Конспект урока русского языка "Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица" УМК "Школа России" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица»

 

Цели деятельности учителя:формирование представления о личных местоимениях.

 

Планируемые результаты:

 

Предметные:

- знать местоимения, как часть речи;

- знать личные местоимения;

- уметь находить местоимение в тексте, определять его лицо и число;

- уметь применить полученные теоретические знания на практике, в течение урока.

 

Личностные:

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- осознавать личностный смысл учения.

 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник Русский язык, «Школа России» 3 класс, часть 2, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г.; рабочие тетради, раздаточный материал, презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 6.04.2021

Школа: МОУ СОШ №13

Класс: 3 «К»

Кабинет: 22

ФИО учителя: Тарабаева С.Б.

ФИ студента: Шестакова Т., 41 гр.

ФИО методиста: Солопова Т.В.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица»

Цели деятельности учителя:формирование представления о личных местоимениях.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать местоимения, как часть речи;

- знать личные местоимения;

- уметь находить местоимение в тексте, определять его лицо и число;

- уметь применить полученные теоретические знания на практике, в течение урока.

Личностные:

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник Русский язык, «Школа России» 3 класс, часть 2, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г.; рабочие тетради, раздаточный материал, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод: объяснение.

1 мин.

- Здравствуйте, Ребята! Прежде чем начать, давайте проверим готовность соседа по парте, свою готовность. Тихо сядут те, кто сегодня готов активно работать на уроке. Теперь, еще тише, сядут остальные.

Приветствовать учителя. Выполнять задание учителя.

Р: саморегуляция.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод: беседа, объяснение.

Наглядный метод: демонстрация.

4 мин.

- Откройте тетради для словарной работы. Запишите число. Вам даны карточки. Вам нужно найти ошибки в написании окончаний имен прилагательных, исправить эти ошибки, списать словосочетания, выделить окончания, указать род, число и падеж имен прилагательных.

- Ребята, что вы начали изучать в начале 3 четверти?

- Правильно! А с какими частями речи вы уже знакомы?

- Посмотрите, пожалуйста на слайд. Кто прочтет нам предложения?

- Ребята, найдите в этих предложениях уже известные вам части речи.

- Молодцы! Но ребята, посмотрите внимательно на эти предложения. Вам не кажется, что с ними что-то не так? Может, кто-нибудь хочет их как-то изменить?

- А почему вы так решили?

- Совершенно верно!

- Части речи.

- Имя существительное, имя прилагательное.

- У школы растут красивые березы. Березы широко раскинули свои ветви. Весной березы особенно красивы.

- Существительные: школы, березы, ветви.

Прилагательные: красивые.

- Во втором предложении, слово «береза» нужно заменить словом «они».

- Слово повторяется и предложения смотрятся некрасиво.

Р: саморегуляция.

П: структурирование знаний.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: беседа.

Наглядный метод: демонстрация.

5 мин.

- Каким словом мы заменили слово «березы»?

- А как мы называем такие слова?

- А как вы думаете, это слово тоже является какой-либо частью речи?

- А знаете ли вы какой?

- Ребята, откройте, пожалуйста, учебники на странице 91. Что вы видите?

- А как же он называется?

- Предположите, что мы будем изучать в этом новом разделе?

- Ребята, вы совершенно правы. На самом деле, местоимения, в русском языке, имеют множество разрядов. Но мы с вами будем изучать лишь один – личные местоимения. Это и будет тема нашего сегодняшнего урока.

- Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока.

- Давайте посмотрим на слайд и проверим, правильно ли мы назвали цели?

- Молодцы!

Давайте составим план:
1. Узнаем, что такое местоимения и какие они бывают
2. Составим правило и сравним с правилом в учебнике
3. Поупражняемся видеть местоимения в тексте

- Словом «они».

- Указательные слова.

- Да.

- Нет.

- Новый раздел.

- Местоимения.

- Новую часть речи – местоимение.

- Узнать, что это за часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает.

- Как изменяется, как отличить её от других частей речи.

- Когда в речи мы употребляем местоимения.

