Конспект урока развития речи «Купание слона» ( 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ягафарова Лидия Ильясовна

Цели: формирование умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными  орфограммами.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: понятия «текст», «типы текстов», «изложение»; структуру текста, изученные орфограммы

Уметь: делить текст на части, составлять план, письменно пересказывать содержание повествовательного текста, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; проверять написанное.

Личностные:

уметь оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью;  развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать, группировать, делать выводы; воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Дата:                                                                                          ФИО учителя:  

Школа:                                                                                          ФИ студентки 42 группы    Ягафарова Лидия

Класс:  3                                                                                                  ФИО методиста:  Галиуллина Нажия Камиловна

КОНСПЕКТ УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Тема: Изложение повествовательного текста «Купание слона» Т. Г. Рамзаевой.

Цели: формирование умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными  орфограммами.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: понятия «текст», «типы текстов», «изложение»; структуру текста, изученные орфограммы

Уметь: делить текст на части, составлять план, письменно пересказывать содержание повествовательного текста, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; проверять написанное.

Личностные:

уметь оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью;  развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать, группировать, делать выводы; воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Челябинск, 2020

Этап урока

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемы УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Этап самоопределения к деятельности

Фронтальная форма

Словесный: монолог.

Психологический настрой

1 мин

- Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

- Меня зовут Лидия Ильясовна, и я проведу у вас урок русского языка.

- Проверим, все ли необходимое есть у вас для урока! Положите в правый верхний угол стола учебник, тетрадь, ручку, руки на парту, сядьте ровно.

- Мы начинаем наш урок.

Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на учебный процесс.

Р: нацеливание на успешную работу.

Л: выражать положительное отношение к процессу познания

К: формирование умения слушать и слышать

II. Актуализация знаний и мотивация

Фронтальная и индивидуальная форма

Словесный: подводящий диалог;

Практический: постановка вопросов.

Наглядный: презентация

Наглядный: презентация

Словесный: проблемный: создание проблемной ситуации, постановка вопросов.

2 мин

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и отложите  ручки.

- Ребята, взгляните на экран (картинки животных).

- Мир животных удивителен, замечателен и многообразен, и мы можем заглянуть в этот мир, перелистав страницы книги, а она не простая, а волшебная.

-Что бы вы хотели узнать из этой книги?

Представьте, что вы хотите поделиться с прочитанной историей со своими друзьями. Как вы можете это сделать?

-Как называется такой пересказ?

 Делают записи в тетради.

Смотрят на картинки.

Слушают.

- Интересные истории о животных и т.п.

- Написать друзьям пересказ этой истории.

 

Л: развитие познавательных интересов.

К: умение слушать и говорить

П: уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя.

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная и индивидуальная форма

Наглядный: презентация, анаграмма

Словесный: подводящий диалог.

Наглядный: презентация

Словесный, частично-поисковый: беседа.

Практический: работа с изображением.

Словесный: формулирование темы и цели урока.

Словесный, конструирование, моделирование: учебный диалог, беседа.

Практический: составление плана.

Наглядный: презентация.

4 мин

-А как именно называется письменный пересказ вам подскажет змейка

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/11/01/k_59f9d497391d1/436028_1.jpeg

- Кто прочитает?

- Молодец. И так, ребята, что такое изложение?

- Сможете ли вы сейчас сформулировать тему урока?

Чего не хватает?

- Хорошо. Давайте ещё раз рассмотрим подробнее картинку, чтобы понять, на какую тему будет изложение.

- Кого вы видите на картинке?

- Как вы думаете, о ком будет идти речь в тексте?

- А можем ли мы предположить заглавие  текста по картинке?

- Предложите свои заголовки.

- И так, предположите тему урока.

- В соответствии с темой сформулируйте цель урока.

        

- Молодцы. Что необходимо сделать для достижения целей?

1.С чего начнём составление плана?

2.Хорошо. Какой будет следующий шаг? Как лучше запомнить содержание текста?

