Склонение имён прилагательных мужского и женского рода
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Харитонова Юлия Фёдоровна

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_4_klass.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Склонение имён прилагательных

мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж.

4 класс

Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж.

Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

Задачи: развивать умение распознавать падеж имени прилагательного; закрепить умение определять падеж имени существительного; расширять словарный запас детей; воспитывать внимательное отношение к людям, прививать культуру общения. 

Формируемые УУД:

  • познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
  • коммуникативные — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
  • регулятивные — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
  • личностные — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, слова для физкультминутки, опорные схемы.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 мин.)

Прозвенел звонок веселый, мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать.

II. Актуализация знаний. (4 мин.)

  1. Минутка чистописания.

Запишите сегодняшнюю дату. Классная работа.

Ий ыйойое ее

ого его

- Что напоминает первая строка? (окончания имен прилагательных в именительном падеже мужского и среднего рода единственного числа)

- Что можно сказать о типе соединения буквосочетаний? (верхнее и среднее)

- Как определить правильно падеж имени прилагательного? (по падежу имени существительного определить падеж прилагательного или задать падежный вопрос для имени прилагательного)

- Как проверить написание безударного окончания имени прилагательного? (проверить окончание по окончанию падежного вопроса имени прилагательного или вспомнить, какое окончание пишется у имени прилагательного в данном падеже и роде).

- Проверка д/з

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 

(4 мин.)

- Обратите внимание на буквосочетания на второй строке. О чём вам напомнили эти сочетания букв? (такое окончание у имён прилагательных родительного падежа мужского и среднего рода)

—  Прочитайте словосочетания

Фруктов… сад.,   глубок…. озера, горяч…. чая, скрипуч… дерева.

— Что для этого нужно знать, чтобы  записать словосочетания в родительном падеже? (Какие окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже.)

- Сформулируйте тему урока. (Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода).

— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие окончания могут иметь имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже, научиться правильно их писать.)

IV. Первичное закрепление полученных знаний. (10 мин.)

  1. Работа по учебнику (стр. 19-20).

Упражнение 33.

Рассмотрите схему.

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные в родительном падеже?

- Назовите имена прилагательные. Какие падежные окончания имеют имена прилагательные в родительном падеже?

- Какой согласный звук произносится в окончании прилагательного в форме родительного падежа? А какой буквой он обозначается на письме?

- Если основа слова в начальной форме прилагательного заканчивается на твердый согласный мы пишем окончание ого, если на мягкий – окончание его.

- Запишите словосочетания, вставляя нужное окончание

Упражнение 36. (устно)

- Прочитайте. Когда так говорят?

- Выделите в словах изученные орфограммы.

- Докажите, что имена прилагательные употреблены в форме родительного падежа.

- Определите тему диалога, где можно употребить любое из данных словосочетаний. Составьте небольшой диалог в паре с соседом.

  1. Словарная работа.

- Сегодня в наш орфографический словарь мы добавляем слово аппетит. Это слово к нам пришло из латинского языка, и означает «желание есть, ощущение голода». Его написание мы должны запомнить.

- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните орфограммы, которые необходимо запомнить.

- Подберите к слову однокоренные слова (Аппетитный, аппетитно, аппетитненький).

- Из упражнения 36 выпишите предложение я этим словом, добавив к нему имя существительное.

- Какая орфограмма появилась в этом предложении? (Обращение.)

- Как на письме выделяется обращение? (Запятыми)

V. Первичная проверка понимания. (7 мин.)

1. Работа по учебнику

Упражнение 37

Прочитайте. Запишите сочетания слов, ставя имена прилагательные в форме родительного падежа. Выделите окончания имен прилагательных.

- Устно составьте предложения с любым сочетание слов.

- Слова сосновый, зимний, пушистый разобрать по частям слова.

(дополнительная работа стр. 11 № 23)

VI. Физкультминутка. "Собери в корзинку" (3 мин.)

Найдите в классе слова - имена прилагательные в родительном падеже, прикрепите на доску. Докажите, что нашли правильно.

Снежный, снежного, пушистый, пушистогосеверного, северными, зелёного, светлого, солнечный, солнечного, летний, летнему, зимнего, зимнему, красивые, красивыми,красивоголетнего.

VII. Первичное закрепление. (10 мин.)

  1. Упражнение «Придумай прилагательное».

Подберите подходящие по смыслу прилагательные. Напишите словосочетания в тетрадь, укажите падеж.

ФИ ученика:

     1 вариант

До      ____            ого дерева

От     _____           ого снега

из    _____        ого леса

с       ______   его утра

из       ______     его молока

до      _____       его дома

ФИ ученика:

     2 вариант

С высок__      здания

возле стар__     дерева                         

до нов___    города                                  

около лев__          берега                      

у весенн__      ручья                              

 с ясн__              неба 

  1. Выборочный диктант

ФИ ученика

— Выпишите словосочетания «прил. + сущ.» в родительном падеже. Выделите окончания имён прилагательных.

1) На башнях древнего Кремля всё ярче звёзды светят………………………

2) Природа сонно нежится в лучах весеннего солнышка.-……………………

3) У маленьких детей щёки раскраснелись от сильного  мороза.   -……………………………………………………………………………………

4) Вокруг нового ученика собрались шумные дети.-……………………………………..

  1. Работа с карточками «Каждому своё».

ФИ ученика:

Напиши существительные и прилагательные в родительном падеже.

На опушке (зимний лес)-……………………………………………………………….,

на улицах (маленький город)-……………………………………………………….., приготовил для (любимый папа)-………………………………………………….,

вышел из (тёплый дом)-……………………………………………………………………….

ФИ ученика:

Найди ошибки в написании окончаний имён прилагательных, спиши словосочетания, исправив ошибки.

Около старая дерева, из спелое яблока, белой снега, около большими дома, без тёплые одеяла.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(3 мин.)

Упражнение 35 (стр. 19), (т) стр. 11 № 24

— Прочитайте текст.

— Какова его основная мысль?

— Вам необходимо списать, вставляя пропущенные буквы и дописывая окончания имен прилагательных. Указать падеж имен прилагательных с пропущенными окончаниями.

- Устно разобрать слова глубокого и смысла как часть речи, пользуясь памяткой на стр. 146.

IX. Рефлексия. (3 мин.)

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что мы повторили?

— За что вы можете себя похвалить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема:" Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода."

Этот конспект урока может пригодиться для учителей 4-х классов.  Цель урока: Закрепить  умение  различать имена прилагательные мужского  и женского рода; развивать мышление, речь, ...

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода "

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода....

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода"

Презентация к уроку русского языка 4 класс ""Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода"...

Конспект урока по русскому языку на тему: ««Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода, отвечающий на вопрос какой»» (УМК "Перспектива")

Цель: формирование  навыка правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Планируемые результатыПредметные:- умение  определять...

Технологическая карта «Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода»

laquo;Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода»...