Конспект урока русского языка "Окончание" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Устинова Ульяна Владимировна

Цели деятельности учителя: формирование представлений об окончании как изменяемой части слова и его роли в словообразовании; повторение знаний о корне, приставке, суффиксе.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать определение понятия «окончание», его роль в речи; правильное употребление окончаний в устной и письменной речи.

Уметь показывать роль окончания для связи слов в предложении, графически выделять окончание на письме.

Личностные:

Устанавливать самостоятельность умения ставить цель, сотрудничать.

Проводить умения высказывать и аргументировать свою точку зрения.     

Осознавать чувства любви к родному языку.

Тип урока: открытие нового знания

 

Оборудование: УМК «Перспектива» учебник «Русский язык» 2 класс, в 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; – М.: Просвещение, 2012, раздаточный материал, презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 06.03.2020

                                                         ФИО учителя: Артемьева И. Э.

Школа: 104

                                                         ФИ студента: Устинова Ульяна

Класс: 2Б

                                                           ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 203

                                                   Подпись:______________

Подпись:__________

Конспект урока русского языка

Тема: «Окончание»

Цели деятельности учителя: формирование представлений об окончании как изменяемой части слова и его роли в словообразовании; повторение знаний о корне, приставке, суффиксе.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать определение понятия «окончание», его роль в речи; правильное употребление окончаний в устной и письменной речи.

Уметь показывать роль окончания для связи слов в предложении, графически выделять окончание на письме.

Личностные:

Устанавливать самостоятельность умения ставить цель, сотрудничать.

Проводить умения высказывать и аргументировать свою точку зрения.        

Осознавать чувства любви к родному языку.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: УМК «Перспектива» учебник «Русский язык» 2 класс, в 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; – М.: Просвещение, 2012, раздаточный материал, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж:

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Самоопределение к деятельности

Словесный метод: слово учителя

Психологический настрой

1 мин

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Ульяна Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Рада всех видеть, садитесь. Давайте подарим друг другу хорошее настроение:

повернитесь к соседу, прикоснитесь ладошками и улыбнитесь.

- Ребята, чему мы учимся на уроках русского языка?

-Верно, ребята, я с вами согласна.

- Чтобы урок получился продуктивным, вы будете сами себя оценивать, на столах у каждого из вас есть карта самооценивания. Карта самооценивания нужна нам для того, чтобы понять, как вы освоили материал. В конце урока мы подведем итог. Если вы выполнили задание правильно без ошибок, то ставите себе в карту +, если у вас есть ошибки минус.

Приветствуют учителя.

- Учимся правильно составлять предложения, писать слова.

Воспринимают информацию.

Р: целеполагание.

П: структурирование знаний.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.  

  1. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод: беседа.

Проблемная ситуация.

4-5 мин

- Предлагаю наш урок начать с повторения.

- Но сначала давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и классную работу (6 марта).

- Посмотрите на слайд. Даны 3 слова, вам нужно будет разобрать их по составу и взять из первого слова приставку, из второго корень, а из третьего суффикс и составить новое слово. 1 слово с приставкой, 2 слово с выделенным корнем, 3 слово с суффиксом. 1 слово: подводный; 2 слово: снежный; 3 слово: чайник. (слайд)

- Какое слово у вас получилось?

- Правильно, получилось слово подснежник.

- А как вы это находили? А что такое корень?

- Что такое суффикс и приставка?

- Как вы думаете, что мы с вами повторили?

- Верно. Давайте прочитаем предложение, которое написано на слайде «Компьютер помогают нам решать арифметическая задача, печатать сказка и рассказ»

- Что в этом предложении не так?

- Как можно исправить это предложение?

- А кто-нибудь догадался, какая часть слова поможет связать все слова в предложение?

- Ребята, а в чем у вас затруднения?

- А хотите узнать?

- Записывают в тетради число и классную работу.

Воспринимают информацию.

Разбирают слова по составу.

- 1 слово: подводный. Приставка – под; 2 слово: снежный.  Корень – снеж; 3 слово: чайник. Суффикс – ник.

- Получилось слово подснежник.

- Корень –это главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.

- Разбор слова по составу.

Воспринимают информацию.

- В неправильной форме написаны существительные.

- Поставить существительные в нужной форме, изучить новую тему.

- Нет.

- Мы не знаем, как называется эта часть слова.

-Да.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Р: целеполагание.

  1. Постановка учебной задачи

Аналитико-синтетический: подводящий диалог, формулирование темы и цели.

Словесный:

Составление плана

4-5 мин

- Тогда сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

- Хотите узнать, как называется эта часть слова?

- А где можно узнать?

- Хорошо, ребята, я вам подскажу, эта часть слова называется окончание.

- Тогда как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

- А кто может назвать цель нашего урока?

План урока:

  1. Выделение корня, приставки и  суффикса.
  2. Узнать определение и значение окончания слов.
  3.  Научиться  находить окончание в словах  и графически его обозначать.

- Тема нашего урока: часть слова, которая помогает связать слова в предложении.

- Да, хотим.

- Можно узнать в учебнике, спросить у учителя.

- Окончание.

- Познакомиться с новой частью слова – окончанием.

Л: самоопределение.

П: анализ, синтез.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

П: структурирование.

Р: составление плана и последовательности действий.

  1. Открытие нового знания.

