Методы и приемы развития речи на занятиях предшкольной подготовки.(Из опыта работы).
методическая разработка на тему

Чуркина Ольга Валентиновна

Дошкольный период для ребенка очень важен. Ведь именно в этом возрасте окончательно  формируются главные черты характера маленького человека. Это же относится и к речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы развития речи на занятиях предшкольной подготовки.

( из опыта работы Чуркиной О.В.)

    Дошкольный период для ребенка очень важен. Ведь именно в этом возрасте окончательно  формируются главные черты характера маленького человека. Это же относится и к речи. Влияние окружающих, той обстановки, где живет ребенок, имеет огромное значение. Чем старше ребенок, тем большее воздействие на него оказывает мир, в котором он живет. Так что в наших руках мощные рычаги воспитания и развития.

   Часто родители с гордостью говорят о том, что ребенок предпочитает играть сам, один, с игрушками. Это не доставляет никаких хлопот, позволяет маме и папе иметь свободное время. Конечно, хорошо, что малыш может себя занять, но не стоит слишком уж увлекаться этим. Ничто не заменит ребенку общения с родными и ровесниками.  Дети  пятого - шестого года жизни тянутся к взрослым, сверстникам, им интересно поговорить с ними, поделиться своими мыслями, наблюдениями, тревогами, радостью. Им уже под силу терпеливо, до конца выслушать  ответ на вопрос или объяснения. Дети не посещающие дошкольное образовательное учреждение, должны посещать группы предшкольной подготовки. Постоянно общаясь на занятиях в группе кратковременного пребывания, у детей развивается речь.

 Некоторые методы и приемы развития речи хочется напомнить и предложить коллегам к использованию на занятиях.

Звуковое развитие речи.

Развитие речи происходит у ребенка, если хорошо поставлены звуки.

Для этого на занятиях используется артикуляционная гимнастика и игры с веселым язычком. (раздаточный материал)

Например, «Речевая разминка», которую провожу на каждом занятии. Предлагаю детям закончить слово в предложении:

Да-да-да - в доме кончилась во... (да).
Ши-ши-ши - прибежали малы... (ши).
Ла-ла-ла - я на лодочке плы... (ла).
Ан-ан-ан - мы купили бара.... (бан).

Но-но-но - стало в комнате тем... (но)
Га-га-га - у меня болит но... (га).
Бе-бе-бе - поиграем на тру... (бе).
Ва-ва-ва - во дворе растет тра... (ва).
Со-со-со - отвалилось коле... (со).
Ко-ко-ко - мы, поедем дале... (ко).
Ам-ам-ам - я тебе цветок от... (дам).
Ут-ут-ут - нас уже домой зо... (вут).
Ым-ым-ым - из трубы выходит... (дым).
Ду-ду-ду - книгу в шкафчик я кла... (ду).
За-за-за - на лугу стоит ко... (за).
Бы-бы-бы - собирали мы гри... (бы).
Ли-ли-ли - мы кота домой ве... (ли).
Ма-ма-ма - это новые до... (ма).
Гу-гу-гу - я по улице бе... (гу).

Играя со словами, развиваем артикуляцию, силу голоса, темп речи.

Детям, у которых есть нарушения в произношении звуков, даем рекомендации родителям для занятий с логопедом.

Обогащение словарного запаса ребенка.

   Развивается и обогащается словарный запас детей. Игры, которые проводим с детьми,  можно разделить на группы:

- Работа с именами существительными;

- с именами прилагательными;

- глаголами, конечно же, не называя этих терминов.

Имя существительное.

На многих занятиях используются предметные картинки, т.к. у детей развивается наглядно-образное мышление.
Игра «Назови одним словом», в некоторых случаях необходимо использовать два слова.

