Учебно -методический материал Русский язык 3 класс
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Малышенко Инна Николаевна

Предварительный просмотр:

Диктант.

Живой уголок

В нашей школе есть живой уголок. После уроков мы спешим туда. Там у нас много работы. Антон чистит клетки птичкам. Около окна живёт морская свинка. Вова принёс ей воды. Валя и Аня поливают цветы и протирают листья. Юра напоил ёжика молоком.

Мы всегда работаем дружно. (45 слов)

Слова для справок: есть, после, всегда.

Входная контрольная работа по  русскому языку

1 вариант    ученика(цы)   3 «___» класса  

ФИ________________________________________________________

Диктант.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Грамматические задания:

                

  1. Надпиши  над словами части речи. Поставь ударения.

Серый ёж любит молоко.

  1. Укажи количество букв и звуков в слове:

Чудные - ________ букв, _________ звуков.

4.Образуй от данных слов однокоренные и запиши их (не меньше двух). Выдели в них корень.

Школа -___________________________________________________________

Вода - ____________________________________________________________

Входная контрольная работа по  русскому языку

2 вариант    ученика(цы)   3 «____» класса  

ФИ________________________________________________________

Диктант.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Грамматические задания:

  1. Надпиши  над словами части речи. Поставь ударения.

Морская свинка пьёт воду.

  1. Укажите количество букв и звуков в слове:

Первые - ________ букв, _________ звуков.

4.Образуй от данных слов однокоренные и запиши их (не меньше двух). Выдели в них корень.

Лист -___________________________________________________________

Цветы - _________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Подготовительная работа к диктанту

ученика(цы) 3 «___» класса   ________________________________________

Зимн…й лес.

Белый  пуш…стый   сне…   укрыл в…тки д…рев…ев. См…листые ш…шки (у)кр…шают в…рш…ны  елей.  (На)сугробах остались узоры за…ч(ь,ъ)их  и  лис(ь,ъ)их сл…дов.

Вот радос…но б…ж…т через д…рогу белоч…ка. Прыгнула (на)сосну, м…хнула  хвостиком. (По)стуч…л  м…лоточ…ком   (по)ств…лу   дятел.

Х…р…шо  з…мой    в  ру(сс, с)к…м  л…су!

Грамматическое задание

1)Подчеркни грамматическую основу  в 3 предложении. 

2)Найди в тексте глаголы, подчеркни, определи время глаголов. 



Предварительный просмотр:

Практическая  работа по русскому языку

ученика(цы)  3 «В» класса

Ф.И. ________________________________________

  • Прочитать.
  • Придумать заголовок.
  • Вставить   пропущенные орфограммы.
  • Подчеркнуть главные члены предложений.

Пр_шла    х_лодная   з_ма, наступила  ра(нн,н)яя в_сна.  Дует  теплый  вет_рок,  по ул_цам б_гут  руч(ь,ъ)и.  На д_рев_ях появляются м_лоденькие л_сточ_ки. Скв_рцы, ласточ_ки, журавли  прил_тают  в  р_дные  края.

Вспыхнул  первый   луч  со_нца,   забл_стели  на  листьях  капли р_сы.  Над  ромашками, маками, лилиями  стали   круж_ть   з_лотистые  пчёлки.   Они  жадно п_ют  сла_кий  сок.  

Вычислите.

806 – (326 + 238) =

882 : 9 + 154 * 4 =  

2.Решите уравнение с проверкой.

7 * С = 749

3.Решите задачу.  Ширина прямоугольника 3 см, длина – в 2 раза длиннее. Вычисли периметр и площадь  прямоугольника.  

Подчеркнуть главные члены предложения, изученные орфограммы.

Зимой в лесу.

Вьется первый снег падает пушистыми хлопьями на деревья и кусты летом в лесу пели соловьи по оврагам журчали ручьи зимой только вьюги нарушают покой иногда слышится чириканье воробьев им вторит недовольное карканье вороны порой треск сухих сучьев нарушает холодную тишину.

Подчеркнуть главные члены предложения, изученные орфограммы.

Зимой в лесу.

Вьется первый снег падает пушистыми хлопьями на деревья и кусты летом в лесу пели соловьи по оврагам журчали ручьи зимой только вьюги нарушают покой иногда слышится чириканье воробьев им вторит недовольное карканье вороны порой треск сухих сучьев нарушает холодную тишину.