Словесный:

Беседа, чтение правила, разбор алгоритма

Практический:

выполнение упражнения

7-8 мин

- Давайте откроем учебник на странице 66 и  найдем упражнение 88. Кто может прочитать задание?

- Читайте по цепочке, начнет 1 парта 3 ряда, постарайтесь восстановить правильно пропущенные буквы.

-Подумайте, для чего нужна пропущенная часть слова?

- Что это за часть слова, которая помогает связать в предложении слова по смыслу?

- А как вы думаете, что такое окончание?

- Давайте проверим, правильно вы назвали определение или нет. Под упражнением 89  есть слова профессора Самоварова, прочитайте их.

- Проговорите в парах то, что вы только что прочитали.

- С чем мы познакомились?

- Для чего служит окончание?

- Как оно обозначается?

- Посмотрите на слайд. Перед вами слова (трава, земля, дерево, красивый) с  не выделенными окончаниями. Запомните, Окончание обозначают маленьким квадратиком. А чтобы найти окончание, надо изменить слово, например трава, в траве, с травой. Окончание а в слове трава.

- Следующее слово земля. Давайте изменим слово, чтобы найти окончание. Земля, в земле, над землей. Какое окончание в этом слове?

- Следующее слово дерево. Какое окончание будет в этом слове?

- Следующее слово красивый. Давайте изменим это слово, красивое перо птицы, красивая трава, красивый цвет. Какое окончание будет?

- Давайте подведем итог. Что мы только что с вами делали?

- А что такое окончание?

- Прочитайте текст. Постарайтесь восстановить пропущенную часть слова.

- Для окончания.

- Окончание.

- Часть слова, которая помогает связать в предложении слова по смыслу.

Воспринимают информацию

Проговаривают определение.

- С окончанием.

- Служит для связи слов в предложении.

- Квадратиком.  

Воспринимают информацию

- Окончание я.

- Окончание о.

- Окончание ый.

- Изменяли слова, чтобы выделить окончание слов.

Формулируют правила.

- Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи предложения

П: анализ, синтез

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П: структурирование знаний.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Практический:

выполнение упражнения

4-5 мин

- Перейдем к упражнению 90, на странице 67.

- Кто может рассказать, о чем говорится в задании?

- Как мы выделяем окончание?

- Выполним это упражнение устно. 1 вариант списывает в тетрадь слова под цифрой 1, выделяя пропущенные  окончания. 2 вариант, выполняет под цифрой 2, выделяя  пропущенные окончания.

- Сверяемся с эталоном (слайд). Поднимите руку те, кто выполнил правильно упражнение.  Поставьте плюс или минус себе в карту успеха, где написано 90 упражнение.

- Итак, ребята, что вы заметили, когда выполняли данное упражнение?

- Нужно изменить слова по образцу, найти и выделить окончания.

- Квадратиком.

Выполняют задание.

Проводят проверку и самооценку с эталоном.

- В единственном числе одно окончание, во множественном числе  – другое.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном.

  1. Самостоятельная работа и самопроверка.

Практический:

выполнение упражнения

4-5 мин

- А теперь давайте вернемся к нашей проблемной ситуации.

Вы не смогли ответить на вопросы, и у вас возникли затруднения.  

- А сейчас вы сможете изменить окончания? Запишите предложение с правильными окончаниями и выделите их.

-Давайте проверим, правильно вы записали предложение или нет, посмотрите на слайд и проверьте себя (слайд).

Кто выполнил упражнение без ошибок поставьте в карту успеха плюс, где написано упражнение 89, а кто допустил ошибки, минус.

- Ребята, как вы думаете, какую важную роль выполняет окончание?

- Да.

Проводят самооценку по эталону.

Вспоминают правило.

- Окончание связывает в предложении слова по смыслу.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

  1. Включение в систему знаний.

Словесный: подводящий диалог.

3-4 мин

- Посмотрите на слайд, перед вами упражнение. Вам нужно будет составить словосочетания со словами, которые в скобках.

- Вы выполняете это задание в парах.  

- Итак, давайте проверять. Кто прочитает готовые словосочетания?

- У кого получились такие же словосочетания, ставьте в карте успеха плюс, а у кого получились другие словосочетания минус.

- Что менялось в слове лиса, когда вы составляли словосочетания?

- А для чего служит окончание?

Воспринимают информацию и выполняют задание.

- Хвост лисы, подкрался к лисе, увидел лису, охотился за лисой, рассказ о лисе.

Проводят самоанализ.

- Окончание.

- Служит для связи слов в предложении.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: обобщение

2-3 мин

- Вот и подошел к концу наш урок.

- Давайте вернемся к плану.

План урока:

  1. Выделение корня, приставки и  суффикса.
  2. Узнать определение и значение окончания слов.
  3. Научиться  находить окончание в словах  и графически его обозначать.

- Посмотрите и скажите, все мы пункты с вами выполнили?

- Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились?

- А кто может назвать цель нашего урока?

- Давайте подведем итог, посчитайте количество плюсов, которые у вас в карте успеха. Поднимите руки те, у кого все плюсы. А у кого есть один минус?

-Что вам понравилось на уроке? А что не понравилось?

-Спасибо за урок, вы все хорошо работали. До свидание.

Воспринимают информацию.

- Да.

- С окончанием.

- Познакомиться с новой частью слова.

Л: самоанализ.

Р: оценка результатов работы.

П: анализ, синтез.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...