Развитие речи у учащихся начальных классов.
статья по русскому языку

Статья написана в помощь родителям . Даны рекомендации по развитию речи  во время выполнения домашнего задания , отдыха, повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_k_sobr.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи учащихся начальных классов.

(для родителей)

«Из всех … знаний и умений самым

важным, и самым необходимым для

жизненной деятельности является,

конечно, умение ясно, понятно, красиво

говорить на своём языке»

В.И.Чернышёв

Для ребёнка хорошая речь –залог успешного обучения и развития. Развитая речь ребенка позволит ему свободно общаться с окружающими его людьми.

В школе,  на уроках русского языка, чтения, риторики мы работаем над развитием речи . Но нужно понимать, что и дома родители могут помочь своему ребенку.

1 Развитие словарного запаса . 

- объяснение незнакомых слов

-желательно- наличие разных словарей дома(орфоэпический – с нормами произношения (ана) (конечно) (позвонишь) и умение пользоваться ими

Орфографический

Толковый(Ожегов, Даль)

Словарь иностранных слов

Фразеологизмов

Синонимов, антонимов

Ошибки, которые допускают школьники:

  • Свинья хохотает (хрюкает)
  • Шаль это шалун;
  • Бегония – соревнования такие, когда все бегают.

- различные игры со словами

 В журналах

Специальные тренажеры

Игры( поменять букву дым-дом; из 1 слова составить как можно больше слов, города, подбор синонимов, антонимов, загадки – рыжая с пушистым хвостом кто это?; )

2.Чтение книг

Не только ребенок сам читает – вслух, про себя, но и Вы, взрослые тоже читаете

      Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые        слова, обороты, развивает слух. Помните, что Ваше произношение должно быть четким,  ясным, выразительным.

(И здесь мне хочется остановиться на ситуации с внеклассным чтением. Некоторые родители спрашивают  меня : входит ли вн чтение в программу? Почему я ставлю за это оценки. Да, входит, даже урок выделяется. Задача данного урока – расширить круг чтения, не ограничиваясь учебником .И ставлю оценки, потому что мне важно, чтобы дети читали. Но Вам похоже нужны оценки , а не знания…)

3.Как можно чаще общайтесь с ребенком.

Основные собеседники в семье – это родители и бабушка с дедушкой. Обсуждайте прочитанное, увиденное, любое мероприятие, узнавайте что нового ребенок узнал в школе. И помните: От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи.

4.Пересказ – краткий, подробный, творческий – с изменением рассказчика. Устройте соревнование: «Чья сказка или рассказ лучше».

Письменно – сочинения и изложения. Интересное предложение в последнем сочинении по картине «Иван – царевич и лягушка - квакушка» - Смотрит грустным взглядом, понимая, что придется жениться.

  1. Сочинительство. Пусть дети сами придумывают тексты, стихи, загадки. Решили издать рукописный журнал..
  2. Учите с детьми стихи наизусть(способствует развитию выразительности и тренирует память)

7.Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки и чистоговорки

8.Орфографическая работа – это фактически работа над всеми сторонами языка. Она содействует углублению и систематизации знаний во всех областях языка, совершенствует соответствующие языковые умения, помогает понять, как устроен и как работает язык, способствует развитию речевых навыков учащихся, как в устной, так и в письменной форме. Письменная форма, в том числе рно в тетради 3 раза, з примера

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по развитию речи с учащимися начальных классов

Основной стержень занковского урока: деятельность самих учащихся, которые активно наблюдают и сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы. Путь познания на уроках идет от учеников, для...

Спецкурс по развитию речи для учащихся первого класса с задержкой психического развития

АннотацияЦель, задачи и направленность учебно-методической разработкиПредлагаемая программа дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развив...

Развитие письменной речи у учащихся начальных классов на уроках основного цикла.

Работа по развитию речи начинается с самых первых дней пребывания ребенка в школе и продолжается на протяжении всех лет школьного обучения. В начальных классах закладывается фундамент для успешного ра...

Консультация для педагогов по теме: «Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов с тяжёлыми нарушениями речи».

Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С другой стороны, пр...

Особенности развития речи у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты, структура и условия освоения основной образовательной программы начального общего образования должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся начальной школы, включая обр...

Развитие грамматического строя речи у учащихся начальных классов с ОВЗ

Данная статья описывает систему упражнений по устранению  аграмматизмов  у школьников младших классов с ОВЗ (ЗПР). Представлены упражнения для закрепления знаний о частях речи. Даются сведен...

Методы и приемы развития речи у учащихся начальных классов.

Статья поможет систематизировать имеющиеся знания у педагогов на уроках по развитию речи....