Волк, заяц, лиса (дикие животные)

Яблоко, груша, апельсин (фрукты)

Лето, зима, осень (времена года)

Железо, медь, серебро (металлы)

Мясорубка, пылесос, кофемолка ( электроприборы)

Шашки, шахматы, домино (наст. игры)

Пшено, рис, гречка и т.д.

Игра «Продолжи ряд». Ребенку необходимо назвать как можно больше видовых понятий.

Домашние животные (коза, корова, лошадь и др.)

Деревья…

Цветы …

Овощи …

Имена …

Пальцы …

Дни недели …

Транспорт …

Осадки …

Игры …

Игра «Части – целое»

Предлагаю на картинке дерево. К дереву подбираются картинки с изображением листика, ветки, ствола, корней. Вы можете схематично все это изобразить. Или к машине подбираются колеса, кузов, кабина, руль и т. д. Можно предложить следующие картинки, а ребенок называет части и наоборот.

Дом (крыша, стена, дверь, окно, труба).
Чайник (носик, ручка, крышка, бочок).
Бабочка (туловище, голова, глаза, усики, лапки, крылья).
Рыба (туловище, голова, хвост, плавники, глаза, рот).
Стул

Книга

Обратная игра: укажите целое, частью которого являются…

Страница  (книга)

Шляпка

Нос

Пуговица

Лепесток

Подошва и др.

Интересна игра детям «Что пропущено?», она так же развивает и увеличивает словарный запас детей.

Лето, осень, весна

День, ночь, утро

Понедельник, вторник, четверг и др.

Теперь хочется сказать несколько слов о том, как играть в "Объяснялки".

Например: Объясни, что такое кукла (это игрушка, похожая на человека),

Яблоня

Лопата

Тапочки

Герой

Хвастун

Мир

Нежность

Игра «Догадайся, кто это, что это!»

Дерево, на котором растут яблоки

Спальная принадлежность, которую мы кладем под голову

Предмет, которым мы пишем

Сильная электрическая вспышка во время грозы

Имя прилагательное.

Задания, используя в речи прилагательные, помогают ребенку точнее высказываться, правильнее подбирать слова. Если раньше прилагательных, то есть обозначений признаков в речи малыша было явно недостаточно, то теперь нужно уделить им самое пристальное внимание. Простейший способ сделать это - использовать задание типа: "Назови, какой". Это вообще не требует от вас усилий: показываете чашку и спрашиваете, какая она. Ну, а ребенок старается подобрать слова: "белая", "блестящая", "широкая" и т. д. В случае явных затруднений, помогите, поставьте малыша перед выбором: чашка низкая или высокая, широкая или узкая, белая или разноцветная. И вопрос вроде как не в тему: "А она тебе нравится? Почему?"

Можно использовать описание предмета по такой схеме:

Размер – вес – цвет – какой на ощупь – какой на вкус – запах – из чего сделан – на что похож – на что не похож. 

Но перед этим научить сравнивать предметы: по цвету, по форме, по назначению и др.

На что по цвету похожи огурец, морковь, снег, одуванчик.

Найди отличия:

Чем отличается пчела и слон, вода и молоко, старый человек от  молодого и др.

Так же можно рассказать о предмете, что с ним будет, если…

Уронить на пол с высоты в 1 метр, бросить в огонь, облить водой и др.

Кстати, в разговорах о животных уже звучат выражения типа "медвежья шкура", "волчий хвост":
Это чье ухо? Заячье.
Это чей хвост? Медвежий.
Это чья нора? Лисья.
Это чьи лапы? Волчьи.
Это чья шерсть? Кошачья.
Это чей нос? Беличий.

Это чьи следы? Заячьи.
Если услышите "волкин", "медведевый", не расстраивайтесь, просто ребенок не сразу осваивает притяжательные прилагательные, приноравливается к ним, пробует разные варианты. Покажите картинку и правильно произнесите слово.
Ошибки говорят о том, что слов становится все больше, что предложения становятся все сложнее. А можно специально сделать ошибку и дать детям ее исправить.

