Главные вкладки

    Методы и приемы развития речи детей с ЗПР
    учебно-методический материал ( класс) по теме

    Трифонова Юлия Николаевна

    Виды методов и приемов работы с детьми по развитию речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metody_i_priemy_razvitiya_rechi_detey_s_zaderzhkoy_ps-2.docx8.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на методическом объединении воспитателей.

    "Методы и приемы развития речи детей с задержкой психического развития."

        Метод обучения - способ работы воспитателя и детей,обеспечивающий приобретение детьми знаний , умений и навыков.

         В методике обучения развития речи выделяется несколько методов:

         Наглядные методы: если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, применяется метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, воспитатель знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов , мультфильмов.

         Опосредованные наглядные методы применяются и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи.

        Словесные методы: чтение художественных произведений,предусмотренных программой. Используются более сложные методы- заучивание наизусть, пересказ. Меньше распространен метод рассказа воспитателя. В старших группах используется метод беседы с обязательной опорой на наглядность. Во всех словесных методах применяются наглядные приемы ( кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций).

         Практические методы:  цель этих методов- обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки.

         Практические методы носят игровой характер.

    Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная)- универсальный метод закрепления умений и знаний. Используется для решения всех задач развития речи.

    Игра-драматизация используется для работы со знакомым литературным текстом и для обучения рассказыванию.

         Метод наглядных занятий: такой метод обогащает словарь. Например:  на занятии "  в гостях кукла Маша",  дети не только наблюдают действия с куклой,но и сами садятся за стол, накрытый к чаю, учатся поддерживать общий разговор за чаем, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно вести себя за столом.

         Каждый метод представляет собой систему приемов. Методические приемы- это элементы метода,составленные его части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода.

        Приемы делятся на словесные, наглядные, игровые.

        Наиболее распространенные словесные приемы.

        Речевой образец-  правильная, заранее отработанная речевая деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения и подражания. Он преподносится детям подчеркнуто громко, четко и неторопливо.

        Повторение-  преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента ( звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

        Объяснение - раскрытие воспитателем сущности какого- либо явления иои образа действия.

        Указание - разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата.

        Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений.

        Вопрос- словесное обращение, требующее ответа; задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний.

        Наглядные приемы - показ картинки, игрушки, движения или действия. Очень эффективны при объединении наглядных приемов со словесными.

        В развитии речи детей очень важны игровые приемы и просто эмоциональность : интригующая интонация голоса при вопосе; утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания.

       Использование приемов и методов развития речи происходит самая лучшая связь воспитателя и ребенка, соответственно лучшее понимание, что способствует лучшему усваиванию ребенком предлагаемого материала .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методы и приемы развития речи на занятиях предшкольной подготовки.(Из опыта работы).

    Дошкольный период для ребенка очень важен. Ведь именно в этом возрасте окончательно  формируются главные черты характера маленького человека. Это же относится и к речи....

    Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира

    Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира...

    Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории Санкт-Петербурга"

    Цель данной статьи – познакомить коллег с набором эффективных приемов для успешного речевого развития учащихся начальной школы на занятиях по истории города (конкретно в моем случае на прим...

    Методы и приемы развития ощущений, как процесса познания окружающей среды у детей с нарушениями зрения.

    В данной статье Вы можете найти информацию об организации обучения детей с нарушением зрения в России и за рубежом....

    Методы и приемы развития мотивации обучающихся на уроке

    Мотивация ребенка на уроке - УСПЕХ продуктивного урока...