Урок русского языка по УМК 21 век. 2 класс. Имя существительное.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Редозубова Татьяна Геннадьевна

Урок из раздела части речи. 

Цель урока - способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название.

Урок проводится в форме путешествия по стране Морфологии.

На уроке использовались приёмы следующих современных образовательных технологий: Технологии развития критического мышления ( приём Кластер) – служит для активизации мыслительной деятельности; тестовой технологии (задание «Игра Молчанка»)- воспитывает у учащихся собранность, внимание к деталям; информационной технологии (презентация) –делает процесс обучения более ярким, визуализирует учебный материал, делает более понятным и доступным; групповой технологии позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке, прием  «Доводящих карточек» из технологии «Взаимообучения» развивает ответственность за совместные действия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Открытый урок по русскому языку учителя начальных классов

МБОУ СОШУИП №3  Редозубовой Т.Г.

2 класс.  УМК «Школа России»

Тема урока: Путешествие в страну Морфологию. Имя существительное  как части речи.
Цель: способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название;

Задачи:

  1. Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета;
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • научатся находить имена существительные, отличать от других частей речи;
  •  определять у имени существительного значение;
  • соотносить вопросы  кто? что? и слово - название предмета;

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

  •  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и   аргументировать свою точку зрения;
  • адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении     работы в паре, группе.
  • акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.

Личностные :

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных      ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить  выходы из спорных ситуаций;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Оборудование:
-карточки для работы в парах и  группах вопросы на листочках ромашки;

-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по русскому языку (2 часть, автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий ); 

-электронные образовательные ресурсы;

-документ-камера

- мультимедийный проектор ,компьютер

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация

 Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности уч-ся

Формируемые способы деятельности

1

орг.

момент



Моти-вация к уроку

2. Актуа-лизация

Знаний

Целепо-лагание

3.

Словарная работа

4.

Орфогра-фическа минутка

5.

Работа в группах

Опред-ние значений имен сущ-ных

Ребята, здравствуйте, напомню, меня зовут, Татьяна Геннадьевна. Какое у вас настроение? У меня тоже отличное. У вас на уроке  гости, поздороваемся с ними. 1 слайд

Скажем «Здравствуйте» руками,

Скажем «Здравствуйте» глазами

Скажем вместе «Здравствуй, друг!»

Будет радостно вокруг.  

 Садитесь ребята.

Я думаю, мы смогли зарядить хорошим настроением и наших гостей.

 Урок русского языка. Проверим посадку.

Ножки – на месте, ручки – на месте, локти у края, спинка - прямая.

Откройте тетради, запишите число и классная работа. 2 слайд

Сегодня на урок к нам прилетела Мудрая Сова, у неё срочное сообщение. Вам интересно узнать какое? 3 слайд, 4 слайд

Прочтите. «Беда! На мою страну налетел ураган. Всё разбросал. Потерялась самая большая часть речи. Помогите! Найдите! Морфология.

Ребята, вы знаете морфологию?

А что такое части речи?

А как вы их различаете?

Ребята, так поможем найти потерянную часть речи?

Назовите цель нашего урока. 5 слайд

Определить пропавшую часть речи и научиться распознавать её при помощи значения и вопросов)

Узнать что такое морфология.

Итак цели поставлены.

Тогда я предлагаю отправиться в путешествие по следам этого урагана, он нас и приведёт в страну, где живут части речи и Морфология. Согласны?

Чтобы отправить в чужую страну, вспомним, что знаем о своей, в которой живем?

Я загадываю слова, а вы их называете и записываете. 6 слайд

В какой стране мы живём? Россия

Для всех нас Россия – это Родина

Главный город страны?     Москва

Ребята, а вы изучали эти слова, какие они, правильно словарные. Поменяйтесь тетрадями и по образцу на экране проверьте правильность( если правильно, поставьте знак плюс, ошибки -)

Чтобы быть успешными и достичь целей урока, выберете те черты характера, которые нам помогут в пути . 7 слайд

Старание, внимание, честность, смелость  - это и есть формула успеха.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно,

В путешествии не зеваем,

Тайны Знаний открываем. 8 слайд

Итак, мы готовы к путешествию, разгадайте ребус, на чём поедем?

 Какая орфограмма спряталась на конце этого слова? Запишите его вместе с проверочным словом.

(учитель в это время превращается в проводника)

Уважаемые пассажиры я на правах проводника буду вас сопровождать в пути. Звучит гудок паровоза и голос машиниста. 9 слайд

В пути не будем терять время даром. Вам предстоит в группах исправить то, что перепутал ураган. Объединитесь по группам, капитаны групп разберите листки с заданиями.

