Проект урока по теме: « Понятие о словах, обозначающих действия предметов (о глаголах)»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Горохова Галина Николаевна

Урок разработан для обучающихся 2 класса (УМК Школа России) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Основные задачи урока направлены на формирование умения распознавать слова, обозначающие действия предметов, задавать к ним вопросы, составлять словосочетания с глаголами и существительными и учиться понимать роль глаголов в нашей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass.docx468.71 КБ
Файл glagol.pptx1017.98 КБ
Файл razdatochnyy_material.docx413.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Базинска ООШ им. Н.В. Сутягина

Проект урока по теме: « Понятие о словах, обозначающих действия предметов (о глаголах)»

УМК Школа России, 2 класс.

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ Базинской ООШ им. Н.В. Сутягина Бутурлинского района

 Горохова Галина Николаевна

Квалификационная категория __1__

Стаж работы учителем начальных классов_12__лет

                                                         

Бутурлино 

2020 год

Проект урока

Учебный предмет: русский язык.

УМК: Школа России, 2 класс

Тема урока: «Понятие о словах, обозначающих действия предметов (о глаголах)»

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: " Понятие о словах, обозначающих действие предмета." 

Цели: 

1. Образовательные: познакомить со словами, обозначающими действия предметов, ввести

понятие глагола; формировать умение устанавливать связь между словами, называющими

действия предметов и вопросами, на которые они отвечают; привлечь внимание учащихся к

тому, что слова, называющие действия предметов, могут называть действия одного или

многих предметов; обогащать словарный запас учащихся. 

2. Развивающие: развивать умение ставить вопрос к словам - глаголам, умение распознавать

слова, отвечающие на вопросы: что делает? что делают? что делали? и т.д.; развивать

коммуникативные навыки. 

3. Воспитательные: воспитывать аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность,

умение слушать одноклассников, любовь к природе, к предмету.

Тема: " Понятие о словах, обозначающих действие предмета." 

Цели: 

1. Образовательные: познакомить со словами, обозначающими действия предметов, ввести

понятие глагола; формировать умение устанавливать связь между словами, называющими

действия предметов и вопросами, на которые они отвечают; привлечь внимание учащихся к

тому, что слова, называющие действия предметов, могут называть действия одного или

многих предметов; обогащать словарный запас учащихся. 

2. Развивающие: развивать умение ставить вопрос к словам - глаголам, умение распознавать

слова, отвечающие на вопросы: что делает? что делают? что делали? и т.д.; развивать

коммуникативные навыки. 

3. Воспитательные: воспитывать аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность,

умение слушать одноклассников, любовь к природе, к предмету.

Тема: " Понятие о словах, обозначающих действие предмета." 

Цели: 

1. Образовательные: познакомить со словами, обозначающими действия предметов, ввести

понятие глагола; формировать умение устанавливать связь между словами, называющими

действия предметов и вопросами, на которые они отвечают; привлечь внимание учащихся к

тому, что слова, называющие действия предметов, могут называть действия одного или

многих предметов; обогащать словарный запас учащихся. 

2. Развивающие: развивать умение ставить вопрос к словам - глаголам, умение распознавать

слова, отвечающие на вопросы: что делает? что делают? что делали? и т.д.; развивать

коммуникативные навыки. 

3. Воспитательные: воспитывать аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность,

умение слушать одноклассников, любовь к природе, к предмету.

Задачи  урока:

- формировать умения распознавать слова, обозначающие действия предметов,  задавать к ним  вопросы, составлять словосочетания с глаголами и существительными. Учиться понимать роль глаголов в нашей речи.

Предметные результаты:

- умение распознавать глаголы и понимать их роль в нашей речи.

- умение различать имена существительные и глаголы по вопросам.

- умение применять открытый способ действия по определению глаголов.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

-  умение выделять новую информацию, структурировать  и фиксировать  схематично открытые  знания с помощью учителя;

- умение анализировать, сравнивать, группировать имена существительные и глаголы по их вопросам;

- умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы ее решения  с помощью учителя.

Регулятивные:

 - умение планировать общий способ действия для решения конкретной задачи с помощью учителя;

- последовательно выполнять все операции по алгоритму, используя речь для регуляции своих действий.

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,  слушать и понимать речь других;

- умение  осознанно строить речевые высказывания;

- умение взаимодействовать и помогать;

-умение  формулировать  высказывания, используя изученные термины.

Личностные:

-  познавательный интерес к новому учебному материалу и способу открытия нового знания;

- эмоционально-ценностное отношение к коммуникативной направленности изучения русского языка;

-  осознанное отношение к качеству построения собственной устной и письменной речи.