Подчеркнуть главные члены предложения, изученные орфограммы.

Зимой в лесу.

Вьется первый снег падает пушистыми хлопьями на деревья и кусты летом в лесу пели соловьи по оврагам журчали ручьи зимой только вьюги нарушают покой иногда слышится чириканье воробьев им вторит недовольное карканье вороны порой треск сухих сучьев нарушает холодную тишину.



Предварительный просмотр:

Ф.И.________________________________________________

1.Закончи правило.

Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял_____________________.

2. Вставь пропущенные согласные. Напиши проверочные слова.

Ланды .   (ш,ж) - ________________, вра .  (г,к) - _____________, шар .  (в,ф) - ______________,

матро . (з,с) - _________________, кри .  (г,к) - _______________, эта . (ж,ш) - ______________.

3. Исправь ошибки, если они есть.

Окоп,  труз,  малыж,  крофь,  столб,  любовь,  паровос.

Ф.И.________________________________________________

1.Закончи правило.

Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял_____________________.

2. Вставь пропущенные согласные. Напиши проверочные слова.

Ланды .   (ш,ж) - ________________, вра .  (г,к) - _____________, шар .  (в,ф) - ______________,

матро . (з,с) - _________________, кри .  (г,к) - _______________, эта . (ж,ш) - ______________.

3. Исправь ошибки, если они есть.

Окоп,  труз,  малыж,  крофь,  столб,  любовь,  паровос.

Ф.И.________________________________________________

1.Закончи правило.

Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял_____________________.

2. Вставь пропущенные согласные. Напиши проверочные слова.

Ланды .   (ш,ж) - ________________, вра .  (г,к) - _____________, шар .  (в,ф) - ______________,

матро . (з,с) - _________________, кри .  (г,к) - _______________, эта . (ж,ш) - ______________.

3. Исправь ошибки, если они есть.

Окоп,  труз,  малыж,  крофь,  столб,  любовь,  паровос.



Предварительный просмотр:

  Проверочная работа №2 по русскому языку по теме

«Предложение. Девять правил орфографии», 1 вариант

ученика(цы)  3 «_____» класса Ф. И. ______________________________________

  • Прочитайте текст.  Придумайте заголовок.
  • Вставьте   пропущенные орфограммы, запишите  текст.

Пр_шла    х_лодная   з_ма, наступила  ра(нн,н)яя в_сна.  Дует  теплый  вет_рок, (по)ул_цам    б_гут   руч(ь/ъ)и.  (На) д_ре(ь/ъ)ях   появляются м_лоденькие л_сточ_ки. Скв_рцы, ласточ(?)ки, журавли  прил_тают  (в ) р_дные  края.

Вспыхнул  первый   луч  со_нца,   забл_стели  (на)  лист(ь/ъ)ях  капли р_сы.  (Над) ромашками, маками, лилиями  стали   круж_ть   з_лотистые  пчёлки.   Они  жадно п(ь/ъ)ют  сла(д/т)кий сок.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Грамматические задания:

1. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении.

2. Разберите 3 слова по составу: ранняя      ветерок      золотистые.

3. Найдите в тексте и выпишите 2 слова с безударной гласной в корне, которые можно проверить. Проверь.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  Проверочная работа №2 по русскому языку по теме

«Предложение. Девять правил орфографии», 2 вариант

ученика(цы)  3 «_____» класса Ф. И. ______________________________________

  • Прочитайте текст.  Придумайте заголовок.
  • Вставьте   пропущенные орфограммы, запишите  текст.

А(л/лл)еи и д…ро(ш\ж)ки приг..родного парка покрыты опавш…ми лист….ями. Б…льшая пустошь грус..но бл..стит от лу(ш\)ж. Осен(ь/ъ)ю (с)небесного свода на нас прол…вается гиган..ский об(ъ/ь)ём д..ждевой в..ды.

Безрадос…ные в…роньи стаи л..тят к человеческому ж..лью. Гру(п/пп)ы в…р…б(ь/ъ)ёв с громким чирикан(ь/ъ)ем сп…шат всле(т\д) (за) в…р…нами.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Грамматические задания:

1. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении.

2. Разберите 3 слова по составу:  пригородного   дорожки     безрадостные.

3.Найдите в тексте и выпишите 2 слова с безударной гласной в корне, которые можно проверить. Проверь.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркнуть главные члены предложения, изученные орфограммы.

