«Антонимы»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мазяркина Елена Владимировна
«Антонимы» конспект урока, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Русский язык

Класс: 3А класс

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Тема урока: «Антонимы»

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с понятием «антонимы».

Задачи (планируемые результаты)

Предметные:

– познакомятся с понятием «антонимы»;

– научатся находить антонимы в пословицах;

– объяснять смысл пословиц.

Личностные:

– создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, интереса к изучению нового материала;

– способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– способствовать развитию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– соотносить учебные действия с изученным правилом;

– выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом;

– оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.

Коммуникативные УУД:

– создать ситуации, способствующие формулированию понятного для одноклассников высказывание и обоснования своего мнения;

– взаимодействие с партнёром в рамках учебного диалога;

– согласование позиции и нахождение общего решения;

– адекватное использование речевых средств для представления результата;

– оформление своих мыслей в устной форме;

– слушание и понимание речи других.

Познавательные УУД:

– обеспечить развитие умения ориентироваться на страницах учебника;

– в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме;

– под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие; производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

– уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя  

Оборудование: учебник Русский язык, 3 класс Каленчук М. Л., тетрадь для самостоятельной работы Русский язык, 3 класс Байкова Т. А., мультимедийная презентация, карточки для самооценки.

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия)

I. Организационный момент

– Порядок на столе, порядок в голове.

Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу. С улыбкой и хорошим настроением отправляемся в путь в страну знаний.

Проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу (личностные УУД)

II. Минутка чистописания

– Откройте свои тетради и красиво запишите число и классная работа.

– Запишите пары слов.

Деликатный – вежливый

Изысканный – красивый

Кавардак – беспорядок

Навязчивый – назойливый

Опрятный – аккуратный

Чародей – волшебник

– Сравните свою работу с образцом по следующим критериям: правильность и аккуратность. Оцените своё письмо на полях.

Оценка совместно с учителем и одноклассниками результата своих действий, внесение соответствующих корректив (регулятивные УУД)

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (регулятивные УУД)

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

– Как называются слова, записанные в парах? (Синонимы)

– Прочитайте следующую пару.

Низко – высоко

– А про эту пару слов можно сказать, что это синонимы? Почему? (Нет, это не синонимы)

– Ребята, а мы знаем, как они называются? (Нет, не знаем)

Проявление интереса к изучению нового материала (личностные УУД)

Умение учитывать разные мнения и стремление сотрудничать; формулировать собственное мнение (коммуникативные УУД)

 Правильно формулировать учебную задачу (регулятивные УУД)

Умение понимать вопрос, в соответствии с ним уметь правильно строить ответ (познавательные УУД)

IV. Формулирование темы и задач урока

– Откройте содержание нашего учебника, на какой странице находится интересующая нас тема? (С.95) 

– Кто может назвать тему сегодняшнего урока? (Антонимы) 

– Какие цели поставим сегодня перед собой? Что мы сегодня узнаем на уроке? Чему мы сегодня на уроке будем учиться? (Что такое антонимы? Для чего они нужны?) 

Познакомятся с понятием «антонимы»

Умение понимать вопрос учителя, в соответствии с ним строить ответ (познавательные УУД)

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД)

V. Изучение нового материала

Работа по учебнику. Упражнение 82 (с. 95–96)

– Прочитайте информацию на плакате Летучей Мыши. Что нового узнали?

– В следующих пословицах найдите антонимы и выпишите их (Больше – меньше. Маленькое – большое. Дело – безделье. Горького – сладкого. Ложь – правда. От радости –

от печали. Старые – молодые. Молодеют – стареют)

– В какой из пословиц две пары антонимов?

– А в какой сразу три пары?

Упражнение 83 (с. 96)

– Прочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл этих пословиц? 

– Выпишите пары слов, которые являются антонимами. Записывайте слова в начальной форме. (Найти – потерять. Больной – здоровый. Горе – радость.)

– В какой группе пословиц по две пары антонимов в каждой пословице? (Во второй части упражнения в каждой пословице по две пары антонимов: Недруг – друг, поддерживать – спорить. Радость – кручина, прямить – крючить. Добрый – дурной, толстеть – худеть)

Упражнение 84 (с. 96–98)

– Выпишите из текста стихотворения все пары антонимов (Низко – высоко; близко – далеко, мало – велико, кислый – сладкий)

– Как называется такой литературный прием, при котором используются антонимы? (Литературный прием, в котором используются антонимы, называется противопоставлением.)

Находить антонимы в пословицах

Объяснять смысл пословиц

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД)

Формулирование понятного для одноклассников высказывания и обоснование своего мнения (коммуникативные УУД)

Умение проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; под руководством учителя осуществлять действие  подведения под понятие (познавательные УУД)

Выполнение учебного задания: разработка и составление алгоритма (регулятивные УУД)

VI. Физкультминутка на релаксацию

Солнце спит, и небо спит,

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок-

Небо тучей заволок и деревья раскачал.

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крышам.

Солнце клонится все ниже,

Вот и спряталось за тучки,

Ни один не виден лучик.

VII. Закрепление изученного материала

Упражнение 85 (с. 98)

– Объясните смысл пословицы.

– Попробуйте произнести ее быстро: ничего особенного не замечаете? Это не только пословица, но и… (Данная пословица в то же время является и скороговоркой, в которой можно обнаружить три пары антонимов)

– Найдите каждому слову из 1-й части пословицы антоним из 2-й части.

– Выпишите слова-антонимы парами (Здоровый – нездоровый; нездоровое – здоровое; здорово – нездорово)

Упражнение 86 (с. 98–99).

– Найдите антонимы и выпишите их в начальной форме (Жара – холод.)

– К какой части речи относятся выписанные вами антонимы? (Эти антонимы являются существительными.)

– Составьте еще одну пару антонимов, в которых были бы те же корни, но чтобы они называли признаки предметов (Жаркий – холодный.)

– К какой части речи относятся эти антонимы? (Эти антонимы являются прилагательными.)

– Выполните то же задание для антонимов: ум – глупость, зима – лето (Умный – глупый, зимний – летний.)

– К какой части речи относятся эти антонимы? (Эти антонимы являются прилагательными.)

– Какой можно сделать из этого вывод? (Одну пару антонимов составляют слова одной и той же части речи)

Работа в тетради для самостоятельной работы. Упражнение 66

– Вставьте пропущенные буквы.

– Желтым карандашом подчеркните пару антонимов. Синим карандашом подчерните пару синонимов (Желтым карандашом подчеркиваю пару антонимов добрый – жадный, синим карандашом подчеркиваю синонимы грустный – печальный)

 

Объяснять смысл пословиц

Находить антонимы в пословицах

Умение выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом (регулятивные УУД)

Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД)

Умение формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога  (коммуникативные УУД)

VIII. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– Как изменяются существительные?

– Какое задание было самым интересным

и почему?

– Какое задание было самым трудным?

– Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)

IX. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке. Возьмите листочек со смайликом.  Вы сейчас разукрасите смайлик: зелёным – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания; жёлтым – если необходимо ещё поработать над данной темой; красным – если вам необходима помощь учителя или одноклассников.

Поднимите свои листочки, покажите свою самооценку.

Домашнее задание

Тетрадь для самостоятельной работы, упражнение 67.

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Антонимы" Урок русского языка во 2 классе УМК Начальная школа XXI века

Урок получения новых знаний с мультимедийной презентацией....

Урок "Синонимы и антонимы".

Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....

Система упражнений по работе с антонимами

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...

Урок русского языка во 2 классе "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"

Технологическая карта урока русского языка  во 2 классе по теме:   "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"  по системе Л.В. Занкова...