Оборудование:

-  учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2 кл. М.: Дрофа, 2016 год;                                                 

- компьютер с выходом в Интернет;

- мультимедийный проектор;

- раздаточный материал для индивидуальной и  групповой работы.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы 

В области морфологии:

- знают имена существительные, их значение, признаки, использование в речи.

- умеют находить слова, обозначающие действия предметов, задавать к ним вопросы.

Этапы урока и хронометраж

№ п/п

Название этапа

Хронометраж

1

Мотивация к УД

4 мин

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

6 мин

3

 Постановка учебной задачи  

5 мин

4

Открытие нового знания

8 мин

5

Физкульминутка

2 мин

6

Открытие способа действия

5 мин

7

Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)

7 мин

8

Самостоятельная работа

5 мин

9

Рефлексия УД

3 мин

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое основание: формируемые УУД (группа УУД  и название конкретного УУД) , средства их формирования (формы, методы, приемы и т.п.)

1 этап

Мотивация к УД

Ребята, Вы хотели бы найти клад? А что это такое?

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся.

Нас ждут трудности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

- Что возьмём с собой в путь?

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Не забывайте про наклон тетради, расстояние от глаз до тетради, про осанку.

Слайд 2.

На экране буквы  Р Л М Г Й

Мысленно уберите буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки, и узнаете букву для чистописания (Г).

Дайте характеристику звукам, которые может обозначать эта буква.

(На доске запись). Спишите буквы, продолжив последовательность.

Гг //Ггг//

Слайд 3.

На экране слова:

м..шина  п..тух  за..ц  уч..ник  б..рёза

-Что общего у этих слов?

- На какие две группы можно разделить эти слова?

Выполняют самостоятельно, записывая в столбики (самопроверка по экрану).

Слайд 4.

- Оцените свою работу, используя карточки.

- у кого нет ни одной ошибки поставьте ,

- одна-две ошибки,

- три и более?

https://clipart-best.com/img/smiley/smiley-clip-art-8.pnghttps://img2.freepng.ru/20180326/lee/kisspng-smiley-emoticon-computer-icons-clip-art-face-5ab87950d3f546.7657082615220391208682.jpghttps://img2.freepng.ru/20200528/fyg/transparent-smiley-yellow-cartoon-font-meter-5ed03823c56904.2936012515907041638086.jpg

-  Клад - это богатство, деньги, золото.

- Клад- знания

- Внимание, наблюдательность, целеустремлённость, терпение и т.д.

- Г

- Эта буква обозначает согласный, звонкий, парный звук, который может быть твердым или мягким.

- Предметы, существительные, непроверяемые безударные гласные.

- Одушевленные и неодушевленные

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к коммуникативной направленности изучения русского языка.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

-умение  формулировать  высказывания, используя изученные термины.

- умение взаимодействовать и помогать;

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

2 этап Актуализация знаний и фиксация индивидуальных

  затруднений.

Всему название дано – 
И зверю и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все что может видеть глаз – 
Над нами и под нами –
И все что в памяти у нас, -
Обозначено словами.

- Сколько чудесного и таинственного прячется за словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат. Слов в русском языке очень много. И все они делятся на группы (части).

Слайд 5.

(На экране кластер «Части речи», который заполняется по мере воспроизведения информации).

Давайте вспомним,  какую часть речи мы уже знаем?

А что они обозначают?

- Вспомните, на какие вопросы они отвечают?  

Работа с карточками №1.

собака -

черепаха –

рыба -

птица -

ветер      -

бежит

- Посмотрите на слова в карточке. Найдите лишнее слово.

- А что можем про это слово сказать?

- А какой вопрос можно к нему задать? - К какому существительному оно подходит по смыслу?

Давайте допишем к каждому существительному подходящие по смыслу слова, которые обозначают действие, задавая вопрос.

Слайд 6.

Какие слова-действия вы записали?

- Что мы уже можем записать об этих словах в наш кластер-схему?

- А что мы не знаем про эти слова?

- Имена существительные.

- Предметы.

- Кто? Что?

Перечисляют

- Бежит.

- Оно обозначает действие предмета.

- Что делает?

- Собака.

Работают индивидуально.

Дети читают.

- Как называется эта часть речи.

Предметные результаты:

- умение различать имена существительные и глаголы по вопросам.

Познавательные:

-  умение выделять новую информацию, структурировать  и фиксировать  схематично открытые  знания с помощью учителя;

- умение анализировать, сравнивать, группировать имена существительные и глаголы по их вопросам;

- умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы ее решения  с помощью учителя.

3 этап  Постановка учебной задачи  

Слайд 7.

Посмотрите на экран. Предлагаю объединиться в группы по 4 человека и разгадать кроссворд (из упр. 250 с.18) и узнать, как же называется новая часть речи.

