Методы и приемы развития речи у учащихся начальных классов.
статья по русскому языку

Кульнева Анна Владимировна

Статья поможет систематизировать имеющиеся знания у педагогов на уроках по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_razvitiya_rechi_u_uchashchihsya.docx14.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы развития речи у учащихся начальных классов.

Развивать речь младших школьников на уроках русского языка можно с помощью трех групп методов: имитативных, коммуникативных и метода конструирования. Все три группы методов сочетаются в работе учащихся и учителя, дополняют одна другую и в совокупности создают базу для системы развития речи учащихся, которая тесно связана с курсом русского языка, литературы, риторики, с социальной деятельностью детей.

Имитативные методы по-другому можно назвать методами «по образцу». В рамках имитационных методов находят место и анализ образцовых текстов, и синтез собственных языковых конструкций. И поисковая деятельность - выбор слов и других средств языка, и моделирование образцовых текстов, и конструирование по этим моделям предложений и текста, и обобщение, вывод правил, и даже творчество - пересказы и письменные изложения с творческими дополнениями или изменениями, инсценирование, драматизация, художественное чтение и рассказывание, подражательное и собственное литературное творчество.

Методы обучения речи «по образцу» имеют свой обширный набор приемов, типов ученических работ: это многочисленные виды пересказа прочитанных текстов, письменные изложения разнообразных типов: с языковым разбором текста, с иллюстрированием, с изменением жанра. Составление предложений или компонентов текста по типу данного или по модели, которая тоже, возможно, составлена учащимися «По образцам» школьники работают над типами речи и над различными жанрами. Над описанием, повествованием, рассуждением. Над стилистическими, композиционными, содержательными особенностями рассказа, очерка, газетной заметки, отзыва о прочитанной книге или о спектакле, характеристики. А также над составлением так называемых «деловых бумаг» - объявления, заявления, делового письма, телеграммы, дневниковых записей.

Имитационный метод очень развит в начальной школе, но он не может быть достаточным: обучение «по образцам» лишь подготавливает учащихся к другим методам развития речи.

Коммуникативные методы опираются на теорию речевой деятельности, в частности на анализ речевого акта: метод учитывает все его ступени - и ситуативную, и мотивационную, и восприятие собеседником, и обратную связь. Коммуникативные методы имеют свой набор приемов, средств обучения, типов заданий упражнений. Создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни; ролевые игры, труд, походы и экскурсии, картины, специально организованные наблюдения, другие способы накопления материала, впечатлений; любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний. Этот метод предполагает систему умений учащихся, реализуемых в процессе различного рода письменных и устных речевых упражнений - сочинений и пр.

Метод конструирования- синтетический метод. Он связан с первыми двумя. В системе обучения «по образцам» виды текста анализируются и моделируются, и впоследствии конструирование собственных текстов осуществляется по этим моделям. Конструирование связано и с коммуникативным методом, поскольку он обеспечивает мотивацию речи, ее действенность, определяет социальные и личностные функции речи.

Метод конструирования текста располагает большим на6ором приемов и типов речевых упражнений. Большинство из них обычно выполняют подготовительную или вспомогательную функцию: они вплетаются в процесс подготовки речевого упражнения на разных его этапах. Это словарная работа, работа над словосочетанием, работа над предложением, логическая: работа с понятиями и построение их определений, сравнение предметов, явлений природы по их признакам, упражнения, опирающиеся на теории текста. Моделирование структуры текста образцов и подчинение собственного текста этой модели, редактирование своего текста; отработка типов связи в тексте; составление текстов различных функционально-смысловых типов: описания, повествования и рассуждения, а также разных жанров: рассказа, пейзажной зарисовки, описания картины, очерка, статьи в газету, письма, пьесы; передача сюжета в диалогической форме.

Такой вид работы над развитием речи младших школьников, как сочинение используют все перечисленные методы. Потому, что при подготовке к написанию сочинения определяется модель текста в зависимости от его вида, типа и жанра, составляется план, задаются опорные слова и конструкции. Также, в процессе подготовки дети отвечают на вопросы по теме, высказывают свои мысли, а затем конструируют собственный текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы развития речи на занятиях предшкольной подготовки.(Из опыта работы).

Дошкольный период для ребенка очень важен. Ведь именно в этом возрасте окончательно  формируются главные черты характера маленького человека. Это же относится и к речи....

Работа по развитию речи с учащимися начальных классов

Основной стержень занковского урока: деятельность самих учащихся, которые активно наблюдают и сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы. Путь познания на уроках идет от учеников, для...

«Приемы развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения»

Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения?...

Методы и приемы развития речи детей с ЗПР

Виды методов и приемов работы с детьми по развитию речи...

Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории Санкт-Петербурга"

Цель данной статьи – познакомить коллег с набором эффективных приемов для успешного речевого развития учащихся начальной школы на занятиях по истории города (конкретно в моем случае на прим...

Особенности развития речи у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты, структура и условия освоения основной образовательной программы начального общего образования должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся начальной школы, включая обр...

Развитие речи у учащихся начальных классов.

Статья написана в помощь родителям . Даны рекомендации по развитию речи  во время выполнения домашнего задания , отдыха, повседневной жизни....