3. Что нам нужно сделать, чтобы написать без ошибок и лучше запомнить текст?

4. После того как напишем изложение, что мы должны сделать?

- Верно. Вот мы и составили план.

(То, что в скобках, не размещаем вместе с планом).

Читают «спрятанные» слова.

- Будем учиться писать изложение

- Изложение – это письменный пересказ текста

Тема: «Изложение».

- Названия текста, по которому будем писать изложение.

Рассматривают картинку, строят предположения.

О слоне

Можем по иллюстрации, по названию и т.д.

- Тема: Изложение «Купание слона»

Цель:

знать: признаки текста-повествования, структуру текста, изученные правила;

уметь: понимать содержание текста, составлять план, письменно подробно передавать содержание текста в соответствии с изученными правилами.

Составить план действий.

План

1.Прочитаем текст, проанализируем его.

2.Составим план и поработаем с каждой частью текста, озаглавим её, выделим опорные слова, перескажем часть.

3.Поработаем с орфограммами и перескажем текст целиком.

4.Напишем изложение, проверим и проанализируем (послушаем 1-2 изложения, выскажем мнение о правильности, полноте, последовательности написания).

П: работая, учиться сверять свои действия с целью, исправлять ошибки, с помощью учителя и одноклассников

К: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, уважать чужую точку зрения

Л: развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Р: уметь определять и  формулировать проблему,  тему урока,  цель.

К: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, уважать чужую точку зрения

IV. Открытие нового знания

Фронтальная и индивидуальная работа

Словесный: беседа.

Практический, ИКТ: прослушивание аудиозаписи с параллельной сверкой с текстом в учебнике.

Словесный, ИКТ: аудиозапись

Словесный: построение предположений.

Наглядный: презентация.

Практический: составление предположений на основе данных слов.

Практический: проверка предположений.

Словесный: объяснение.

.

Аналитико-синтетический: вопросы по тексту, на осмысление, выборочное чтение

Вопросы на выявление основной мысли

3 мин

- Сейчас я прочитаю вам текст. Слушайте внимательно. Потом я буду задавать вопросы по тексту.

Купание слона.

Макс – это слон. Он выступает в цирке.

Однажды повели Макса купаться. Слон зашел в воду, почувствовал себя на свободе и развеселился. Он опустил хобот в воду, пошарил им по дну. Поднял хобот, оглянулся на людей да как дунет! Дождь песку, град камешков осыпали стоящих на берегу людей. Весь народ бросился врассыпную. А Макс доволен. Запускает хобот в воду и поливает во все стороны.

Как унять озорника? Как подойти к нему, если по воздуху носится песок и галька? Но Дуров решился. Он смело подошел сзади к слону и схватил его за ухо. Слон струсил и опустил хобот. Так за ухо Дуров и повел его к берегу.

- Как звали слона?

- Верно. Куда повели слона?

- Правильно. Как слон почувствовал себя в воде?

- Как можно сказать по-другому?

- Что слон сделал в воде?

- Что случилось дальше?

- И что сделали люди?

- Что делает Макс?

- Верно. Как можно охарактеризовать слона? Как он себя ведёт?

- Кто решился подойти к слону?

- Что сделал дрессировщик?

- Что сделал слон?

- Прочитаем текст ещё раз и разделим его на части.

- Сколько частей у вас получилось?

- Хорошо.

- Какова же главная мысль текста?

Дает целевую установку – внимательно слушать текст, чтобы потом ответить на вопросы

Слона звали Макс

Слона повели купаться

Слон почувствовал себя на свободе и развеселился

Ответы детей

Слон опустил хобот в воду, поискал что-то на дне. Вытащил хобот из воды, посмотрел на людей и как дунет!

Песок и камешки полетели на людей

Люди побежали в разные стороны. Зрители разбежались.

