Конспект урока по теме "Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шалагина Юлия Александровна

Цели деятельности учителя:  развитие речи в ходе составления рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: план составления рассказа;

уметь: составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, картине;  анализировать картины;

Личностные: проводить самооценку своих действий; желание получать новые знания; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник математики: 2 класс, 2 часть, Моро М.И; презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 14.04.2021г.                                                                                                        ФИО учителя: Лапаева Е.М.

Школа: Увельская СОШ №2                                                                                                       ФИ студента:  Шалагина Ю.А. 46 группа

Класс: 2а                                                                                                                                                                                ФИО методиста: Кошкарова Л.С.

Кабинет:  24

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»».

Цели деятельности учителя:  развитие речи в ходе составления рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: план составления рассказа;

уметь: составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, картине;  анализировать картины;

Личностные: проводить самооценку своих действий; желание получать новые знания; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник математики: 2 класс, 2 часть, Моро М.И; презентация, раздаточный материал.

П.Увельский 2021г.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь

- Прозвенел для нас звонок

Динь – динь -  динь,

звенит звонок,

Начинается урок.

Будем мы писать красиво,

Будем дружно отвечать,

Будем думать, рассуждать,

Дисциплину соблюдать.

Приветствуют учителя

(читают хором)

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

2. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод:

опрос

Наглядный метод представление

презентаций

3 мин

- Предлагаю вам отгадать загадку.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по полю вскачь,

А зовётся птица …

- Кто-нибудь из вас видел грача?

- Как он выглядит? Опишите.

- Молодцы!

- Прочитаем стихотворение вместе (речевая разминка).

Пусть проталины темнеют,
Солнца спрятались лучи,
А, вы, видели сегодня
Прилетели к нам грачи!
Удивительные птицы -
Прилетели, гнёзда вьют,
Словно шапки на деревьях,
Домики грачей растут.
Завороженно ребята
Смотрят на гостей весны,
Просыпается природа,
           Переменам рады мы!              

                                    О. Костина

-  Как надо читать выделенное предложение? ( с восклицанием)  Прочтите.

- Прочтите с вопросительной интонацией  ( с грустной, угрожающей, веселой интонацией)

- О каком времени года говорится в стихотворении?

 - Какие картины возникают перед вами при чтении этого стихотворения?

- Если бы вы были художником, что бы вы нарисовали  в своей картине?

- грач.

-о весне

Перечисляют…

Предполагают…

П: осмысление читаемого текста

К.: участие в учебном диалоге, построение речевых высказываний

П.: постановка звука

3.Постановка учебной задачи

Словесный:

диалог.

Наглядный:

презентация

3 мин

Известный художник Алексей Кондратьевич Саврасов нарисовал картину «Грачи прилетели».

https://pdnr.ru/studopediaru/baza28/3453600210922.files/image009.jpg

- Посмотрите на репродукцию картины, как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

- Какие цели  и задачи урока поставим?  

- составлять рассказ по картине

- составить рассказ по картине.

К.: участие в учебном

диалоге; построение

речевых

высказываний.

4. Открытие нового знания

Словесный:беседа

10мин

- Посмотрите внимательно на картинную.

На переднем плане картины вы видите ряд покривившихся берез. На их голых ветвях - грачиные гнезда, вокруг которых суетятся хозяева этого птичьего «общежития», оглашая окрестность своими криками.
      На втором плане, за бревенчатым забором, среди обычных сельских строений, возвышается шатровая колокольня старой церквушки. Дальше, до самого леса, узкой лентой раскинулись побуревшие поля с остатками снега. Прозрачный, свежий весенний воздух чувствуется и в высоких, нежных облаках, и в синеватой полоске леса на горизонте, и в неярком свете солнца, и в холодных синих тенях на подтаявшем снегу. Набухают почки на березах, поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд, ясно выделяются на зернистом снегу следы грачей. Легкий весенний ветерок чуть отклоняет дымок, струящийся из трубы низенькой избушки. Кое-где между облаками проглядывает ярко-голубое весеннее небо. Саврасов подметил тот момент, когда природа стала просыпаться и меняться. Ему удалось передать движение, первое дуновение весны.

- Какие краски использовал художник для написания картины? Темные или светлые? Какое освещение?

-   Какое время года изображено на этой картине?
- Где можно увидеть такой пейзаж?

- Какой день изображен?
- Почему вы решили, что ветреный

- Как мы можем понять, что художник изобразил весну?


- Что ярче всего доказывает приход весны?

- Прочитайте поговорки и народные приметы, связанные с грачами.

      1)   Грач на горе - весна на дворе.
      2)    Увидел грача - весну встречай.
- Как вы поняли смысл этих поговорок?
- Есть много примет, связанных с поведением грачей. Так, например, если грачи кричат, ссорятся, то теплый ветер принесет с собой богатую, теплую весну. Если же грачи не торопятся приводить в порядок гнезда, то близкого тепла не жди.


