МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Перенос слов»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Донкова Марина Владимировна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Перенос слов»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Перенос слов»

Донкова Марина Владимировна, учитель начальных классов МОУ « СОШ №  6» г.о. Саранск.

I. Введение

 В проекте представлен урок русского языка в 1 классе по теме «Перенос слов», выполненный в рамках ФГОС.

 В методической разработке выделены требования к уровню знаний обучающихся по данной теме: учащиеся научатся, учащиеся учатся (имеют возможность научиться). Данная работа может быть интересна и полезна учителям, работающим по УМК «Школа России».

II. Актуальность 

Федеральный государственный образовательный стандарт НОО предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражает весь процесс достижения планируемых результатов.  

Тема «Перенос слов» является одной из важных в обучении русскому языку. Очень часто учащиеся 1-2 классов знают правила переноса слов, но допускают ошибки на практике. Не у всех обучающихся идёт быстрое формирование этого навыка (следует обратить внимание на тему «Перенос слов»). Поэтому эта тема актуальна. Использование системно-деятельностного подхода на уроках русского языка обеспечивает формирование готовности к саморазвитию, позволяет школьнику осознать данный материал и в дальнейшем безошибочно выполнять перенос слов.  

III. Цель и задачи проекта

Цель проекта: Разработка технологической карты урока по русскому языку. Задачи проекта:

 изучить требования ФГОС НОО и рекомендации к разработкам методического обеспечения современного урока;

 определить содержание технологической карты по заданной структуре в рамках УМК «Школа России»;

 разработать дидактический материал к уроку русского языка в 1 классе по теме «Перенос слов»;

 провести урок с использованием материала по программе.

1. Целевая группа проекта: учащиеся 1 класса.

Объект и предмет исследования.

Объект исследования: методическое обеспечение урока русского языка в 1 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Предмет исследования: технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме «Перенос слов». 

IV. Сроки реализации проекта: 5.09.2020

1. Подготовительный.

2. Основной.

3. Заключительный.

V. Проектное решение

Тема урока: «Перенос слов».

Тип урока: ознакомление с новым материалом (технология деятельностного метода)

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся навыка переноса слов с одной строки на другую.

Задачи:

– образовательные:

- создать условия для обучения учащихся правилам переноса слов, организуя самостоятельное наблюдение детей за языковым материалом.

–развивающие:

 - развивать умение видеть разные по количеству слогов слова;

- развивать орфографическую зоркость и орфографические умения (видеть в словах орфограмму, графически обозначать ее);

- развивать внимание, восприятие, мышление, умение объяснять свои действия.

–воспитательные:

- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде.

- способствовать воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы.

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

–регулятивные: - способствовать развитию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; соотносить учебные действия с изученным правилом; выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.

–познавательные: - обеспечить развитие умения ориентироваться на страницах учебника; в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме; под руководством учителя осуществлять действие  подведения под понятие; производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

–коммуникативные: - создать ситуации, способствующие формулированию понятного для одноклассников высказывание и обоснования свого мнения; взаимодействия с партнёром в рамках учебного диалога; согласования позиции и нахождения общего решение; адекватного использования речевых средств для представления результата; оформления своих мыслей в устной форме; слушания и понимания речи других.

– личностные: - создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, интереса к изучению нового материала;  способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные результаты: - способствовать приобретению знания о правиле переноса слов;

- создать условия для развития умения делить слова на слоги; переносить  слова с одной строки на другую;

- обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом переноса слов.

Межпредметные связи: литературное чтение, информатика.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная, работа в парах.

Методы: решение проблемных задач, наглядные, практические, контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, моделирования.

Ресурсы: компьютер, проектор, ИКТ-презентация, учебник «Русский язык» 1 класс  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, листочки-смайлики.

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе

по теме: «Перенос слов»   

Этапы урока и виды деятельности

Ресурсы

Деятельность учащихся

Форма организации УД

Содержание учебного материала

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

7

I.

Организационный момент (1 мин)

учащиеся приветствуют педагога,

проверяют готовность к уроку

фронтальная

- Порядок на столе,  порядок в голове.

- Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу. С улыбкой и хорошим настроением отправляемся в путь в страну знаний.

Проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу (личностные  УУД)

II.

Минутка чистописания (5 мин)

выполняют написание слогов с разным видом соединений

фронтальная

- Оцените свою индивидуальную работу по каллиграфии (письмо слогов с разным видом соединений): правильность выполнения, аккуратность выполнения (отметка значком на линеечке).

Оценка совместно с учителем и одноклассниками результата своих действий, внесение соответствующих корректив (регулятивные УУД)

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (регулятивные  УУД)

III.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (6 мин)

ИКТ-презентация

делают гимнастику для глаз,

формулируют правило на тему «Правописание безударного гласного в корне слова» и приводят примеры

фронтальная

Звуковой файл «Звуки леса»:

«Шагай!» – поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал
По дорожке Алёшка!
Ведь летом в лесу
Интересно, как в сказке:
Кусты и деревья,
Цветы и лягушки,
И травка зелёная
Мягче подушки!

 - Предлагаю вместе с Алешей отправиться в лес. В  этом лесу вас ждет что-то интересное. Смотрите, на экране доски в нашем лесу кто-то зашевелился. Кто это? (Старичок  Лесовичок)  

Лесовичок  предлагает сделать гимнастику для глаз: он будет показывать буквы, а вы должны составить из них слово.

- Какое слово получилась? (Лесок)

- В этом слове есть любимая буква нашего гостя. Звук, который она обозначает –  согласный, звонкий,  непарный, мягкий. Определите букву («л»).

- Верно. Давайте вспомним правила её написания. А какой еще звук может обозначать буква «л»?

- Какая  орфограмма есть в этом слове? Для этого определите  место ударения в слове. (В этом слове безударная гласная в корне слова)

- Как проверить безударный гласный в корне слова?   Подберите проверочные слова к слову лесок.

Учащиеся формулируют правило на тему «Правописание безударного гласного в корне слова» и приводят примеры. (Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным)

Проявление интереса к изучению нового материала (личностные  УУД)

Умение учитывать разные мнения и стремление сотрудничать; формулировать собственное мнение (коммуникативные УУД)

Правильно формулировать учебную задачу (регулятивные  УУД)

Умение понимать вопрос, в соответствии с ним уметь правильно строить ответ (познавательные УУД)

IV.

Формулирование  темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся  (8 мин)

слушают педагога,

составляют предложение из слов,

записывают его,

фиксируют проблему,

формулируют тему и цель урока

фронтальная

Работа  с деформированным предложением.

- Лесовик  неграмотный житель леса.  Он хотел записать предложение о лесе, но запутался в порядке слов.

Помогите Лесовику составить красивое предложение из данных слов:

Бегут первые ручейки по лесу

- Давайте его запишем.

-  Что случилось? Почему вижу поднятые руки?

(Предложение не помещается на одной строке. ЧТО ДЕЛАТЬ?)

-  Сформулируйте тему нашего урока. (Перенос слов  с одной строки на другую)

-  Как вы думаете, переносить слово нужно по определенным правилам или как-то по-другому?  (По слогам)

-  Верно, но кроме этого существуют еще определенные правила переноса слов.

-  Какие цели поставим сегодня перед собой? Что мы сегодня узнаем на уроке? Чему мы сегодня на уроке будем учиться? (Познакомимся с правилами переноса слов)

Умение понимать вопрос учителя, в соответствии с ним строить ответ (познавательные УУД)

Согласование позиции и нахождение общего решения; взаимодействие с партнёром в рамках учебного диалога (коммуникативные УУД)

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД)

V.

Построение проекта выхода из затруднения  (8 мин)

Работа на интерактивной доске

придумывают  слова с корнем лес;

записывают двусложные, трехсложные слова;

составляют алгоритм деления слов на слоги.

фронтальная

- Как будем переносить слово с одной строки на другую? Что для этого нужно сделать сначала?  