Он опускает хобот в воду и поливает в разные стороны

Слон шалит и проказничает. Он озорник, любит играть. Но он не понимает, что беспокоит людей. Почувствовав себя свободно, Макс решил немного похулиганить

К слону решился подойти дрессировщик Дуров

Он решительно подошел к слону сзади и взял его за ухо

Слон испугался и опустил хобот

Ученики самостоятельно делят текст на части

У нас получилось 3 части

В тексте повествуется о купании слона. Слон был очень счастлив, оказавшись в воде. Он почувствовал себя свободным

К: уметь оформлять свои мысли в устной форме.  Слушать и понимать речь других.     владеть монологической и диалогической формами речи;

Л: развивать доброжелательность, доверие, внимательность к товарищам по классу, готовность к сотрудничеству, оказанию помощи

К: формирование  умения слушать и слышать.

Р: сохранять дисциплину.

К: уметь оформлять свои мысли в устной форме.  Слушать и понимать речь других.     владеть монологической и диалогической формами речи;

Л: развитие познавательных интересов учебных мотивов.

V. Первичное закрепление

Групповая и фронтальная работа

Словесный: беседа.

Частично-поисковый: выделение главной мысли текста.

Словесный: выборочное чтение фрагмента текста.

Словесный: беседа.

Словесный: беседа.

Словесный: объяснение. 

Наглядный: презентация

Практический: деление текста на части.

Наглядный: презентация

Практический: подбор названий к картинкам.

Наглядный: презентация

Словесный: объяснение.

Наглядный: презентация

Практический: работа с карточками

10 мин

– Для чего мы разделили текст на части?  

– Правильно. Сейчас будем составлять план. Посмотрите на текст и скажите, как можно назвать первую часть?

 – Как мы назовём вторую часть?  

– Хорошо. Как мы назовём третью часть?

 

- Давайте проверим. Посмотрите на доску, у нас получился план. Прочитайте его ещё раз.

 1. Слон Макс.

 2. Купание слона.

3. Смелый дрессировщик.

- Ребята, пришло время нам чуточку размяться.

Динамическая пауза

Раз, два, три – вперёд наклон, Раз, два, три – теперь назад. (Наклоны вперёд и назад) Головой качает слон – Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

-Молодцы, все тихо сели.

- Проведем лексическую работу, для того, чтобы разобрать непонятные слова и лучше понимать, о чем говорится в тексте.

- Какие слова использованы в тексте, когда говорится о слоне?

- Для чего в тексте говорится о слоне разными словами?

- Давайте поработаем над лексическим значением следующих слов: пошарил – искал,

Град – осадок в виде небольших ледяных шариков,

Врассыпную – в разные стороны,

Унять – успокоить, усмирить,

Озорник – шалун, баловник,

Струсил – испугался.

- Посмотрите на опорные слова. Значение каких слов вам еще непонятно?

- Для чего я вам предлагаю опорные слова?

- Чтобы лучше запомнить содержание текста рассмотрим слова каждой части плана. Они вам помогут при написании изложения. Будем опираться на весь текст и план.

1. Слон Макс.

Макс- это слон. Он выступает в цирке.

2. Игры Макса в воде.

Однажды пвли Макса купаться. Слон зшл в воду, пчвствовал себя на свободе и развслился. Он пустил хобо в воду, п...шарил им по дну. Поднял хобот, оглянулся на людей да как дунет! Дождь песку, гра камшков сыпал стящих на бргу людей. Весь наро бросился враыпную. А Макс дволен. Запускает хобо в воду и плвает во все сторны.

3. Смелый дрессировщик.

Как унять зрника? Как пдйти к нему, если по воздуху носится псок и галька? Но Дуров ршлся. Он смело пдшёл сзади к слну и схв...тил его за ухо. Слон струсил и пустил хобо. Так за ухо Дуров и пвёл его к бергу.

- Вставьте пропущенные буквы в словах.

- В написании, каких слов у вас возникли разногласия?

- Объясните написание слов

Чтобы составить план.

 Слон Макс

Купание слона. Игры Макса в воде. Водные забавы.

Смелый дрессировщик. Смельчак. Храбрый Дуров.

Разминаются.

        

Слон, Макс, он, озорник

Чтобы в соседних предложениях не повторялись одинаковые слова, чтобы наше изложение было грамотное, красивое

Чтоб мы могли использовать их в своем тексте

Ответы детей

.

Р: уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности.

П: строить логическую  цепь рассуждения.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Р: сохранять дисциплину.

Р: уметь определять и формулировать вывод на уроке с помощью учителя

К: уметь оформлять свои мысли в устной форме.  Слушать и понимать речь других.     владеть монологической и диалогической формами речи;

П: строить логическую  цепь рассуждения.

Р: сохранять дисциплину.

Л: развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Л: развитие познавательных интересов учебных мотивов.

П: строить логическую  цепь рассуждения.

К: уметь оформлять свои мысли в устной форме.  Слушать и понимать речь других.     владеть монологической и диалогической формами речи;

Л: развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Р: уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Р: сохранять дисциплину.

Л: ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Р: уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Л: оценивать

собственную учебную

деятельность.

К: уметь оформлять свои мысли в устной форме.  Слушать и понимать речь других.     владеть монологической и диалогической формами речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Индивидуальная форма работы

Словесный: объяснение.

Практический: чтение повествовательного текста; чтение таблицы.

Наглядный: презентация.

Практический: написание изложения

15 мин

 

- Прочитайте текст ещё раз «про себя».

Посмотрите на экран, для того чтобы вы все написали изложение на отлично перед вашими глазами будет план

- Вы очень старались, замечательно поработали, подготовились. Я уверена, что у вас получатся очень хорошие изложения. Закройте и уберите свои учебники. Приступайте.

Читают текст.

Рассматривают план.

Пишут изложение.

П: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы.

К: уметь полно и точно отвечать; выражать мысли

VII. Включение в систему знаний

Фронтальная форма работы

Словесный: объяснение.

Практический: самопроверка.

Наглядный: презентация.

2 мин

- Ребята, пора завершить работу.

- Прочитайте свою работу, сверьте её ещё раз с планом, всё ли вы смогли передать. Внимательно проверьте, не допустили ли вы ошибки в словах. На это у вас 2 минуты. - Ребята, наш урок подходит к концу.

- Кто желает прочитать своё изложение? Остальные все внимательно слушают и проверяют, соответствует ли текст плану,  нет ли ошибок?

- И так, ребята, давайте обсудим, всё ли  получилось? Если нет, то что?

- Соответствует ли плану?

- Спасибо, молодцы.

Проверка

Самопроверка с планом.

П: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы.

VIII. Рефлексия деятельности

Фронтальная форма работы

Словесный: формулирование выводов, обобщение.

Практический: самоанализ.

3 мин

- Кому было легко на уроке.

- У кого остались вопросы? Какие?

- У кого возникли затруднения. В чём?

- Спасибо за вашу искренность. До свидания!

Участвуют в рефлексии.

Р: осуществляют

познавательную и личностную рефлексию.

К: формулировать собственное мнение и позицию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"

На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...

Конспект урока развития речи в 1 классе "Домашние животные. Кошка".

Урок развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе....

Конспект урока развитя речи в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Чайная посуда"

-  Познакомить детей с названием предметов чайной посуды: чашка, блюдце, чайник, чайная ложка, сахарница, молочник, чайный сервиз, чайная пара.-  Обобщить названия предметов чайной посуды в ...

КОНСПЕКТ урока развития речи в 1 классе II вида

На уроке обобщаются знания учащихся по теме "Лиственные деревья", развивается слуховое восприятие на основе знакомого речевого материала и активизируется речевой словарь по заданной теме....

Конспект урока развития речи во 2 классе. Работа над деформированным текстом.

В конспекте урока дан алгоритм работы над деформированным текстом и примерные тексты, с которыми ребенок работает. Так же представлены варианты работы с данными текстами на уроке....

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...