- Как вы думаете, какую погоду предвещают грачи на этой картине? Почему?

- Где расположились грачи?
- Чем заняты птицы?


- Как работают грачи?
 - Почему они торопятся?


Как мы будем называть грачей в разных предложениях, чтобы не было повторов?

Слова записываются на доске,
- Какие слова используем, описывая действия птиц.


 Слова записываются на доске.

ФИЗМИНУТКА

Рассматривают репродукцию

- Ранняя весна

- В небольшом русском городке, в деревне

- Ясный, но немного ветреный

- Дымок, струящийся из трубы низенькой избушки, отклоняется в сторону

- Снег тает. Он стал рыхлым, пористым.  Пруд освободился ото льда. Кое-где собралась вода от талого снега. Небо голубое. Светит яркое солнце.

- Уже прилетели грачи. Эти птицы считаются вестниками весны

Высказывают своё мнение

- Раннюю, теплую, потому что грачи спешат и суетятся

- на березах

- Одни - собирают ветки, другие - устраивают жилища

- Дружно, быстро, шумно

- Им надо построить гнезда, чтобы вывести птенцов

- Грачи, птицы, они, хозяева, весенние гости, пернатые, гонцы

- Летают, мчатся, носятся, суетятся, хлопочут, работают, шумят, заботятся, беспокоятся, приводят в порядок, обживают

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П:построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К.: построение

речевого

высказывания.

К: умение полно и точно выражать мысли; вырабатывать отстаивать собственную точку зрения

5. Первичное закрепление

Словесный метод: беседа

Наглядный: презентация 

6 мин

- Ребята, что нужно для того, чтобы легче было описывать картину?
- Верно.
- Составим план для сочинения.
- Подумайте, в каком порядке вы будете описывать увиденное.

-Молодцы!
- Возьмите листочки на краях стола

- Теперь в парах попробуем составить рассказ по картине.

- Заканчиваем работу.
- Кто желает рассказ своё описание?
- Молодцы!

- план


План  
1.    Весенний день (солнце, небо, поле, снег, пруд, деревья).
2.    Хлопоты грачей.
3.    Описание деревни (забор, дома, церковь, поля).
4.    Мое отношение к картине.

П: структурирование знаний.

6. Самостоятельная работа

Словесный: беседа

12 мин

- Теперь берем листочки на столе и подписываем их.

- Самостоятельно составляем рассказ по картине. Опорные слова и план записаны на доске.

П: структурирование знаний.

7. Включение в систему знаний

Наглядный: презентация

Словесный: беседа

4 мин

- Заканчиваем работу и собираем листочки.

- Трудно ли было составлять рассказ?
- В чем были трудности?

К: планирование учебного сотрудничества с учителем

8. Рефлексия деятельности

Словесный:

вопрос- ответ;

слово учителя

1 мин

- Наш урок подходит к концу.

- Давайте вспомним, какая была тема урока?

- Какую мы ставили цель урока?

- Оценим вашу работу на уроке. Выберите смайлик, который подходит вам.

https://sun9-41.userapi.com/impf/h6WE9__-12WV4-63qBbN1vhce80yBTAW811mGw/7bnt2sSI27A.jpg?size=962x722&quality=96&sign=778c066e82adaab30c877a3222870905&type=album

- составление рассказа по картине

- составить рассказ по картине

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Целый день по полю вскачь, А зовётся птица …

Слайд 3

Пусть проталины темнеют, Солнца спрятались лучи, А, вы, видели сегодня Прилетели к нам грачи! Удивительные птицы - Прилетели, гнёзда вьют, Словно шапки на деревьях, Домики грачей растут. Завороженно ребята Смотрят на гостей весны, Просыпается природа, Переменам рады мы!

Слайд 6

1) Грач на горе - весна на дворе. 2 ) Увидел грача - весну встречай.

Слайд 8

План 1 . Весенний день (солнце, небо, поле, снег, пруд, деревья). 2. Хлопоты грачей. 3. Описание деревни (забор, дома, церковь, поля). 4. Мое отношение к картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Тема: Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» 2 класс УМК Школа России

Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать и творить!...

3 класс. Конспект урока по теме: "Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна – лебедь" Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна – лебедь» Цели деятельности учителя: знакомить с жизнью и творчеством М.А.Врубеля; учить писать отзыв по картине; пр...

Конспект урока русского языка "Отзыв по картине В.А.Серова "Девочка с персиками" (3 класс УМК "Школа России")

Ниже представлен конспект  к уроку русского языка "Отзыв по картине В.А.Серова "Девочка с персиками""Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России...

Разработка урока по русскому языку на тему: Составление рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Разработка урока на тему "Составление рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова "Грачи прилетели" , 2класс, УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка отзыв по картине В.А. Серова "Девочка с персиками" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о творчестве и жизни В. А. Серова; освоение навыков письма отзыва по картине; развитие умений писать текст на заданную картину; развитие умений соблюдать...