Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к словам"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Зартдинова Эльвира Мугалимовна

Разработка урока русского языка во 2 классе по ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deystvie_predmeta_2_klass.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по ОС «школа-2100»

Тема: Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к словам.

Цели:

  1. Дать понятие о словах, которые отвечают на вопросы что делает? Что сделает? Что сделал?
  2. Развивать орфографическую зоркость, умение сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы.
  3. Воспитывать трудолюбие, аккуратнось.

Оборудование:

  1. Таблички со словами: мальчик, берёза, ворона, высокая, чёрная, красивая, бежит, каркает, стоит, что делает? кто? какой? какая? предмет, признак предмета, действие.
  2. Таблица с фразеологизмами:

Уносить ноги - …

Чесать языком - …

Ломать голову - …

  1. Карточки с текстом упражнения 81.

Ход урока

  1. Организация обучающихся на работу.

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит сделать несколько открытий. Вы будете учёными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.

     II.       Минутка чистописания.

- А начнём мы с минутки чистописания. Определите порядок написания букв в строке: Ввя Ввю Ввэ…(Заглавная В, строчная в чередуются с гласными буквами с конца алфавита)

- Напишите строчку букв в указанной последовательности, пользуясь алфавитом.

- Дайте характеристику звуку, который обозначает буква В.

     III.      Актуализация знаний.

- Прочитайте слова, записанные на доске про себя (мальчик, бежит, красивый, высокая, берёза, стоит, каркает, ворона, чёрная)

- Какие орфограммы вы заметили в этих словах? Объясните их правописание.

- Как вы думаете на какие группы их можно разбить? (если возникает затруднение – Найдите имена существительные)

Запись словарных слов с комментированием: мальчик, берёза, ворона.

- Задайте вопросы к данным словам.

- Что вы знаете об именах существительных?

На доске:

ПРЕДМЕТ

Кто? Что?

Мальчик

Берёза

Ворона

Определяю я предметы

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

- О какой части речи говорилось в стихотворении?

- Как вы догадались? (Имена прилагательные украшают речь)

- Назовите имена прилагательные.(красивый, высока, чёрная)

- На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?

На доске:

ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА

Какой? Какая?

красивый

высокая

чёрная

Чудное прилагательное знает весь свет,

Раскрасит как художник всякие предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

(хором) Какой? Какая? Какое? Какие?

      IV.      Постановка проблемы.

- Прочитайте, оставшиеся слова. (бежит, каркает, стоит)

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Чем они похожи?

По ходу урока на доске появляется запись:

ПРЕДМЕТ    ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА   ДЕЙСТВИЕ

Кто? Что?      Какой? Какая?                   Что делает

мальчик          красивый                             бежит

берёза             высокая                               стоит

ворона            чёрная                                 каркает

      V.     Открытие детьми нового.

- Ребята, соединение слова 1-го и 2-го столбиков по смыслу.

Работа в тетрадях.

(Кто?) Мальчик (что делает?) бежит.

(Что?) Берёза (что делает?) стоит.

(Кто?) ворона (что делает?) каркает.

    Физкультминутка. (Сопоставление единственного и множественного числа)

Учитель:                             Дети:

Я бегу, бегу, бегу,        Мы бежим, бежим, бежим,

Я на месте не стою.            Мы на месте не стоим.

Я гуляю, загораю,                 Мы гуляем, загораем,

Землянику собираю.             Землянику собираем.

Я по улице иду,        Мы по улице идём,

Я флажок в руке несу.        Мы флажок в руке несём.

На скамейке я сижу        На скамейке мы сидим

И о чём-то говорю.        М о чём-то говорим.

- Ребята, я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать: может ли действие существовать отдельно от предмета, или это невозможно.

- Прочитайте предложение « Мальчик бежит». Давайте попробуем «увидеть» действие «бежит» отдельно от «мальчика». Закройте глаза, представьте, какое оно – это «бежит»?

- Скажите, а что ещё может делать мальчик

- А нельзя ли другие действия увидеть отдельно от «мальчика»?

- Давайте проверим. Сейчас я приглашу к доске Радмира и попрошу его выполнить какие-нибудь действия. А вы понаблюдаете, не возникает ли рядом с Радмиром сами действия( Вызванный ученик рисует)

- Посмотрите ребята, Радмир сейчас рисует, но появилось ли рядом с ним живое существо в образе «рисует»?

- А теперь наш Радмир прыгает. Не пытается ли «прыгает» делать этот мальчик?

ВЫВОД. - Может ли действие совершаться без предмета? (Это не возможно. Если нет предмета, то нет и действия.)

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады

И хлеб в полях растёт.

        VI.      Первичное закрепление.

 1.Упражнение не внимание.

- Внимательно послушайте стихотворение, которое прочитает Диана. Ваша задача запомнить и назвать слова – действия.

В понедельник я стирала.

Пол во вторник подмела.

В среду я пекла калач, весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения.

- О ком говориться в стихотворении?

- Какие действия выполнила девочка?

- Что вы можете сказать о девочке?(Она трудолюбивая, добрая, гостеприимная.)

 2. Самостоятельная работа. (На карточке текст упражнения 81.)

- Прочитайте. Из какого произведения данный отрывок? (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

- Ваша задача найти в стихотворении слова-действия и подчеркнуть их.

 Проверка. Оценивание.

 3. Логическое задание.

- Замени каждое устойчивое выражение одним словом-действием.

Уносить ноги-…

Ломать голову-…

Чесать языком-…

Запись глаголов с вопросами: (что делать?) убегать, (что делать?) думать, (что делать?) разговаривать.

      VII.    Итог урока.

- Подведём итог нашего урока. С какими словами мы сегодня познакомились?

     VIII.    Д/З Упражнение 82.

      IX.     Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь слов в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.

1.Переводить информацию из одной формы в другую (схемы), упорядочивать её (строить алгоритмы рассуждений).            2.Дальнейшее обогащение сло...

"«Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действие предмета»

Конспект урока русского языка . Тема : «Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действие предмета»...

Презентация "Развитие умения ставить вопросы к словам,обозначающим действие предмета."

В презентации дети учатся находить слова, обозначающие действие предмета,ставить к ним вопросы и самостоятельно подбирать нужные по смыслу слова-названия действий....

Наблюдения над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам. Урок 1.

Русский язык2 классНаблюдения над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам. Урок 1.Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеев, О.В.Пронина.Урок с использованием ЭОР...