Зимой в лесу.

Вьется первый снег падает пушистыми хлопьями на деревья и кусты летом в лесу пели соловьи по оврагам журчали ручьи зимой только вьюги нарушают покой иногда слышится чириканье воробьев им вторит недовольное карканье вороны порой треск сухих сучьев нарушает холодную тишину.

Подчеркнуть главные члены предложения, изученные орфограммы.

Зимой в лесу.

Вьется первый снег падает пушистыми хлопьями на деревья и кусты летом в лесу пели соловьи по оврагам журчали ручьи зимой только вьюги нарушают покой иногда слышится чириканье воробьев им вторит недовольное карканье вороны порой треск сухих сучьев нарушает холодную тишину.

Подчеркнуть главные члены предложения, изученные орфограммы.

Зимой в лесу.

Вьется первый снег падает пушистыми хлопьями на деревья и кусты летом в лесу пели соловьи по оврагам журчали ручьи зимой только вьюги нарушают покой иногда слышится чириканье воробьев им вторит недовольное карканье вороны порой треск сухих сучьев нарушает холодную тишину.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Однокоренные слова» Вариант 1.

ученика (цы) 3 «_» Ф.И. _____________________________________________

  1. Закончи предложение.

Однокоренными называются слова, которые________________________________

______________________________________________________________________

2. Укажи строчку, в которой записаны родственные( однокоренные слова)

а) конь, конкурс, коньки;

б) лес, лесенка, лесник;

в) двор, дворник, дворовый.

3.Подобрать однокоренные слова, выделить в них корень.

Соль - ________________________________________________________

Звон - ________________________________________________________

Цвет - ________________________________________________________

4.Подчеркнуть в каждой строке  «лишнее» слово.

Гусь, гусиный, густой, гусыня.

Слеза, прослезился, слезинка, слезла.

Лев, левша, левый, налево.

Луг, луговой, лужа, лужок.

5. Записать от каких слов образованы данные слова. Выделить корень.

сосняк - _____________________

грибник - ____________________

тракторист - __________________

моряк - ______________________

росинка - ____________________

6. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них корень.

    Проплясали по сн_гам

    Снежные метели.

    Сн_гири  сн_говикам

    Песню просв_стели.

7. К данным именам существительным  записать однокоренные имена прилага- тельные и глаголы. Выделить корень.

Свет - ___________________________________________________

Ласка - __________________________________________________

Холод - __________________________________________________

   

 8. Прочитай текст. Укажи, сколько в нём однокоренных слов.

    Грибы – дружный народ. Часто их можно увидеть большими семейками и стайками. Недаром говорят грибники: где один грибок, там и весь кузовок.

а)  2 слова;    б)  3 слова;  в)  4 слова.

Проверочная работа по теме «Однокоренные слова» Вариант 2.

ученика (цы) 3 «_» Ф.И. _____________________________________________

1. Закончи предложение.

Корень - это___________________________________________________________

______________________________________________________________________

2. Укажи строчку, в которой записаны родственные( однокоренные слова)

а)  пол, половник, польза;

б) сад, садовод, садик;

в)  ручка, ручей, ручник.

3.Подобрать однокоренные слова, выделить в них корень.

Лес  - ________________________________________________________

Зима - ________________________________________________________

Море - ________________________________________________________

4.Подчеркнуть в каждой строке  «лишнее» слово.

Лётчик, летать, лето, летучий.

Пятно, пятнистый, пять, пятнышко.

Горный, гора, гористый, горевать.

Аллея, алый, алеют, заалел.

5. Записать от каких слов образованы данные слова. Выделить корень.

больница - _____________________

кормушка - ____________________

субботник  - __________________

рядок  - ______________________

братишка  - ____________________

6. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них корень.

    У засн_женной  р_ки,

    В снежном переулке,

    Звонко носятся сн_жки

    Режут лёд сн_гурки.

7. К данным именам существительным  записать однокоренные имена прилага- тельные и глаголы. Выделить корень.

Звон - ___________________________________________________

Соль  - __________________________________________________

Скрип - __________________________________________________

   

 8. Прочитай текст. Укажи, сколько в нём однокоренных слов.

    В лесу часто можно услышать барабанную дробь дятла. Барабанит он свои собственным носом. А вместо барабана у него -  сухое дерево.