- Давайте прочитаем в выделенных клетках, как называются слова, обозначающие действия предметов?

На какие вопросы они отвечают?

Прочитайте тему урока на слайде.

- Как вы думаете, какую учебную задачу мы должны выполнить на этом уроке?

Называют слова по одному ученику от группы (1-2 слова): прыгает, колет, варит, играет, загорает, лежит.

ГЛАГОЛ

«Глагол»

Дети пытаются сформулировать задачи урока с помощью учителя.

- Искать слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопрос что делает? И учиться находить слова, с которыми связаны глаголы.

 Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,  слушать и понимать речь других;

Познавательные:

- умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы ее решения  с помощью учителя.

4 этап

Открытие нового знания

- Что же такое глагол? Сделаем вывод.

- Прочитаем сведения о глаголе   на интерактивной образовательной онлайн-платформе Учи.ру.

- Совпали ваши предположения с тем, что вы прочитали ?

- Слово глагол произошло от старинного слова глаголить, то есть говорить.

Слайд 8.

Дополним кластер-схему.

- Это такие слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопрос «что делает?

- Да, только вопросов можно задать больше.

Коммуникативные:

- умение взаимодействовать и помогать;

-умение  формулировать  высказывания, используя изученные термины.

Познавательные:

-  умение выделять новую информацию с помощью учителя;

- умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы.

Личностные:

-  осознанное отношение к качеству построения собственной устной и письменной речи.

5 этап

Физкультминутка

Проведем необычную физкультминутку. Я называю название животного, а вы покажите его движение, кто как передвигается.

Заяц

Слон

Птица

Рыба

Конь

А как человек? Садитесь.

Дети выполняют движения

6 этап

Открытие способа действия

Слайд 9.

- Давайте составим вместе алгоритм действий по определению глагола. Какие вопросы задавали?

На слайде представлен алгоритм,  все пункты алгоритма появляются по очереди.

-Что обозначает слово?

-На какой вопрос отвечает?

 Регулятивные:

 - умение планировать общий способ действия для решения конкретной задачи с помощью учителя.

7 этап.

Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)

Выполним задание в учебнике стр. 18, упр. 251. У доски, проговаривая.

- Прочитайте загадку. Отгадайте.

Назовите действия ветра.

- Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Как называется?

Слайд 10.

На экране слова.

- Работаем самостоятельно по вариантам. Найдите в каждой группе слов глаголы и выпишите их.  

1. Вариант.

Поёт, дремлет, ветер, играет.

2 Вариант.

Убирает, зарядка, одевает, пишет.

Проверяем.  Какие слова выписали?

Почему?

Кружит (действие предмета, что делает? глагол), свистит  (действие предмета, что делает? глагол), и т.д.

Выполняют задание.

1. Вариант.

Поёт, дремлет, играет.

2 Вариант.

Убирает, одевает, пишет.

- Обозначает действие предмета. Отвечает на вопрос что делает?

Регулятивные:

 - последовательно выполнять все операции по алгоритму, используя речь для регуляции своих действий.

Познавательные: 

- пополнение лексического запаса

8 этап

 Самостоятельная работа

Слайд 11.

– Так ли важны глаголы в нашей речи? Убедимся на примере текста.

На экране текст.

Прибежал Волчонок и стал рассказывать о жизни зимой.

        . . .   вьюга в лесу.  Снег  . . .       тропинки.  По сугробам  .  .  .     голодный волк.  Он    . . .      .свой хвост.    Волк  . . .   добычу.

       На краю леса  . . .     деревня. Тихо  . . . волк к деревне.                                                                                                                                                                                                                          

Учитель читает текст без глаголов. 

- Понравился? Нет. Почему?

- Глаголы действительно помогают точно описывать действия, но для этого нужно верно подбирать глаголы.

Давайте вместе подберем восстановить текст, добавив глаголы.

Сильные дети выполняют  выполнить без карточек-подсказок (№3). Другие используют  подсказки-глаголы (№4).

 Глаголы-подсказки: воет,  ищет, бежит,                                           поджал,  заметает, стоит, крадётся.    

Какой вывод сделаем?  

- Глаголы, одна из важнейших частей речи в русском языке. Глагол делает нашу речь точной и понятной.  

Слайд 12

 - Я задумала предмет, подобрала к нему возможные действия.

- Бегает, прыгает,  играет,  сторожит,  лает.  Что это за предмет?

Слайд 13

- Ползает, шипит, извивается. Что это за предмет?                                                                                                                                                                                                                                                          

- Было  не понятно.

- В нашей речи глаголы очень важны?

- Собака. 

- Змея.

Регулятивные: умение планировать общий способ действия для решения конкретной задачи.

