Конспект урока по теме: «Совершенствование речевых умений. Типы текста» в 4 классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Марина Ивановна Стасенко

Данный материал имеет практическую ценность: урок русского языка, построенный по УМК  «Начальная школа 21 века», даёт возможность повысить уровень требований к учащимся.

Урок соответствует требованиям, предъявляемым современному уроку. 

Цель урока:  Вспоминаем основные признаки текста: тематическое, смысловое и грамматическое единство; развиваем умение определять виды текста, озаглавливать текст.

Задачи: Расширять знания  о  тексте, развивать умение сравнивать и делать выводы.

 - Развивать устную речь, память, мышление, познавательную активность.

- формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_tekst_v_4_klasse.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Владимировская средняя общеобразовательная школа»

Урок по теме: «Совершенствование речевых умений. Типы текста» в 4 классе.

Подготовила:  учитель начальных классов Стасенко Марина Ивановна

Цель:  Вспоминаем основные признаки текста: тематическое, смысловое и грамматическое единство; развиваем умение определять виды текста, озаглавливать текст.

Задачи: Расширять знания  о  тексте, развивать умение сравнивать и делать выводы.

 - Развивать устную речь, память, мышление, познавательную активность.

- формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Оборудование: учебник «Русский язык» для 4 класса (авторы С.Д. Иванов, М.И. Кузнецова); технологическая карта урока, ноутбук для учителя, проектор, мультимедийная презентация; рабочая тетрадь

Планируемые результаты (УУД):

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

1 3 3  3  3

– Открываем тетради.

– Что надо записать? (Дату.)

 Красиво и аккуратно записываем число.

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Беседа.

– Ребята, давайте вспомним признаки текста – то, чем текст отличается от других записей. (В тексте все предложения объединены одной темой и одной основной мыслью).

– Верно, текст – это тематическое и смысловое единство.

Поэтому текст можно озаглавить.

Откройте свои учебники, упражнение 1 с.37. Прочитайте задание. Догадались, что мы будем делать на уроке? (Мы будем работать с текстом).

На доске обозначены признаки текста. Ученики называют признак текста.

 Признаки текста:

 1.Заголовок.

2. Начальное предложение – намечает тему текста, то есть о ком или о чём пойдёт речь.

3. Основная часть – в ней даются ключевые слова.

4.  Конечное, завершающее предложение показывает, что текст завершён, окончен (относительно его заголовка, темы).

Работа с текстом  в учебнике упр.1 на с.37 дети читают соответствующую часть текста составляют порядок выполнения задания.

  1. Нужно текст озаглавить.

- Вспомним, как это мы делаем? Читают текст

Варианты ответов детей:

 - Первое предложение подсказывает нам, что в тексте говорится о путешествии букв из страны в страну, прежде чем попасть в наши буквари. Значит можно озаглавить: «Путешествие букв».

- Находим ключевые слова («путешествие букв», «из Древней Греции...», «Древний Рим...», «Болгария», «Россия», «азбука», «мудрое изречение»), которые отражают ответ на вопрос, «Где путешествовали буквы?». Отсюда, текст можно озаглавить более точно: «Происхождение азбуки», «Мудрые  буквы».

Завершающее предложение показывает, что текст завершён, окончен (относительно его заголовка, темы). Здесь это – «Итак, «аз»- я, «буки» - буквы, «веди» - ведать, знать, «глагол» - говорить, а слово «добро» в переводе не нуждается.

ΙI. Открытие новых знаний.

III. Развитие умений. Применение знаний.

1 3 4  2 3

– Итак, – обобщает учитель, все тексты делят на два типа по наличию аргументации:

– аргументативные (или тексты с аргументацией, к которым относятся рассуждения);

– неаргументативные, к которым относятся описание (отвечает на вопрос какой?) и повествование (отвечает на вопросы в какой последовательности? как всё произошло?).

В основе этих текстов лежит временной признак – в описании чаще всего говорится о признаках предмета – в данный момент; в основе повествования – развитие действия, события.

 

Аргументативные                                

                                                 Неаргументативные

Рассуждение

Почему?

Описание

Какой?

Повествование

Как это произошло?

Почему именно ….

Вот почему….

Видели бы вы какая…!

Вот какая...!

Знаете, как это получить?

Так это и произошло!

Ответы на вопрос почему? даются не сразу, а в процессе беседы, но разговор идёт именно о том, почему ....

Таким же образом текст может быть превращен (устно) в повествование, отвечая на вопрос как это произошло?

Если рассуждения, описания и повествования написаны на одну тему, более очевидно структурное сходство (три части: зачин, основная часть, концовка), а также различия между этими типами текстов.

1  3  2

1. Работа в учебнике.

Прочитайте текст из упр.2 на с.38 учебника

- Как бы вы его озаглавили? (Красная площадь).