Работа в группах.

Проверка групп.         Слайды 10, 11, 12, 13, 14, 15

1 группа.  Транспорт.

Что у меня на экране. Картинки с предметами. Совпали они с вашими словами. Да. Значит вы справились с заданием.

2 группа. Животные

Какое лишнее слово. Прочитайте оставшееся.  Как назвали одним словом? Какой вопрос? Совпали картинки животных с названием слов? Да. Вы справились с задание.

3 группа. Растения. ( аналогично)

4 группа. Явления природы.

5 группа. Какое  лишнее слово? Какие слова оставили

Выборы, праздник, путешествие, встреча. Как назвали.

Это события. На какой вопрос отвечают.

Какое важное событие скоро произойдёт в нашей стране? В нём должны принять участие все взрослые люди от 18 лет.  Это гражданский долг перед страной. Об этом говорят по телевидению.

6 группа. Люди. ( аналогично) К какому слову я не подобрала картинку, но вы его оставили. Доброволец –это действительно человек. Трудно это слово показать картинкой, можно значение посмотреть в толковом словаре.

Дети здороваются с гостями.

Дети проговаривают вместе с учителем слова и проверяют осанку

Записывают число, классная работа в тетрадь

Нет

 Существительное, прилагательное, глагол.

По вопросу и лексическому значению

да

Дети записывают слова в тетрадь

Россия, Родина, Москва

Старание – лень

Внимание – рассеяность

Честность – враньё

Смелость - трусость

Паровоз – паровозы

Смотри Приложение 3

Дети разбиваются на группы, получают конверты с заданиями.

(смотреть задания в приложении)

Зачеркнуть лишнее слово и дать название оставшимся словам. Определить вопрос к этим словам.

Выборы президента

Коммуникативные

Соблюдают простейшие нормы речевого этикета

Регулятивные

Организовывают своё рабочее место

Личностные

Формирование осознанной мотивации

Познавательные

Формулируют ответы на вопросы, анализируют.

Личностные

Формирование навыков аккуратного письма с учётом гигиенических требований.

Личностные формируют нравственный аспект поведения

Познавательные

Понимание учебного текста, формули-рование простых выводов

Коммуникативные

Участвовать в диалоге: слушать и понимать

Регулятивные

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь.

Формулируют ответы на вопросы

Толковый словарь

6.Подведе-ние итогов исследо-вания

7.Физмин-ка

Слайд 16.Знакомство со значением  слова доброволец.  Ребята, 2018 год по указу президента РФ объявлен годом гражданской активности, добровольца или волонтёра. Это значит  по доброй воле помогать тем, кто в этом нуждается. А мы можем  себя назвать добровольцами? Конечно. Этот рисунок символизирует руки, которые несут доброту и помощь тем, кто нуждается.

А теперь проявите свою зоркость и сообразительность. Посмотрите на все группы слов, что у них общего?

Слайд 17 Учёные условились считать, что главное значение этих слов - это значение предмета. Потому что можем эти предметы увидеть, услышать, потрогать, представить, почувствовать? Значит, они существуют?  Как назвать их одним словом? (существительные).

Как вы думаете, много слов в этой части речи? Конечно. Сколько всего нас окружает, огромное количество предметов, явлений и каждое имеет своё название-слово.

Значит, какую часть речи мы с вами искали?

Имя существительное – это самая представительная часть. Каждое второе слово в Речи – существительное. По наблюдениям учёных  появилось в речи в числе самых первых слов. Давно живёт она в мире этом, даёт название предметам.

Паровозик дарит нам весёлую минутку для отдыха слайд 18

Физминутка( песенка про паровоз)

отвечают на вопросы: кто? Что?

   имя существительное.

 

Познавательные, метапредметные,

личностные

Формирование логических действий анализа

Познавательные учатся слушать и понимать теоретический материал(анализируют)

8.

Воспроиз-ведение тематичес-кого материала на новом уровне

 А) Работа в парах

Ребята, мы ответили на вопросы, которые поставили в начале урока?

Методика доводящих карточек слайд 19

Чтобы времени не тратить даром поработаем мы  в парах, сначала прочитайте внимательно текст, где говорится о Морфологии.

