотели увидеть урок?

-Что для этого нужно сделать?

гд  де  да  ког  как  да  ку  от чем за

-Какие слова-вопросы можно составить из элементов чистописания?  Какой части речи они относятся?

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Личностные: мотивация к учению

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения

2. Актуализация

знаний и фиксация затруднений в деятельности 

- Какой раздел мы изучаем?

- Вспомним, что мы знаем о наречии. В конверте есть вспомогательные вопросы, в группе проговорите, кто готов подает сигнал.  

- Обобщим знания.

Задают вопросы о наречии и отвечают на них.

Наречие – неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака, признак предмета. В словосочетании связано с главным словом только по смыслу, оно не склоняется, не спрягается, не имеет окончания; в предложении – определение. 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков 

3. Постановка учебной задачи

Можем ли продолжить предложение?

Наречие образуется …

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. 
- Какую цель ставите перед собой? 

Как образуются наречия

ответы детей 

Регулятивные: целеполагание; 
Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: 

общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели, 
логические - формулирование проблемы 

4. Построение проекта выхода из затруднения 

- Какие есть пути решения всех этих задач? 

- Для исследования предлагаю рассмотреть пары слов, они находятся у вас в конвертах (лист зеленого цвета)

хороший – хорошо 
быстрый – быстро 
лёгкий – легко 

- Что можете сказать по этим записям? 

-Образуйте от следующих прилагательных наречия? 

высокий-
капустный-
берёзовый- 
липовый- 
- Можно ли от следующих прилагательных образовать наречия? Почему?

- Итак, подведём небольшой итог. Что мы узнали об образовании наречий? 

качеств. прил. + о

- Посмотрим, верно ли мы рассуждаем или нет. Найдите в конверте №2 правило и сделайте вывод. 

-Продолжаем наше  изучение. Как вы думаете,  есть ли другие способы образования наречий?

Работа в группе на карточке.

Карточка 1 
Чтобы ответить на вопрос, разберите предложения по членам. Найдите одинаковые слова в этих предложениях. Понаблюдайте, каким членом предложения являются и какой частью речи.
Летним  утром мы отправились на прогулку в рощу. 
Кто ходит утром на четырёх ногах, днём – на двух, а вечером – на трёх? 
Слово ……….. в первом предложении является _________, 
выражено______. Значит, наречия могут образоваться от … 

Карточка 2

Чтобы ответить на вопрос, разберите предложения по членам. Найдите одинаковые слова в этих предложениях. Понаблюдайте, каким членом предложения являются и какой частью речи. 
С теплой весной прилетают к нам перелётные птицы. 
Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает. 
Слово ……….. в первом предложении является __________, 
выражено__________.
Значит, наречия могут образоваться от _________. 

                  качеств. прил. + о

                 от формы Т.п. сущ.

- Откроем конверт №3 и посмотрим, верно мы рассуждаем или нет. 

Физминутка.

- Исследовать самим или прочитать вывод в учебнике.

в левом столбике – прилагательные, в правом – наречия

дети затрудняются

ответы детей

Наречия образованы от качественных прилагательных с помощью суффикса о 

Работают по группам.

Отвечает по одному ученику от группы, сверяя с правильным ответом.

Каждая группа делает вывод:

наречия могут образовываться от формы творительного падежа имени существительного.

Учитель называет части речи. Если это имя существительное дети – стоят, не выполняя никаких действий, если имя прилагательное – приседают, если наречие – поднимают руки, если глагол – хлопают.

Регулятивные: планирование, прогнозирование


Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

1.  Выполним упражнение в конверте № 3. Прочитайте задание.

Выполняем упр. в паре устно:

1 вариант читает прилагательное

2 вариант образовывает наречие

затем наоборот

2. Работа с учебником упр.2 стр.66

фронтальное обсуждение и выполнение

ученики работают в паре

фронтально

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: взаимодействие с одноклассником

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 

Учащиеся выполняют разноуровневые задания 

1 уровень
Образовать наречия от прилагательных с помощью суффикса - О: 
резкий, сильный, мрачный, плотный, умный, горячий.
2 уровень
_Спиши. Найди наречия, определи каким членом предложения оно является. Запиши прилагательное, от которого оно образовано. Образец: Звёзды холодно (холодный) сверкали. 
На фоне молочного неба резко проступают силуэты деревьев. В мороз стволы сильно потрескивают. Окно глядело мрачно. Зима плотно укутала все деревья снегом.
3 уровень. 
Допиши к глаголам подходящие по смыслу  наречия, чтобы получились словосочетания.

Пиши, бегай, сиди, стой, прыгай, слушай, решай, работай, говори, ешь.  

Выполнение заданий в тетрадях

 Взаимопроверка для тех, кто выбрал 1-2 уровни, т.к. ответы одинаковы.

 
Дети, выбравшие 3 уровень зачитывают свои словосочетания.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения 
Личностные: самоопределение 

7. Рефлексия деятельности 

- Что изучали на уроке? 
- Закончите предложение

Теперь я знаю …

Теперь я умею … 

Я рада, что вы теперь много знаете и умеете.

Рефлексия

У вас есть желтый кружок. Нарисуйте на нем смайлик вашего настроения на уроке, а на обратной стороне напишите 3 наречия, как по-вашему прошел урок, оцените свою работу на уроке.

Дом. задание:

- уч. с. 66-67 выучить два правила

- по выбору выполнить упр. 3 либо придумать сам-но 10 наречий, указать как они образовались.

- Урок окончен.

ответы учащихся

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Рефлексивные:  самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок «открытия» нового знания по литературному чтению 2 класс Тема урока: Хоть немодной прослыть рискую, к милосердию всех зову! (Н. Булгаков «Анна, не грусти»)

Тема урока: Хоть немодной прослыть рискую, к милосердию всех зову! (Н. Булгаков «Анна, не грусти»)Цели урока для учителя:Образовательная:Познакомить учащихся с творчеством Н. Булгакова, через со...

Урок математики во 2 классе по теме: "Запись решения задач по действиям" УМК "ПНШ" (урок открытия новых знаний).

Данный урок математики относится к теме " Задачи". Содержание урока строится на основе взаимодействия и личностного воздействия «учитель-ученик". Базовая технология: деятельностный подход.  Учащи...

Сценарий урока математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" (урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков), 2 класс

Данный материал поможет учителю организовать работу на уроке математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз". Обучающиеся научатся объяснять решение задач...

Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...

Тема урока: наречие. Класс:4 урок открытия нового знания

Тема урока: наречие. Класс:4 урок открытия нового знания Цель урока: провести первоначальное знакомство с наречием, как частью речи. Задачи: Образовательная : способствовать формировани...