- Какой это вид текста? (повествование).

Обоснуйте ответ используя опорную таблицу.

Можно ли этот текст назвать текстом-рассуждением? Почему?

Ответы детей.

Вид текста - рассуждение:

Почему площадь названа  «красной»? …………….

Вот почему самую главную, самую красивую площадь называют   Красной площадью.

Вид текста - описание:

Видели бы вы, Красную площадь?...............

   Вот   какая красивая главная площадь страны!

Вид текста - повествование:

Знаете, как площадь стала «красной»?......................

Вот и  площадь самую главную, самую красивую с древних пор называют Красной площадью.

IV. Физкультминутка  

Чтобы нам не уставать,

Нужно малость пробежать

По прямым дорожкам длинным

Влево-вправо, влево-вправо 1,2,3,4

Вверх-вниз, вверх-вниз 1,2,3,4

Ох, забот у нас немало,

Пройдём по красному овалу 1,2,3,4

Получается на славу!

Зоркость, чтоб развить немножко

Пойдём по синей мы дорожке.

 

V. Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа. 1  3 3 2

 Ученики составляют и записывают три варианта текста, работая с зачином и концовкой.

VI. Итог урока.

 Назовите яркие признаки текста.

- Какие виды текстов вы можете назвать?

- Какими новыми понятиями пополнилась ваша копилка знаний по русскому языку?

  Оцените свою работу:

Подумайте, как каждый из вас поработал на уроке.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Напишите слово « Я»  на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.

Понял

Понял, но …

Не понял

- Спасибо за работу на уроке.

VII. Домашнее задание.

– Выписать словарные слова (с. 37 упр.1), сгруппировав их по общему признаку.

Превратить описание в повествование и записать.????

Аннотация

  Главной целью начального образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, его физическое и психическое развитие, формирование умения учиться. В школе реализация данных целей  происходит в основном в процессе учебной деятельности. А основной учебной деятельностью школьника является урок.

     Представленный урок  является обобщающим уроком по теме «Текст» в разделе «Развитие речи». В процессе обобщения  изученного материала на уроке  учащиеся систематизируют знания, которые были получены на предыдущих уроках и учатся применять их на практике.

    Для достижения поставленных целей на уроке используются различные методы и приёмы, активизирующие учебно-познавательные мотивы учащихся. Прежде всего -  постановка проблемы и поиск путей её решения, групповая работа, работа в парах. Одним из новых приёмов, используемом на уроке, можно назвать подвижную деятельность учащихся на уроке – это  подвижная групповая деятельность, в ходе выполнения которой дети решают поставленную перед ними задачу.

    Необходимо помнить и о здоровьесберегающем  факторе на уроке. Это прежде всего проведение физминутки, которая должна быть не отвлекающим моментом, а неотъемлемой  частью урока, нести в себе познавательный момент.

   Содержание, структура и методическое оснащение данного урока помогают формировать такие необходимые для успешного обучения компоненты учебной деятельности, как контроль и самоконтроль, оценка и самооценка учащихся.  

Пояснительная записка

     Представленный урок соответствует требованиям, предъявляемым современному уроку. Урок носит продуктивный характер, создаёт благоприятные возможности для усвоения изучаемого материала всеми учащимися.

   Данный материал имеет практическую ценность: урок русского языка, построенный по УМК  «Начальная школа 21 века», даёт возможность повысить уровень требований к учащимся.

     Повышается эффективность урока: учитывается индивидуальность каждого учащегося, развиваются творческие возможности ребёнка, а как следствие, повышается качество, результативность обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: Коррекция знаний, умений и навыков по теме «Глагол».

Урок по русскому языку для учащихся 4 класса по программе " Школа России" разработан по дистанционной технологии с разноуровневыми заданиями, входным и выходным контролем. Урок разработан на модульной...

Конспект урока по теме : " Совершенствование техники ловли и передачи мяча. Для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида.

Работа с мячом развивает ориентировку в пространстве, координацию движений,, внимание, самоконтроль. Учит работать в паре, в группе, четко выполнять задания....

Конспект урока по теме «Роль имен прилагательных в тексте» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: знакомство с текстом-описанием; развитие умения употреблять имена прилагательные в тексте.Планируемые результаты:Предметные:уметь употреблять имена прилагательные в тексте;уметь распознава...

Конспект урока "Роль прилагательных в речи и в тексте" 4 класс

Данный материал предназначен учителям начальной школы. Урок входит в систему уроков по теме раздела «Имя прилагательное». Содержание урока соответствует программным требованиям. Материал у...

Конспект урока на тему: "Выделение предложения из сплошного текста и анализ данных предложений"

Конспект подгруппового логопедического урока по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза на тему: "Выделение предложения из сплошного текста и анализ данных предложений...