Предметные результаты:

- умение распознавать глаголы и понимать их роль в нашей речи.

- умение различать имена существительные и глаголы по вопросам.

- умение применять открытый способ действия по определению глаголов.

9 этап

Рефлексия УД

Слайд 14

- Что нового узнали на уроке?

-Какие открытия сделали?

Что было интересно на уроке?

- Что было важным на уроке?

- Поднимите смайлик, соответствующий вашему настроению после урока.

Слайд 15

Д/З. Упр. 252. Прочитайте задание. Кто может рассказать, что нужно сделать?

 Дополнительно можно выполнить задания на интерактивной образовательной онлайн-платформе Учи.ру.

Слайд 16

Отвечают

Коммуникативные:

- умение участвовать в учебном диалоге, коллективном обсуждении проблемы;

- умение  осознанно строить речевые высказывания.

Регулятивные:

 - умение планировать общий способ действия для решения конкретной задачи;

 - умение последовательно выполнять все операции по алгоритму, используя речь для регуляции своих действий.

Коммуникативные: умение  осознанно строить речевые высказывания.

Личностные: эмоционально-целостное отношение к качеству построения своей речи.

Литература
- Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под. Ред. Н.Н.Деменевой. – М.: АРКТИ, 2012.

- Русский язык 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2012.

- Интекавтивная образовательная онлайн-платформа Учи.ру.

- https://presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html  Оригинальные шаблоны для презентаций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык «Понятие о словах, обозначающих действия предметов (о глаголах)» УМК Школа России, 2 класс.

Слайд 2

Р Л М Г Й

Слайд 3

м..шина п..тух за.. ц уч ..ник б..рёза Кто? п е тух за я ц уч е ник Что? м а шина б е реза

Слайд 4

- Без ошибок - Одна-две ошибки - Три и более

Слайд 8

Глагол

Слайд 9

Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?

Слайд 10

Найдите в каждой группе слов глаголы и выпишите их. 1. Вариант. Поёт, дремлет, ветер, играет. 2 Вариант. Убирает, зарядка, одевает, пишет.

Слайд 11

Прибежал Волчо но к и стал рассказывать о жизни зимой . . . . вьюга в лесу . Снег . . . тропинки . По сугробам . . . голодный волк . Он . . . свой хвост . Волк . . . добычу . На краю леса . . . деревня . Тихо . . . волк к деревне . за метает Воет бежит поджал ищет стоит крадется

Слайд 12

бегает играет прыгает сторожит лает

Слайд 13

ползает шипит извивается

Слайд 15

Д/З . Упр. 252. Прочитайте задание. Кто может рассказать, что нужно сделать? Дополнительно можно выполнить задания на интерактивной образовательной онлайн-платформе Учи.ру .

Слайд 16

МОЛОДЦЫ



Предварительный просмотр:

собака

черепаха

рыба

птица

ветер  

бежит

Карточка №1

Карточка №2 (кроссворд)

        

Карточка №3. (для сильных учеников)

Прибежал Волчонок и стал рассказывать о жизни зимой.

_____________ вьюга в лесу.  Снег __________тропинки.  По сугробам___________ голодный волк.  Он ________свой хвост.    Волк _________ добычу.

       На краю леса ________деревня. Тихо ___________волк к деревне.                                                                                                                                                                                                                          

Карточка №4. (для остальных учеников).

Прибежал Волчонок и стал рассказывать о жизни зимой.

_____________ вьюга в лесу.  Снег __________тропинки.  По сугробам___________ голодный волк.  Он ________свой хвост.    Волк _________ добычу.

       На краю леса ________деревня. Тихо ___________волк к деревне.                                                                                                                                                                                                                          

Глаголы-подсказки: воет,  ищет, бежит, поджал,  заметает, стоит, крадётся.    

Сигнальные карточки

65825423.gifsmile-ravno.jpg2468c76c-d392-454f-8a99-2a6017bb7c81.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 2 кл. по теме "Понятие о словах, обозначающих действие предметов"

Презентацию можно использовать как дополнительный материал к уроку русского языка....

Конспект открытого урока по русскому языку «Понятие о словах, обозначающих действие предмета»

ознакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос что делает?; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение....

Русский язык. 2 класс. "Понятие о словах, обозначающих действия предметов (глаголах)".

Русский язык. "Понятие о словах, обозначающих действия предметов (глаголах)". Урок выполнен для работы с устройством MIMIO....

Понятие о словах, обозначающих действие предмета

Урок во 2-ом классе по программе "Школа России" (Рамзаева)...

1.Глагол. Понятие о словах, обозначающих действия предмета.

Цель урока: ознакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос «что делает?»; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение. Оборудование: ноутбук, про...