- Да.

Л: смыслообразование.

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

IV.Открытие нового знания

Словесный метод: беседа.

Практический метод: устное упражнение.

Наглядный метод: демонстрация.

8 мин.

- Ребята, откройте свои учебники на странице 92, найдите, пожалуйста упражнение 156. Рассмотрите рисунки. Кто прочтет нам местоимения, которые там есть?

- Спасибо. Ребята, а как вы думаете, что такое местоимения? Под рисунками у нас есть два варианта: местоимения называют предметы; местоимения указывают на предметы, но не называют их. Как вы считаете, какое из этих определений подходи больше? И почему?

- Кто считает по-другому? Ребята, у нас есть правило. Давайте сравним его с вашим ответом. Кто прочтет нам правило?

- Правильно ли вы сделали предположение?

- Ребята, кто желает пересказать нам эту часть правила?

- Молодцы! Ребята, давайте вернемся к нашим рисункам. Найдите, пожалуйста местоимения, которые указывают на того, кто говорит.

- Верно. Местоимения, которые указывают на того, к кому обращаются с речью.

- Местоимения, которые указывают на того, о ком (или о чем) говорят.

- Молодцы! Давайте прочтем наше правило до конца, правильно ли вы все назвали?

- Замечательно!

- Знаете ли вы, как изменятся имя существительное?

- Как вы думаете, местоимение тоже может изменяться?

- Давайте посмотрим на слайд. Перед вами табличка. Что мы видим в этой табличке?

- Изучите, пожалуйста, эту табличку и скажите, как же изменяется местоимение.

- Кто сможет рассказать нам, глядя на эту табличку, как же изменяются местоимения?

- Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.

- Местоимения указывают на предметы, но не называют их. Потому что, они не дают точно названия предмета. Например: девочка на 6 картинке показывает на солнце, но не называет его, а говорит «оно».

- Местоимение – это часть речи. Местоимения указывают на предметы, но не называют их.

- Да.

- Я, мы.

- Ты, вы.

- Он, она, оно, они.

- Да.

- По падежам, по числам.

- Мы еще не знаем.

- Местоимения.

- По числам и по лицам.

- Местоимения изменяются по числам и лицам. Местоимения 1-го лица: я (ед.ч.), мы (мн.ч.); 2-го лица: ты (ед.ч.), вы (мн.ч.); 3-го лица: он, она, оно (ед.ч.), они (мн.ч.).

П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный метод: беседа.

Практический метод: письменное упражнение.

Наглядный метод: демонстрация.

4 мин.

- Ребята, у вас на партах есть листочки. Посмотрите еще раз внимательно на слайд, постарайтесь запомнить эту таблицу. Кто еще не готов?

- Сейчас, я предлагаю вам, восстановить эту таблицу по памяти. А именно, вписать в ячейки местоимения. Кому не понятно задание? Приступайте к работе.

- Ребята, все готовы?

- Поменяйтесь, пожалуйста листочками. Предлагаю вам проверить друг друга, глядя на слайд. У кого все правильно, можете поставить друг другу плюсики. Если ваш сосед по парте допустил ошибку, исправьте ее, а он должен будет это запомнить.

- Поднимите руку те, у кого плюсик. А теперь те, кто допустил ошибку. Как вы считаете, почему вы ошиблись?

- Да.

- Плохо запомнили, не поняли таблицу, отвлеклись и т.д.

Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата.

П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный метод: объяснение, беседа.

Практический метод: письменное упражнение.

Наглядный метод: демонстрация.

5 мин.

- Ребята, откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Сейчас, я буду диктовать вам слова и словосочетания, которые вы должны будете записать. Все готовы?

- Приготовились писать. Во время письма, следим за своей осанкой. Ворона, вымыты руки, ягода, четыре, телефон, семья. Проверьте внимательно то, что вы написали.

- А теперь, попробуйте найти в этих словах местоимения и подчеркнуть их. На работу у вас буквально 2 минутки.

- Какие же местоимения вам удалось найти?

