Тема: Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бондаренко Ирина Васильевна
Цели: обобщить знания о правописании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и умение 
определять орфограмму в слове; правильно произносить слова с этими  буквосочетаниями, 
развивать  мышление, речь  
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,
НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после
которых   пишется   или   не   пишется   мягкий   знак;  правильно   произносить   слова   с   этими
буквосочетаниями,   развивать   мышление,   речь:   находить   в   чужой   и   собственной   работе
орфографические ошибки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogoyazyka_otpravit.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Класс: 2 класс

УМК: Школа России Учебник. 2-й класс. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тип урока: урок развития умений

Подготовила и провела  учитель начальных классов  Бондаренко Ирина Васильевна

Тема: Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

Цели: обобщить знания о правописании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и умение определять орфограмму в слове; правильно произносить слова с этими  буквосочетаниями, развивать  мышление, речь 

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; правильно произносить слова с этими  буквосочетаниями, развивать  мышление, речь: находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки. 

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

-Каждый  урок мы  открываем  тайны  русского языка. Хотите  и  сегодня открыть новую тайну?

II..Минутка чистописания.

-Для минутки чистописания мы выберем букву. А какую, вы определите, прослушав скороговорку. Какой звук больше всего выделяется, какой буквой ее обозначают.

Червяк чинил свой чемодан,      

 Потом, бурча, чинил диван. (Звук [ч], буква - ч)

III. Определение темы урока

-.Прочитайте пословицы. -  Когда так говорят?

Пл...хой друг в деле не п…мощник.

На св…ей улочке и курочка хр…бра.

- Вставьте пропущенные буквы. Какие знакомые орфограммы нам встретились?

-  Что вам известно о правописании сочетаний ЧК?  Дайте характеристику звуку, обозначенного буквой ч.

 -Как вы думаете, существуют ли в русском языке другие сочетания, кроме ЧК и ЧН, которые пишутся без ь? 

- Найдите в тексте букву, обозначающую непарный шипящий мягкий согласный звук.

-Нужно ли дополнительно обозначать его мягкость?

-Тогда какое правило мы можем вывести, исходя из наших наблюдений? (Дети выводят правило: сочетания ЩН ,как и ЧК, ЧН,  пишутся без мягкого знак

–Какую цель вам надо перед собой поставить? (Учиться писать слова  с сочетаниями -чк- --чн, -щн.)

IV Физкультминутка.    

● Шла по полю черепаха (идём пальчиками)

● И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат)

● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются») 

● Никого я не боюсь! (отрицание - указательным пальцем

V Работа по теме урока 

1.Игра: Кто больше запомнит слов.

-С этим заданием вы справитесь в парах.

-Для начала вспомним правила работы в парах (работаем дружно, не мешая другим. После выполнения работы вместе поднимаем руки.)

– Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:

мечта, свечка, белочка, 
хищник, кончик, стрелочка, 
гонщик, птенчик, Зиночка, 
сборщик и корзиночка.

– Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя.– Кто больше запомнил слов?

- Какие сочетания пишутся без ь?  

-Правильно ли мы сделали вывод, что , кроме буквосочетаний ЧК и ЧН, существуют и другие буквосочетания?

-Как надо писать буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч? Читаем правило в учебнике на с.5.

2. Самостоятельная работа с самопроверкой.

– А теперь напишем выборочный диктант.

– Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

Слайд (синичка)

– Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниями - чк-.

(Один ученик работает у доски.)

Прилетела к нам синичка
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало, 
Ведь исчезли червячки, 
Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки

–Мы тоже повесили кормушки птицам. А кто не забывает подкармливать птиц?

– Проверка по табличке правописание -чк-. Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.)

4.Работа по учебнику упр.7с.6.

- Отвечаем на вопросы после упражнения.

- Выполните упражнение самостоятельно. Взаимопроверка. 

VI Закрепление по теме урока .Работа над орфоэпией.

.1. -Сочетание чн очень интересное. Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн-, хотя правильное произношение этих слов с -шн-..Я предлагаю вам попробовать правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений,

 (Стихотворение на слайде) Дети произносят вместе с учителем.

Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный

2. Упр.8 с.6. Работа с орфоэпическим словарём на странице 133 учебника. Отработка правильного произношения. Работа в паре.

VII Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Как вы думаете, справились  мы  с очередной  тайной нашего родного  языка?

-Как называется  орфограмма, с которой мы познакомились? Что мы о ней узнали?

-Что вам понравилось больше всего на уроке?  

-Кто доволен своей работой.

VIII .Домашнее задание

– Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по темам"Правописание сочетаний ЖИ-ШИ"и "Звездное небо,заглянем в будущее"

Этот урок проводится для обобщения изученного материала по указанным темам....

Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....

Урок русского языка по теме: "Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн." 1 класс

УМК:  Развивающая  система  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Тип урока:  постановка проблемыПостановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми став...

Конспект урока по теме «Правописание сочетаний чк, чн»

Конспект урока русского языка по теме "Правописание сочетаний чк, чн" 1 класс по программе "Начальная школа 21 века". Урок составлен в рамках внедрения ФГОС.В игровой форме учащиеся вместе с  Бур...