а)  2 слова;    б)  3 слова;  в)  4 слова.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по русскому языку по теме

 «Главные члены предложения»

Ученика (цы)  3 «_____» класса      Ф.И. ___________________________

1. Подчеркни  грамматическую основу (подлежащие и сказуемое) в каждом предложении.  Спеши текст.

В школе.

       Дети идут в школу. Ребята пришли в класс. Мальчики сели за новые парты. Идёт урок русского языка. Витя открыл книгу. Коля пишет в тетради. Учитель рассказывает новую тему по русскому языку.

Самостоятельная работа по русскому языку по теме

 «Главные члены предложения»

Ученика (цы)  3 «_____» класса      Ф. И. ___________________________

1. Подчеркни  грамматическую основу (подлежащие и сказуемое) в каждом предложении.  Спеши текст.

В школе.

       Дети идут в школу. Ребята пришли в класс. Мальчики сели за новые парты. Идёт урок русского языка. Витя открыл книгу. Коля пишет в тетради. Учитель рассказывает новую тему по русскому языку.



Предварительный просмотр:

 Самостоятельная работа ученика (цы) 3 «_» класса Ф.И.___________________________________

1. Как в грамматике называются слова, отвечающие

на вопрос кто? или что?

_________________________________________

2. Вставь пропущенные слова:

Существительные, которые называют _________

предмет,  - это существительные в единственном числе.

Существительные, которые называют ________________

предметов,  - это существительные во множественном числе.

3. Какие вопросы нужно поставить к слову, чтобы определить является ли оно именем существительным?

___________________________

4. Какие слова в русском языке пишутся с большой буквы?

___________________________________________

5. Напиши 6 слов – имён собственных:

________________________________________________

_______________________________________________

6. Определи число имени существительного и надпиши над словом карандашом:

Города, девочка, карандаши, мальчик, собака, заводы, петух.

7*. Определи род имени существительного и надпиши над словом карандашом:

Сын, дочка, солнце, цирк, работа, тетрадь, язык, окно, облако,

сердце, Москва, Норильск, капуста, узелок, оценка.

Самостоятельная работа ученика (цы) 3 «_» класса Ф.И.___________________________________

1. Как в грамматике называются слова, отвечающие

на вопрос кто? или что?

_________________________________________

2. Вставь пропущенные слова:

Существительные, которые называют _________

предмет,  - это существительные в единственном числе.

Существительные, которые называют ________________

предметов,  - это существительные во множественном числе.

3. Какие вопросы нужно поставить к слову, чтобы определить является ли оно именем существительным?

___________________________

4. Какие слова в русском языке пишутся с большой буквы?

___________________________________________

5. Напиши 6 слов – имён собственных:

________________________________________________

_______________________________________________

6. Определи число имени существительного и надпиши над словом карандашом:

Города, девочка, карандаши, мальчик, собака, заводы, петух.

7*. Определи род имени существительного и надпиши над словом карандашом:

Сын, дочка, солнце, цирк, работа, тетрадь, язык, окно, облако,

сердце, Москва, Норильск, капуста, узелок, оценка.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме «Состав слова»

ученика(цы) 3 «_» класса Ф.И.___________________________________

1.Разбери слова по составу. Укажи части речи.

кормушка

козлёнок    

луноход  

 цветок    

поездка  

на слонах

пересмотрели                                                                                                                                  

вкусное

 на дубках

радостный

прибрежный  

раннее  

осенний

      читала

  • Подобрать однокоренные слова, разобрать по составу.

Море ________________________________________________

Работа_______________________________________________

2.Из слов каждой строки составить предложение. Выделенные слова – разбери по составу. Подчерки главные члены предложения.

1) Шли, девочки, лесок, через, молоденький.

2) Лесу, зимнем, было, тихо, в, и, нарядно.

3) Густо, молоденькие, ёлочки, зеленели.

4) Золотые, светились, берёзках, искорки, на.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа  по теме «Предложение» 1 вариант

ученика (цы) 3 «_» класса Ф.И.___________________________________

  1. Определи границы предложений.
  2. Подчеркнуть главные члены предложения, изученные орфограммы.
  3. Спиши текст.

З__мой   в  л__су.

