Главные вкладки

    Конспект открытого урока по русскому языку «Понятие о словах, обозначающих действие предмета»
    план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

     

    ознакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос что делает?; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka_-_2_klass.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока

    по русскому языку

    «Понятие о словах, обозначающих

    действие предмета»

    2 класс

    подготовила

    учитель начальных классов

    МОУ «Котельниковской средней

    общеобразовательной школы №1

    им. Героя Советского Союза Л.Д.Чурилова»

    Жогова Тамара Васильевна

    Тема: понятие о словах, обозначающих действие предмета.

    Цель: ознакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос что делает?; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение.

    Оборудование: ноутбук, проектор, экран, магнитофон, картинки на зимнюю тему, карточки для индивидуальной работы, учебник русского языка для 2 класса Т.Г. Рамзаева.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    2. Минутка поэзии.

    - Дети, посмотрите на эту картинку.

    - Зима.

    По ветвям гуляет

    дедушка – мороз,

    иней рассыпает

    по ветвям берез.

    3. Словарно-орфографическая работа.

    - Посмотрите на рассыпанные буквы.

                                         

                                                  М

                                      О                         З

                                                О                            

                                                           Р

    - Какое слово можно составить из них? (мороз)

    - Какое это слово?(словарное)

    - Давайте запишем его с новой строчки с маленькой буквы.

    - Сколько слогов в этом слове? (два)

    - Сколько букв? (пять)

    - Сколько звуков? (пять)

    - Сколько гласных? (две)

    - Сколько согласных? (три)

    4. Повторение пройденного материала.

    - Прочитайте пословицы о морозе.

    Береги нос в сильный мороз.

    Мороз не велик, а стоять не велит.

    - Запишите первую пословицу, но при этом вы должны вставить некоторые буквы.

    Береги нос в сил_ный моро_.

    - Какую букву вы вставили в слове сильный? (ь)

    - Какую роль он выполняет в этом слове? (обозначает мягкость предшествующей согласной)

    - Какую букву вы написали на конце слова мороз? (з)

    - Докажите (морозы, морозит).

    - На какой вопрос отвечает слово мороз? (Что?)

    - Что обозначают слова, отвечающие на вопросы Кто? или Что? (предметы, имена существительные) 

    5. Работа над новым материалом.

    - Прочитайте слова, которые вы видите на экране:

    блестит

    летит

    снежинка

    сверкает

    - Какое слово лишнее? (снежинка)

    - Почему? (обозначает предмет, все остальные слова обозначают действие предмета)

    - На какой вопрос отвечает слово снежинка? (Что?)

    - Что делает снежинка? (блестит, летит, сверкает)

    - На какой вопрос отвечают эти слова? (Что делает?)

    - Давайте запишем предложение о том, что делает снежинка. (Снежинка блестит, летит, сверкает.)

    - Поставьте запятые между словами, обозначающими действие предмета.

    - Посмотрите на экран и проверьте, так ли вы написали предложение.

    - Посмотрите, сколько изящных снежинок на доске. Они приготовили вам сюрприз. Для этого надо повернуть снежинки обратной стороной.

    (на каждую снежинку наклеена буква – ГЛАГОЛ)

    - Что обозначает глагол?

    Вывод на экране:

    Слова, которые отвечают на вопрос Что делает? называются глаголами.

    - А, только ли на такой вопрос отвечают глаголы?

    На экране вопросы:

    Что делать?

    Что делает?

    Что делал?

    Что будет делать?

    Что сделал?

    Что сделает?

    6. Физминутка.

    - Дети, мы с вами хорошо потрудились. Пришла пора отдохнуть. Представьте, что вы в зимнем лесу. Кругом тишина. Плавно кружатся снежинки. (Дети под музыку делают плавные движения)

    - Какие действия вы выполняли? (Мы кружились, приседали, наклонялись.)

    - Что обозначают эти слова? (действия предметов, глаголы)

    - Теперь снова за работу.