(Нужно разделить слово на слоги, поставить ударение)  - Для чего разделим слово на слоги? Как будем переносить слово с одной строки на другую? (Нельзя оставлять на строчке одну букву)

- Придумайте  слова с корнем лес. (Лесной, лесник, лесовик, лес)

- Назовите слова, в которых один слог. Докажите, почему. (В слове «лес» один слог, так как в этом слове один гласный звук)

Назовите двусложные, трехсложные слова. (Лесной, лесник, лесовик)

- Запишем слова  в тетрадь, разделим их черточками для переноса.

- Порассуждайте, как нужно переносить слова. С чего нужно начитать? Составьте алгоритм деления слов на слоги.

Работа на интерактивной доске:

Алгоритм (как перенести слово):

1. Прочитай слово.

2. Раздели его на слоги.

Помни:

1. Слова переносят по слогам.

2. Если в слове больше 2 слогов – у него несколько вариантов переноса.

3. Слова, состоящие из 1 слога переносить нельзя.

4. Первую букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку.

- Запишите слово «ученик», разделяя его для переноса.

- Итак, подведем итог. Что вы должны  знать при переносе слов с одной строчки на другую? (Слова, состоящие из одного слога, переносить нельзя. Первую букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку)

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД)

Формулирование понятного для одноклассников высказывания и обоснование своего мнения (коммуникативные УУД)

Умение проводить сравнение и  классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; под руководством учителя осуществлять действие  подведения под понятие (познавательные УУД)

Выполнение учебного задания: разработка и составление  алгоритма (регулятивные  УУД)

VI.

Физкультминутка на релаксацию (1 мин)

ИКТ-презентация

повторяют движения за учителем

коллективная

Солнце спит, и небо спит,

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок-

Небо тучей заволок и деревья раскачал.

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крышам.

Солнце клонится все ниже,

Вот и спряталось за тучки,

Ни один не виден лучик.

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (регулятивные  УУД)

VII.

Реализация проекта, структурирование полученных знаний (5 мин)

ИКТ-презентация

работают с интерактивной доской,

находят насекомых

парная работа

Лес – это дом для многих растений и животных.  Здесь  можно встретить самых разнообразных насекомых. Ребята, посмотрите на доску, Лесовик придумал для вас задание:

Среди букв спрятались названия насекомых, которых можно встретить в его лесу.

Работа в парах. Найдите этих насекомых (слайд, карточки):

л

п

ч

е

л

а

ш

к

к

х

ъ

к

м

и

с

а

ш

м

е

л

ь

о

р

г

х

ф

п

п

х

п

я

м

ш

е

ё

ё

о

я

ж

у

б

а

б

о

ч

к

а

х

о

и

о

с

о

а

р

а

ф

и

а

а

к

а

а

ь

 

Итак, у нас получились слова: муха, пчела, шмель, бабочка,  оса. Проверьте работу в парах, маркером выделите найденные слова, объясните их значение.

Умение выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом (регулятивные УУД)

Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД)

Умение  формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога  (коммуникативные УУД)

VIII.

Первичное закрепление и самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 мин)

работа с учебником,

ИКТ-презентация

выполняют упражнение 5 из учебника,

придумывают слова по моделям,

вспоминают алгоритм переноса слов с одной строки на другую.

индивидуальная работа

фронтальная

работа

-  Переходим к этапу «Закрепление».

  Работа с учебником. Упражнение 5. 

-Прочитайте, запишите слова, покажите их перенос. Действуйте по алгоритму (алгоритм на интерактивной доске).

- Чем интересно слово ОСА?  (Слово ОСА состоит из двух слогов, но переносить его нельзя, так как первый слог состоит из одной буквы, ее нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)

- Выполните аналогичную работу с остальными словами с опорой на алгоритм.

- Разделите слова на слоги: лиса, лисица, туча, ландыши.

 Комментированное письмо у доски.

Например, в слове «енот» два слога, но перенести нельзя, т.к. одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить.

- Лесовик приготовил вам напоследок задание. Придумайте слова по моделям: слово состоит из трех слогов с ударением на первом слоге; слово состоит из двух слогов с ударением на первом слоге; слово состоит из трех слогов с ударением на последнем слоге. Слова разделите для переноса. Чтобы правильно выполнить данное задание, вспомните алгоритм переноса слов с одной строки на другую.