В_ется первый снег/к падает пуш__стыми хлоп(ь/ъ)ями на д_рев(ь/ъ)я и кусты летом в л_су пели сол__в(ь/ъ)и по оврагам журч_ли руч(ъ/ь)и з_мой тол(?)ко вь/ъюги нарушают покой иногда слыш_т(?)ся чирикан(ь/ъ)е вороб(ь/ъ)ев им вторит недовол(?)ное каркан(ь/ъ)е в_роны порой треск сухих суч(ь/ъ)ев нарушает х_лодную  т_шину.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата________

Отметка_______

Самостоятельная работа  по теме «Предложение» 2 вариант

ученика (цы) 3 «_» класса Ф.И.___________________________________

  1. Определи границы предложений.
  2. Подчеркнуть главные члены предложения, изученные орфограммы.
  3. Спиши текст.

Крас__та  р__бины.

Все знают р_бину её крас_та особенно заметна поз_ней ос_н(ь/ъ)ю лист(ь/ъ)ев на многих д_рев(ь/Ъ)ях уже нет р_бина украшена грозд(ь/ъ)ями яго(д,/т) вет_р    п_глаж_вает   их дож(д,т)ь омывает красные яг_(д/т)ки любят р_биновые яг_ды разные птицы собирают их и люди  хозяйки варят из р_бины варен(ь/ъ)е девоч?ки делают из ягод/т бусы обратите внимание на это  дер_во.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата________

Отметка_______



Предварительный просмотр:

Тест  по теме  «Разделительные Ъ и Ь»

ученика (цы) 3 «_» класса Ф.И.___________________________________

  1. Допишите  высказывания.

А)_________пишется после приставки  на согласный перед буквами  _______________________________.

Б) ________ пишется в корне слова после согласных перед буквами _______________________________.

2.  Распредели и запиши слова в 2 столбика:

в 1-с разделительным Ь,  

во 2 – слова, в которых Ь показывает мягкость согласного.

Допиши по одному примеру в каждый столбик.

Пьёт, огоньки, дождь, платье, крыльцо,  пальто, перья, вьюга, ульи,  Машенька.

________________________            __________________________

_________________________         ___________________________

________________________           ___________________________

________________________           ___________________________

________________________           ___________________________

_________________________         ____________________________

3.Из данных имён собственных выпиши имена с разделительным Ь, расположив их в алфавитном порядке.

Андрей, Ольга, Софья, Игорь, Марья, Борис, Дарья, Оксана, Татьяна, Ульяна, Светлана, Демьян.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Запиши слова во множественном числе.

Перо- ___________________                 дерево-__________________

Стул -____________________                брат-______________________

Воробей-_________________                лист -_______________________

5. Укажи количество звуков и букв в словах.

Жильё -________________________________

Осень-_________________________________________________

Платье-________________________________________________

Подъехал-_______________________________________________

Кольцо - ________________________________________________

6. Исправь ошибки и запиши текст правильно.

Лйот силный дожд. Дружок лежыт подкрылцом. Сабака радостно встречяет илйу. Илья и дружок –друзя.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Составь из слов предложение и подчеркни главные члены предложения.

Воробьи, над, кружились, елью, старой, шустрые.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Зачеркните лишнее слово в каждой группе.

А) Сеть, сыновья, сосулька, Сибирь.

Б) Объявление, вьюга, съёжился, подъезд.

В) Илья, Татьяна, Ольга, Дарья.

9*. Придумай и запиши своё задание по данной теме.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за работу!                                              Оценка________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно методический материал по русскому и математике.

Таблицы по русскому языку и математике для наглядности....

Учебно - методический материал. Рабочая программа по предмету «Русский язык» УМК «Перспектива» 4 класс

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕПО РУССКОМУ ЯЗЫКУУМК «Перспектива» Рабочая программа по русскому для 4 класса беспечивает реализацию Федерального государственного образовательного станда...

Учебно-методический материал по русскому языку с применением инновационных технологий «Слова-предметы. Слова-действия».

Учебно-методический материал по русскому языку с применением инновационных технологий  «Слова-предметы. Слова-действия»....

Учебно - методический материал 2 класс Русский язык

Учебно - матодический материал  ""Русский язык" , 2 класс разработан для образовательных программ "Перспектива", "Школа России" по разделам....

Учебно -методический материал Математика 2 класс

Учебно -методический материал Математика 2 класс разработан для образовательных программ "Перспектива", "Школа России"...

Учебно -методический материал Математика 3 класс

Учебно - методический материал Математика 3 класс разработан для образовательных программ "Перспектива", "Школа России"...