Урок русского языка по теме "Состав слова Окончание"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Открытие новых знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Состав слова. Окончание, его признаки. Выделение окончания в разных формах слова»

Цель: дать общее представление о составе слова; познакомить с окончанием, его существенными признаками; формировать умение выделять окончание в разных форма одного и того  же слова; обогащать словарный запас учащихся.

Ход урока

  • Организационный момент

Прозвенел звонок веселый,

Всех зовет он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

  • Словарно-орфографическая работа.

- Сейчас мы проверим, насколько вы внимательны.

- Угадайте словарное слово по его значению, запишите его в строку, поставьте ударение, подчеркните «опасное» место.

  • Обобщённое название предметов быта, используемых для приготовления, приёма и хранения пищи. (Посуда.)
  • Транспортное средство для перевозки пассажиров и грузов по рельсам. (Вагон.)
  • Промежуток времени в 30 дней. (Месяц.)
  • Полный комплект мужской или женской одежды. (Костюм.)
  • Сгустившиеся водяные пары в виде массы плотного тумана, скопившиеся высоко в воздухе. (Облако.)
  • Травянистое растение с тонкими обжигающими при прикосновении волосками на стебле и листьях. (Крапива.)

Самопроверка: сверить с записью на доске (или провести взаимопроверку).

- О составе чего мы будем говорить на уроке русского языка, вы узнаете из минутки чистописания.

  • Чистописание

Наш девиз не забываем

И все чаще повторяем:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

- Посмотрите внимательно на запись. Что в ней зашифровано? (Состав слова.)

  • Сообщение темы и цели урока

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Предположения учеников.)

Друзья! Наша задача такова –

Открыть всем, как устроены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют. (П. Чесноков.)

- Все на свете из чего-то состоит: лес из деревьев, облака – из множества водяных капель. Речь – из … (предложений), предложения – из … (слов). А слова также состоят из «строительного материала».

- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Состав слова.)

- Как вы считаете, для чего нужно знать состав слова? (Чтобы грамотно писать, правильно определять орфограммы в словах.)

  • Изучение нового материала

- Что является строительным материалом для дома? (Ответы.) А вот «строительные блоки» для слова или части слова называют морфемами.

Работа с учебником

- Посмотрите на «домик», в котором живут части слова, и скажите, сколько их. Назовите их. (Ответы.)

- С какой частью слова мы уже с вами знакомы? (С корнем.)

- В каких «комнатах» живут постоянные «жильцы»? (Ответы.) Почему вы так решили?

- А в какой «комнате» «жильцы» все время меняются?

- А почему они меняются?

- Итак, из каких частей состоит слово? (Ответы.)

Наблюдение за особенностями окончания как изменяемой части слова.

Работа с учебником

- Прочитайте текст. О чем говорится в тексте? Какое слово повторяется чаще других? (Белка.)

- Поставьте вопросы от выделенных слов к формам слова «белка». Запишите в столбец по образцу. В разных формах одного и того же слова выделите окончание знаком

- Какая часть слова изменяется в слове «белка»? (Окончание.) Ребята, когда мы изменяем слово, то образуются формы одного и того же слова. Они различаются только окончаниями, все остальные части слова остаются неизменными, и значение слова не меняется.

- А как «получить» формы слова? (Изменить слово по вопросам.)

- Итак, что такое окончание? (Ответы.)

- С помощью какого знака мы обозначаем окончание?

Работа с учебником (правило )

- Что такое окончание? Для чего оно служит? (Ответы.)

Физкультминутка

Наблюдение за ролью окончания как средства выражения связи слов в предложении.

На доске записан текст телеграммы: «Завтра приеду в ваша школа. Купите вкусным к(о,а)нфет».

- Прочитайте телеграмму, которую прислал Незнайка.

- Все ли понятно в телеграмме? Почему?

- Связаны ли слова друг с другом по смыслу?

- Что нужно сделать? Что получилось? Прочитайте.

- Запишите телеграмму правильно, подчеркните слова, которые вы изменили.

- Для чего нужно было изменить слова? (Чтобы связать слова в предложении.)

VI. Закрепление изученного

Работа с учебником

Упр. 114, с. 76

Прочитайте. Запишите выделенные слова в столбик, обозначьте окончание.

VII. Подведение итогов урока.

- Послушайте маленькое четверостишие и подумайте, какой части слова могут принадлежать эти слова? (Окончанию.)

Я слова все свяжу,

Хоть и временно.

Ведь недаром всю жизнь

Беззаветно служу

Я родному морфемному племени.

- Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?

VIII. Домашнее задание.

Упражнение 115 с. 78; правило – с.76.

IX. Рефлексия.

Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево – дерево «Творчество». Оно поможет вам выразить ваше отношение к уроку. Для этого вам нужно прикрепить к нему одну из трех фигурок, которые есть у каждого из вас:

  • Если урок для вас был полезным и вы остались довольны – прикрепите к дереву плоды – яблоки;
  • Цветы – если интересными были лишь отдельные моменты;
  • Листочки – урок не принес вам пользы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока русского языка по теме "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени"

План проведения урока русского языка в 4 классе. Программа "Начальная школа XXI века"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения и презентация....

технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы слова. Окончания», 3 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, о...

Технологическая карта урока русского языка "Проверка орфограммы в окончании слов, называющих действие" (УМК "Система Эльконина-Давыдова", 3 класс)

Цель урока: формирование знаний о правописании личных окончаний глаголов.Задачи урокаДидактические:закрепление знаний о правописании личных окончаний глаголов;закрепление умения определять спряжение г...