Методы и приемы развития речи у учащихся начальных классов.
статья по русскому языку
Статья поможет систематизировать имеющиеся знания у педагогов на уроках по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы развития речи у учащихся начальных классов.
Развивать речь младших школьников на уроках русского языка можно с помощью трех групп методов: имитативных, коммуникативных и метода конструирования. Все три группы методов сочетаются в работе учащихся и учителя, дополняют одна другую и в совокупности создают базу для системы развития речи учащихся, которая тесно связана с курсом русского языка, литературы, риторики, с социальной деятельностью детей.
Имитативные методы по-другому можно назвать методами «по образцу». В рамках имитационных методов находят место и анализ образцовых текстов, и синтез собственных языковых конструкций. И поисковая деятельность - выбор слов и других средств языка, и моделирование образцовых текстов, и конструирование по этим моделям предложений и текста, и обобщение, вывод правил, и даже творчество - пересказы и письменные изложения с творческими дополнениями или изменениями, инсценирование, драматизация, художественное чтение и рассказывание, подражательное и собственное литературное творчество.
Методы обучения речи «по образцу» имеют свой обширный набор приемов, типов ученических работ: это многочисленные виды пересказа прочитанных текстов, письменные изложения разнообразных типов: с языковым разбором текста, с иллюстрированием, с изменением жанра. Составление предложений или компонентов текста по типу данного или по модели, которая тоже, возможно, составлена учащимися «По образцам» школьники работают над типами речи и над различными жанрами. Над описанием, повествованием, рассуждением. Над стилистическими, композиционными, содержательными особенностями рассказа, очерка, газетной заметки, отзыва о прочитанной книге или о спектакле, характеристики. А также над составлением так называемых «деловых бумаг» - объявления, заявления, делового письма, телеграммы, дневниковых записей.
Имитационный метод очень развит в начальной школе, но он не может быть достаточным: обучение «по образцам» лишь подготавливает учащихся к другим методам развития речи.
Коммуникативные методы опираются на теорию речевой деятельности, в частности на анализ речевого акта: метод учитывает все его ступени - и ситуативную, и мотивационную, и восприятие собеседником, и обратную связь. Коммуникативные методы имеют свой набор приемов, средств обучения, типов заданий упражнений. Создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни; ролевые игры, труд, походы и экскурсии, картины, специально организованные наблюдения, другие способы накопления материала, впечатлений; любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний. Этот метод предполагает систему умений учащихся, реализуемых в процессе различного рода письменных и устных речевых упражнений - сочинений и пр.
Метод конструирования- синтетический метод. Он связан с первыми двумя. В системе обучения «по образцам» виды текста анализируются и моделируются, и впоследствии конструирование собственных текстов осуществляется по этим моделям. Конструирование связано и с коммуникативным методом, поскольку он обеспечивает мотивацию речи, ее действенность, определяет социальные и личностные функции речи.
Метод конструирования текста располагает большим на6ором приемов и типов речевых упражнений. Большинство из них обычно выполняют подготовительную или вспомогательную функцию: они вплетаются в процесс подготовки речевого упражнения на разных его этапах. Это словарная работа, работа над словосочетанием, работа над предложением, логическая: работа с понятиями и построение их определений, сравнение предметов, явлений природы по их признакам, упражнения, опирающиеся на теории текста. Моделирование структуры текста образцов и подчинение собственного текста этой модели, редактирование своего текста; отработка типов связи в тексте; составление текстов различных функционально-смысловых типов: описания, повествования и рассуждения, а также разных жанров: рассказа, пейзажной зарисовки, описания картины, очерка, статьи в газету, письма, пьесы; передача сюжета в диалогической форме.
Такой вид работы над развитием речи младших школьников, как сочинение используют все перечисленные методы. Потому, что при подготовке к написанию сочинения определяется модель текста в зависимости от его вида, типа и жанра, составляется план, задаются опорные слова и конструкции. Также, в процессе подготовки дети отвечают на вопросы по теме, высказывают свои мысли, а затем конструируют собственный текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/27/picture-112209-1351323274.jpg)
Методы и приемы развития речи на занятиях предшкольной подготовки.(Из опыта работы).
Дошкольный период для ребенка очень важен. Ведь именно в этом возрасте окончательно формируются главные черты характера маленького человека. Это же относится и к речи....
Работа по развитию речи с учащимися начальных классов
Основной стержень занковского урока: деятельность самих учащихся, которые активно наблюдают и сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы. Путь познания на уроках идет от учеников, для...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/08/picture-529641-1704725267.jpg)
«Приемы развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения»
Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения?...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-745211-1454005335.jpg)
Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории Санкт-Петербурга"
Цель данной статьи – познакомить коллег с набором эффективных приемов для успешного речевого развития учащихся начальной школы на занятиях по истории города (конкретно в моем случае на прим...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/02/picture-948393-1562066171.jpg)
Особенности развития речи у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты, структура и условия освоения основной образовательной программы начального общего образования должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся начальной школы, включая обр...
Развитие речи у учащихся начальных классов.
Статья написана в помощь родителям . Даны рекомендации по развитию речи во время выполнения домашнего задания , отдыха, повседневной жизни....