Умение выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом (регулятивные УУД)

Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)

IX.  

Рефлексия (3 мин)

листочки со смайликами

формулируют конечный результат своей работы на занятии,

оценивают свою работу на уроке.

индивидуальная

работа

- Мы переходим к последнему этапу – подводим итог работы на уроке.

- Оцените свою работу на уроке. Возьмите листочек со смайликом.  Вы сейчас разукрасите смайлик: зелёным – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания; жёлтым – если необходимо ещё поработать над  данной темой; красным – если вам необходима помощь учителя или одноклассников. Поднимите свои листочки, покажите свою самооценку.

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)

VI. Заключение

Урок русского языка разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Приложение 1.

Технологическая карта урока содержит следующую структуру: организационный этап, минутка чистописания,  актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности, формулирование  темы и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся, построение проекта выхода из затруднения, физкультминутка на релаксацию,    реализация проекта, структурирование полученных знаний, первичное закрепление и самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, рефлексия учебной деятельности.

Этапы урока взаимосвязаны и последовательны.

На уроке задания на определение орфограммы в слове, работа с деформированным предложением, работа с односложными и двусложными словами – направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий (ПУУД);

 задания на разработку и составление  алгоритма переноса слов, каллиграфическая минутка, упражнение 5 – направлены на формирование регулятивных универсальных учебных действий;

задания в парах, формулирование темы и цели урока – направлены на формирование коммуникативных универсальных учебных действий;

организационный момент и этап рефлексии – направлены на формирование личностных универсальных учебных действий.

На уроке использованы разные формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная, работа в парах).

Методы работы (решение проблемных задач, наглядные, практические, контроля, самоконтроля и взаимоконтроля).

VII. Список литературы

Приложение2

Технологическая карта.

Технологическая карта: основные понятия.

Учебное занятие - это форма организации обучения с группой обучающихся определенного возраста, постоянного состава.

Занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованный педагогом процесс передачи знаний, умений и навыков по конкретному предмету.Для того чтобы занятие стало результативным, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Большую помощь в этом оказывает составление технологической карты занятия.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности и в дидактическом контексте представляет проект образовательного процесса, в котором дается описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и т.п. (Большой энциклопедический словарь).

Технологическая карта урока – это: – способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам; – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы

Технологическая карта урока позволяет учителю:

– увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса;

– полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;

– корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;

– согласовывать действия учителя и ученика;

– организовать самостоятельную деятельность обучающихсяв процессе обучения.

–реализовать планируемые результаты ФГОС;

–сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;

–спроектировать свою деятельность на четверть (триместр), полугодие, год;

–спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

–выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

–соотнести результат с целью обучения;

–обеспечить повышения качества образования.

Превратить занятие в технологичное педагогу помогает:

– организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе;

– четкое, поэтапное объяснение на высоком уровне учебного материала или обучение практической операции;

– установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;

– обязательный контроль, который можно осуществить по ходу объяснения новой темы; после ее изучения и как итоговая проверка;

– реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей).Технологическая карта занятия представляет собой графический вариант традиционного плана-конспекта, которой присущи интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией и технологичность.

Форма записи занятия в виде технологической карты дает возможность:

–максимально детализировать его ещё на стадии подготовки;

–оценить рациональность и эффективность выбранного содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе;

–соотносить результат с целью обучения.

В технологической карте занятия педагогу необходимо зафиксировать узловые блоки:

–целеполагание (что необходимо сделать, воплотить);

– инструментальный (какими средствами это необходимо сделать, воплотить);

– организационно-деятельностный (какими действиями и операциями это необходимо сделать, воплотить).

Преимущества технологической карты

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

– образовательный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

– используются эффективные методы работы с информацией

– организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуальнопознавательная и рефлексивная деятельность учащихся;

– обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Тематические группы слов"

Данная разработка поможет интересно провести данный урок. УМК "Перспектива"...

Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."

     Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности ...