Конспект урока русского языка. 2 класс. Школа России.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Словохотова Ирина Валерьевна

Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Урок призван сформировать умения обучающихся писать с заглавной буквы собственные имена существительные (имена, фамилии, отчества людей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2_kl._shkola_rossii.docx59.18 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока

Предмет: русский язык

Класс: 2 Б

Тема: Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: формировать умения обучающихся писать с заглавной буквы собственные имена существительные (имена, фамилии, отчества людей).

Образовательные задачи: учить подбирать примеры собственных и нарицательных имен существительных; углубить знания обучающихся об собственных именах существительных.

Развивающие задачи: развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать речь, воображение, память, образно-логическое мышление; умения к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению; развивать словарный запас, интерес к истории своей семьи.

Воспитательные задачи: воспитывать уважительное отношение к русскому языку, прививать каллиграфические навыки, аккуратность, умение работать в паре, в группе, навыки дружеского общения.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный метод, эвристический метод, метод проблемного изложения, иллюстративный метод,

репродуктивный метод, метод анализа и синтеза.

Функция учителя: организатор сотрудничества, управляющий поисковой работой, консультант,.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологическое сопровождение урока:

  • технология педагогического сотрудничества;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология проблемно-диалогического обучения;
  • технология деятельностного метода;
  • технология оценивания учебных успехов;
  • информационные технологии, ИКТ;
  • здоровьесберегающий компонент (динамическая пауза)

Интернет-ресурсы:

Оборудование: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», 2 класс II часть; мультимедийная презентация, карточки с опорными слова, карточки для групповой и индивидуальной работы, листы самооценки.

Технология

проведения

(этап урока, цель)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение, мотивация к учебной деятельности

Цель: формирование самооценки готовности к уроку; создание положительного эмоционального фона

- Какое сегодня прекрасный день! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Сядьте правильно и улыбнитесь соседу справа и соседу слева.

- Предлагаю сделать девизом урока следующие слова: (Сл.)

Если читать, то вдумчиво,

Если писать, то грамотно.

Если слушать, то внимательно.

Если отвечать, то чётко и внятно.

- Настроение хорошее? Мысли хорошие? Друзья – одноклассники рядом?

-Тогда в путь. Как всегда, нас ждёт очень много работы: интересной, познавательной, увлекательной.

- Сегодня мы сами будем себя оценивать в «листах самооценки». И первое, что необходимо сделать: (под номером 1) раскрасьте цветок под свое настроение в начале урока: если отличное – зеленое, хорошее – синим, плохое - красным.

Самоорганизация, оценивают свою готовность и настрой на работу.

 

Да! Да! Да!

Личностные: создание позитивного настроения; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

Актуализация знаний

(подводящий диалог)

Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний

1. Минутка чистописания

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- Какие буквы мы будем прописывать сегодня? (Сл.)

- Используя шифр как можно быстрее найдите буквы, которые скрываются за этими числами. (Сл.)

- ФИО. Напишите красиво целую строчку.

- Где вы могли встретить эту тройку букв? Какие слова спрятались в этих буквах?

- Это аббревиатура (вывешиваю слово на доску), сложносокращенные слова, о них подробнее узнаете в старших классах. Такие сокращения допускаются в научных документах, деловых бумагах.

Фронтальная работа

Заглавные

При подписывании письменных работ.

Фамилия, имя, отчество.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления

Личностные: интерес к учебному материалу

Целеполагание.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы.

- Смогли ли вы определить тему урока?

- Какие задачи поставим перед собой на урок?

- Прочитайте слова. (Сл.)

кол

лён

бор

- С какой буквы написаны слова?

- Что можно сказать об этих словах как о части речи?

- Правильно, ребята! Все имена существительные, которые пишутся со строчной буквы - это нарицательные имена существительные. А назовите еще нарицательные имена существительные. Молодцы!

- Могут ли слова начинаться с заглавной буквы? В каком случае?

- А бывают ли случаи, когда в середине предложения слова пишутся с заглавной буквы? Молодцы!

- А как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы?

Большая буква в фамилиях, именах и отчествах людей.

1. Научиться писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

2. Различать их на письме.

Проводят наблюдение

Со строчной, с маленькой

Это имена существительные)

Приводят примеры нарицательных имен существительных

Если слово стоит вначале предложения.

Да, имена, отчества, фамилии людей, клички животных, название городов, деревень, рек, гор

Имена собственные.                                                                                                                   

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Личностные: интерес к учебному материалу

Осознанное выполнение действий для решения обозначенных задач Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Физминутка

1. Образование имён собственных

- Объясните значения этих слов. (Сл.)

Бор - сосновый лес, находящийся на песчаной почве. Кол - короткий шест, заостренный с одного конца. Лён – это растение.)

- Запишите эти слова в столбик.

- Изменятся ли значения этих слов, если мы допишем к каждому из них букву я? (Сл.) Прочитайте.

- Что теперь обозначают эти слова? (Это имена собственные.)

- Как мы их будем писать? (С заглавной буквы.) Запишите их во второй столбик. (Сл.)

кол            Коля

лён            Лёня

бор            Боря

- Имя (вывешиваю слово на доску) - личное название человека, даваемого ему при рождении.

- А известно ли вам, что означает ваше имя?

-Человека, носящего одинаковое с кем-нибудь имя, называют тёзка. А у нас в классе есть тёзки? Назовите.

- Как будут звать девочку Лену, когда она станет взрослой?

- Это её полное имя.  А вы знаете, какое ваше полное имя? Толя, Паша, Стас?

- Есть имена, которые не изменяются, например, Олег, Марина, Инна, Нина.

2. Дополнение кратких имён полными. 

- А теперь выполним задание. К кратким именам напишите полные: (Сл.)

Женя –  

Саша –

Рита –

Вова –

Света –

- Имена Саша и Женя могут принадлежать как мальчикам, так и девочкам. (Сл.)

а) фиксация результата (+/-)  в «Листе самооценки»

- Люди давно поняли, что одного имени мало, чтобы узнать о ком идёт речь. К имени стали добавлять, чей он сын или чья она дочь. Так и говорили:

Иван сын Петра, Марья дочь Степана.

- Что же образовалось от имени отца?

Отчества (вывешиваю слово на доску) людей тоже пишутся с заглавной буквы.

3. Запись имени и отчества

Запишите имена и отчества:

Юра - сын Пети

Оля - дочь Вани

Таня – дочь Васи

Олег – сын Ромы

а) фиксация результата (+/-) в «Листе самооценки»

4. Образование фамилий

- (Сл.) Прочитайте слова

кольцо

перо

озеро

- (Сл.) Подумайте, как изменится значение слов, если мы к каждому из них допишем букву В? Что получится?

- У нас получились фамилии. Фамилии (вывешиваю слово на доску) людей тоже пишутся с заглавной буквы. Запишите эти фамилии.

а) фиксация результата (+/-) в «Листе самооценки»

- Если услышите слово, которое надо писать с большой буквы – тянитесь вверх и хлопайте в ладоши.

- Если услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы- приседайте! Постарайтесь запомнить имена.

Пушка, Пушкин, Петрович, петрушка, галка, Галя, сани, Саня, кузнец, Кузнецова

Определяют лексическое значение слов.

Осуществляют запись слов в столбик.

Высказывают предположения относительно изменения значения слова с присоединением буквы «я».  

Записывают имена людей.

 Заслушивают информацию от учителя.

Сообщают значения имён.

(Елена.)

Дети называют свои полные имена.

 Дети выполняют работу в парах.

Евгений

Александр

Маргарита

Владимир

Светлана 

Проводится проверка

Отчество

Дети работают в парах. Проводится взаимопроверка.

Юрий Петрович

Ольга Ивановна

Татьяна Васильевна

Олег Романович

Высказывают предположения

Записывают фамилии.

Регулятивные:

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности;

принимать участие в работе парами и группами;

Познавательные:

строить логическое рассуждение, включаю-щее установление причинно-следственных связей;

Умение сравнивать, делать выводы.

Подтверждение своего открытия, положительная мотивация.

Первичное закрепление нового материала

Цель: организация и осуществление

совместной учебно-познавательной деятельности.

1.  Происхождение фамилий (работа по учебнику с.56)

Очень люблю, когда все собираются.

Белой скатертью стол накрывается

Бабушка с мамою,

Папа и я,

Мы называемся вместе - (Сл.)

Семья.

Семья - это группа живущих вместе близких родственников.

- Как различить семьи? (По фамилии)

- Что такое фамилия?

- Как же появились фамилии на Руси? Откуда можно получить информацию? (Из учебника). Откройте учебник на 56 странице.

- Какие вопросы вы можете составить по содержанию прочитанного?

Фамилия – это семейное наименование, прибавляемое к личному имени, которое передаётся от родителей к детям.

Читают научную статью.

Формулируют составленные вопросы.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: осуществление первоначального контроля своего участия в доступных видах познавательной деятельности 

1. Самостоятельная работа

(Сл.) 1 группа.

- От данных слов образуйте отчество. Будьте внимательны!

1. Алексей         5. Евгения

2. Мария           6. Александр

3. Павел             7. Валерия

4. Ольга             8. Виктор

(Сл.) 2 группа.

- Расставьте цифрами фамилии в алфавитном порядке:

3

Быковский

2

Бибиков

1

Абдуллина

5

Кернер

4

Катасонова

6

Кувшинов

(Сл.) 3 группа.

Назовите имена:

- Имеющие удвоенные буквы согласных

(Анна, Инна, Геннадий, Алла, Жанна);

-принадлежащие и девочкам и мальчикам

 (Женя, Саша, Валя, Валера);

- образованные от названия цветов

 (Лилия, Роза)

(Сл.) 4 группа

Расшифруйте и запишите предложение.

[вас’а] [л’ис’ич’к’ин] [и] [й’ана] [п’итухова] – д_журные.

(Вася Лисичкин и Яна Петухова–дежурные.)

(Сл.) 5 группа.

Назовите слова парами: полное и сокращенное имя.

Саша- Александр (а)

Алёша- Алексей

Нина- Нина

Дмитрий- Дима

Сокращенное имя от Маргарита –Рита

(Сл.) 6 группа.

Коля   Описание: 7240-medium           и  Оля      Описание: soroka1         – друзья.  

оля Мухин и Оля Сорокина - друзья.)

Проверка по слайдам. Оценивание работы групп и каждого по оценочному листу (ответственным ребёнком в группе)

- Итогом работы на уроке становится сформулированное правило.

Выполняют самостоятельную работу в группах.

Самопроверка по ключу

 Фиксация результата (+/-) в «Листе самооценки»

Проверка по слайдам. Оценивание работы групп и каждого по оценочному листу (ответственным ребёнком в группе)

Группы представляют результат своей работы  и выявляются лидеры.

Формулируют правило.

Имена, отчества, фамилии людей пишутся с заглавной буквы.

Регулятивные:

осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя

Коммуникативные: развивать способности работы в парах, слушать собеседника и вести диалог.

Итог работы. Рефлексия.

Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке;

организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности.

- Вспомните тему сегодняшнего урока.

- Какие задачи были поставлены?

- Все ли удалось реализовать?

- Что было трудным?

- Какие еще имена собственные пишутся с заглавной буквы? Это будет задачей следующего урока. А сейчас заполните «облако тэгов»:

Сегодня на уроке:

  • Я узнал, открыл для себя…
  • Я научился, смог…
  • Я могу похвалить себя и своих одноклассников за …
  • Мне понравилось …

Выполняют задание по предложенному алгоритму, организовывая рефлексию собственной деятельности.

Регулятивные: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне

произвольного внимания

Инструктаж о домашнем задании

 (по выбору)

1. Написать имена, отчества и фамилии своих родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестёр.

2. С.57, №97.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя прилагательное" конспект урока русского языка УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева 2 класс

Конспект урока русского языка  УМК  "Школа России" Т.Г.Рамзаева  2 класс...

Конспект урока русского языка. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Роль прилагательных в тексте"

Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока русского языка....

Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Глагол, его роль в речи"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать, что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь слышать глаголы в устной речи;-...

Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речиПланируемые результаты:Предметные:знать о существенных п...

Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Число глаголов"

Цели деятельности учителя: формирование умения определять число глаголов.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как подчеркивается глагол при письме;- знать как определять число глаголов;- уметь о...

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"...

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"...