    - Как сказать одним словом?

    Хозяин лесной

    просыпается весной.

    А зимой под вьюжный вой

    спит в избушке снеговой.

    (Медведь)

    Сильный ветер со снегом? (Метель)

    На дворе горой,

    а в избе водой.

    (Снег)

    - Будем записывать эти слова в левый столбик с маленькой буквы.

    - Что написали на конце слов медведь и метель? (ь)

    - Что он обозначает? (мягкость предшествующих согласных)

    - Какую букву написали на конце слова снег? (г)

    - Докажите. (снега)

    - Давайте подберем к словам записанным в левый столбик слова, обозначающие действие предмета.

                                    Медведь                       спит

                                    Метель                         метет

                                    Снег                           кружится

    - Какая орфограмма встретилась в слове кружится? (сочетание ЖИ)

    - Что обозначают слова первого столбика? (предметы, имена существительные)

    - Что обозначают слова второго столбика? (действия предметов, глагол)

    7. Работа с учебником.

    Стр. 130-131, упражнение 251.

     - Отгадайте загадку.

    То по лесу кружит,

    то в поле свистит,

    но мы не видали,

    каков он на вид.

    В открытые окна

    нежданно влетит,

    то что-то прошепчет,

    то вдруг загудит.

    (Ветер)

    -Найдите слова, которые называют действия предметов. (кружит, свистит, не видали, влетит, прошепчет, загудит)

    - На какие вопросы они отвечают?

    - Спишите первое четверостишие. Подчеркните слова, обозначающие действия предметов двумя чертами.

    На экране вывод:

    Слова, которые называют действия предметов, отвечают на вопросы Что делать?, Что делает?, Что делал?, Что будет делать?, Что сделал?, Что сделает? – это глаголы.

    - Приведите примеры глаголов на любую тему.

    Работа с карточками.

    У каждого учащегося карточка.

    - Соедините линией предметы с действиями, которые они выполняют.

    заяц

    снежок

    еж

    деревья

    мороз

    спят

    прыгает

    трещит

    сверкает

    уснул

    снегирь

    птицы

    снег

    сугробы

    волк

    улетели

    намело

    скрипел

    рыщет

    клюет

    Трем ученикам я дала карточки с заданиями повышенной трудности.

    1. Найдите и укажите глаголы.

    В декабре снег покрыл землю, наступила настоящая зима.

    Белка от мороза спряталась в зимнее гнездо.

    1. Найдите и укажите глаголы.

    Вьюги намели большие сугробы снега.

    Ель накинула снежную шаль.

    Деревья и кусты укрылись хлопьями снега.

    3.      Найдите и укажите глаголы.

    Мышка выскочит на снег, оставит бусинки следов и опять спрячется под снег к себе.

    Мороз сковал реку льдом.

    Работа по учебнику.

    Стр.131, упражнение 252 (устно).

    - Найдите слова, которые обозначают действия предметов.

    8. Развитие речи.

    - Составьте предложения о зиме по картинкам. (устно)

    9. Подведение итога урока.

    10. Оценки

    11. Домашнее задание.

    Стр. 131, вывод.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка 2 кл. по теме "Понятие о словах, обозначающих действие предметов"

    Презентацию можно использовать как дополнительный материал к уроку русского языка....

    Конспект урока русского языка во 2 классе "Слова, обозначающие действия предметов"

    Урок позволяет тренироваться в умении находить слова, которые обозначают действия предметов, и ставить к ним вопросы. Так же задания данного урока развивают каллиграфический навык, орфографическую зор...

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе коррекционной школы VIII вида, тема «Слова, обозначающие действие предметов»

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе коррекционной школы VIII вида, тема «Слова, обозначающие действие предметов»...

    открытый урок по русскому языку "Слова обозначающие действия предметов" 2 класс.

    Урок по русскому языку во  2 классе на тему "Слова ,обозначающие действия предметов ".Программа "Школа России"....

    Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

    Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...