 А сейчас проверьте друг друга как вы поняли текст. Для этого послушайте инструкцию. Возьмите карточки, на них слева записаны вопросы по тексту, а справа ответы, их не показывать соседу. Задавайте вопросы по очереди и проверяйте правильность ответов. Отвечающий может пользоваться текстом.  Так вы сможете побыть и в роли учителя и в роли ученика. Начинает первым задавать вопрос тот, у кого карточка под номером 1.  Постарайтесь успеть задать все вопросы и ответить правильно на все вопросы, работу закончить нужно по звонку. Приступайте.

Звучит звонок, поднимите руки, кто успел ответить на все вопросы и задать все вопросы?

Что такое морфология?

Какая самая большая часть речи?

Что обозначают слова этой части речи, на какие вопросы отвечают?

оцените свою работу в паре. Ответили правильно на все вопросы +

Не на все вопросы ответили

Смотри Приложение 4

У детей на партах лежат тексты о морфологии, они читают его.

Регулятивные осуществляют контроль за своей деятельностью

Познавательные

Понимание учебного текста, формули-рование простых выводов

Коммуникативные

Участвовать в диалоге: слушать и понимать

Регулятивные

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь.

Формулируют ответы на вопросы

9.

Закрепление учебного материала

Ура! Мы достигли цели путешествия. Нас встречает сама наука Морфология и Имя существительное. Слайд 20

Они рады, что вы им помогли, но они решили вас проверить, хорошо ли мы усвоили материал. Работа в учебнике. Проверка на документ – камере1 ряд 2 ряд 3 ряд

стр.47 упр.79

        Составить из слов предложения и подписать существительные. Выделить грамматическую основу.

Личностные

Формирование навыков аккуратного письма с учётом гигиенических требований.

Регулятивные

 Делают выводы по результатом своей работы

10.

Контроль усвоения знаний. Тест

Слайд 21 Наше путешествие подходит к концу, но жители приготовили для вас сюрприз – подарок. Игра «Молчанка». Суть игры состоит в том, что из двух слов вы выбираете то, которое обозначает существительное. Для быстроты записываете не всё слово, а только первую букву слова. Например

Ёж  - колючий, выписываете букву Ё

Выполнив своё задание, дети читают буквы и у них получается слово – браво

Слайд 22 На доске вывешиваются буквы правильных ответов. Это благодарность вам от Имени существительного и Морфологии.

Проявите честность, оцените свою самостоятельную работу, если слово получилось полностью - смайлик, если1-2 ошибки задуматься, больше ошибок – значит дома надо ещё раз перечитать материал в учебнике.

Дети находят нужные буквы, выставляют в нужном порядке и получаются слова.

браво

 

Дети оценивают себя

Регулятивные

 Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

10.

Итог урок.  

Рефлексия.

  Методика ромашки с вопросами  слайд 23

Мы прибыли домой. Мудрая Сова нас встречает с цветком ромашки и просит поделиться впечатлением от путешествия. У неё много вопросов, но позадавайте их друг другу сами.  Вы знаете, что ромашка не простая, а с заданием на каждом лепестке, это ромашка вопросов, нужно закончить вопросы. Командиры групп, подойдите, возьмите по лепестку.

(1)В какую страну путешествовали? Кто главный в этой стране? Почему? Какую часть речи изучили? Что существительные обозначают? На какие вопросы отвечают? Что нового узнали? Мой последний вопрос?

Кто сегодня за урок поставил бы себе пять. Я подскажу как себя оценить: вам всё было понятно на уроке, у вас больше улыбок за задания, чем огорчений.  Слайд 24

ДЗ нарисовать наше путешествие,  что вы запомнили и больше всего понравилось. Закончить упражнение 79 стр.47  

Вам понравилось путешествовать?

Мне тоже понравилось с вами путешествовать. В подарок от меня ладошки доброты и помощи, символ нашего года добровольцев. Всем спасибо за урок.

На ромашке только начало вопроса.

В какую страну…?

Кто главный ….?

Какую часть речи …?

На какие вопросы …?

Что нового …?

Дети оценивают себя

Коммуникативные

Участвовать в диалоге: слушать и понимать

Познавательные

Формулируют вопросы и ответы по теме урока

Личностные формируют нравственный аспект поведения

Регулятивные

Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом.

Осуществляют самооценку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка и презентация, 3 класс. "Имя существительное"

Урок .  русского языка и презентация  в 3 классе по теме " Имя существительное".В методической разработе исследование существительного - ветер по разделам : лексика, словообразование, морфол...

Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».

Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....

Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

урок русского языка в 4-м классе Склонение существительных

Обзор возможностей социальной сети работников образования1.         Для общения.2 ОРГмоментДомашнее задание...