- Верно! Еще раз все сверьте свой результат со слайдом. Кто нашел все местоимения, поставьте себе на полях плюсик. Ребята, скажите пожалуйста, в каком слове спряталось больше всего местоимений?

- А сможете ли вы найти слово, в котором целых 7 местоимений?

- Молодцы!

- Да.

- Ворона - она, вымытыруки – вы, мы, ты, ягода - я, четыре - ты, телефон - он, семья - я.

- Вымыты руки – вы, мы, ты.

- Семья. Потому что семь + я.

Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата.

П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Динамическая пауза

2 мин.

- Все встали со своих мест, давайте проведем физминутку.

Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения.

Выполнять физминутку.

VII.Включение в систему знаний

Словесный метод: беседа, объяснение.

Практический метод: письменное упражнение.

Наглядный метод: демонстрация.

7 мин.

- Ребята, откройте пожалуйста страницу 94, упражнение 159. Выпишите 1, 3 и 4 предложения. В каждом предложении найдите местоимение. Пользуясь таблицей, определите лицо и число у местоимений, подпишите их над словом. Пример вы можете видеть на слайде. Приступайте к работе.

- Ребята, заканчиваем. Кто выпишет нам эти местоимения на доску и определит их лицо и число?

- Проверьте пожалуйста, все ли правильно на доске?

- Теперь, сверьте ответ на доске со своим ответом. Кто допустил ошибку? У кого нет ошибок, поставьте себе плюсик.

- Ребята, вижу, вы хорошо усвоили новую тему. Вы большие молодцы!

Домашнее задание.

- Оно (3 л., ед. ч.), ты (2 л., ед.ч.), вы (2 л., мн. ч.).

Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата.

П: извлечение необходимой информации из прослушанного текста, структурирование знаний.

VIII.Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный метод: беседа.

Практический метод: задание на карточке.

5 мин.

- О чем ты говорили сегодня на уроке?

- Какие цели мы ставили?

- Достигли ли мы этих целей?

- Что вам больше всего запомнилось на уроке?

- Что было не понятно, что не получилось?

- Ребята, посчитайте свои плюсики. У кого получилось 3 плюсика, поставьте себе отметку 5, у кого 2 – 4.

- Поднимите руку, у кого отметка 5, у кого 4.

- Ребята, кого бы вы хотели особо отметить на сегодняшнем уроке? Кто активнее всего работал?

- Сейчас, я предлагаю вам, взять интервью у своего соседа по парте. Спросите у него, что ему понравилось, что нет, какие эмоции они испытали.

- Все спасибо за урок, я была рада с вами поработать. До новых встреч!

- О местоимениях.

- Узнать, что это за часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает.

- Как изменяется, как отличить её от других частей речи.

- Когда в речи мы употребляем местоимения.

- Да.

П: структурирование знаний; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Л: нравственно-этическая ориентация.

Р: оценка качества и уровня усвоения материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Личные местоимения"

Первый урок в данной теме. Большое внимание уделено развитию УУД. Дети самостоятельно анализируют свою работу на протяжении всего урока. В конце урока, подводя итог, делают выводы. Урок проходит легко...

Конспект урока русского языка «Личные местоимения» (УМК «Перспективная начальная школа», 4 класс)

Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний о личных местоимениямих 1, 2, 3 лица единственного и множественного чисел.Планируемые результатыПредметные:Знать роль местоимений в устной и пи...

Конспект урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3 лица. Повторение» (УМК "Школа России", 4 класс) + презентация

Конспект урока по русскому языкуТема: «Личные местоимения 1, 2, 3 лица. Повторение» Цель деятельности учителя: обобщение знаний о личных местоимениях, формирование умения об...

Конспект урока русского языка "Личные местоимения" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать местоимения среди других частей речи;формирование умения правильно употреблять местоимения в речи .Планируемые результатыПредметные:Знатьпон...

Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3 лица» (УМК Школа России,3 класс)

Тема урока «Личные местоимения 1,2,3 лица»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащихся знаний о личных местоимениях, умения опред...

Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений» Тип урока: «открытие» нового знания Ц...