"Арбуз деревянный, а ящик спелый".
"Ножик сладкий, а груша острая".
"Вода длинная, а дорога горячая".
"Варенье мягкое, а кресло вкусное".
"Рука вареная, а картошка сильная".
"Стол вкусный, а сок железный".
"Ребенок каменный, а пол маленький".
"Море стеклянное, а окно глубокое".
"Шуба речная, а рыба меховая".

Глаголы.

Глаголы так же входят в словарный запас дошкольника. Показывая малышу картинки с изображениями предметов или называя эти предметы, спрашивайте, что делает этот предмет:
Самолет... летает.
Лягушка... прыгает.
Червяк... ползает.
Рыба... плавает.
Поезд... едет.
Лампочка... горит.
Корова... мычит.
Лошадь... скачет.
Доктор... лечит.
Корабль... плывет.
Кот... мяукает.


Очень хорошо развивает умение свободно подбирать слова игра "Закончи предложение". Приведем несколько примеров.

Щука плавает, а снегирь? (Снегирь летает.)
Гусеница ползает, а заяц? (Заяц скачет.)
Мышь живет в норе, а сова? (Сова живет в дупле.)
Самолет летит в небе, а корабль? (Корабль плывет по морю.)
Медведь любит мед, а заяц? (Заяц любит морковку.)
Карась плавает в пруду, а дельфин? (Дельфин плавает в море.)

Давайте малышу возможность поправить вас, заметить ошибки, сказать правильно. Например, показывая картинку с изображением мухомора, объявите, что это полезный гриб. Придайте словам оттенок сомнения: "Это полезный гриб, да? Он, кажется, мухомором называется?" И с удовлетворением услышите реакцию: "Да, это мухомор. Но он вредный, его нельзя есть!" Ведь мы знакомили малыша с этой информацией, и в лесу, на прогулке не раз демонстрировали мухомор.

С удовольствием ваш малыш будет поправлять вас, когда вы скажете:

"Бабочка плавает, а рыбка летает".
"Утка квакает, а лягушка крякает".
"Волк мычит, а корова воет".
"Лопата пилит, а пила копает".
"Мышка рычит, а медведь пищит".
"Метла рубит, а топор подметает".
"Огонь льется, а вода горит".
"Ветер падает, а снег дует".
"Врач учит, а учитель лечит".
"Гусь кудахчет, а курица гогочет".

3. Решение речевых задач происходит на занятиях в группе предшкольной подготовки.

На занятии «Познаем мир» – название профессий, слова связанные с профессией, закрепляем эту тему на занятиях «Учимся рисовать». И от названий и описаний, отгадывания и рисования плавно подступаем к играм "стюардесса", "вагоновожатый", "кондуктор". Чем больше слов, тем лучше. Могут помочь в этом и родители. Они попробуют рассказать, с помощью чего  выполняют свою работу, а также с помощью чего делают свое дело представители других профессий. Например, кассиру нужна касса, врачу - градусник, вата, бинт, шприц.
Часто дети любят играть в "доктора", "учителя", "повара". Во время такой
сюжетно-ролевой игры, в которой и мы с удовольствием участвуем, новые слова и выражения, новые знания укрепляются прочнее, чем при простом рассказывании. Можно и просто спросить, показав малышу картинки с изображением портнихи, учителя, продавца: "Кому что нужно для работы?" Хорошо, если есть еще и предметы  этих нужных вещей. Ребенок их сначала подбирает, а потом называет.
Мы продолжаем осваивать новые слова во время свободной деятельности и стараемся сделать саму деятельность разнообразной. Дети увлеченно работают в
Школе ремесел на занятиях «Учимся рисовать».  Вот уж где простор и для развития речи, и для развития множества умений и навыков! Кстати, о поделках и ловких пальчиках. Хорошо известно, что активные, тонкие движения пальцев рук стимулируют развитие детской речи.

Ребенку уже приходилось держать в руке карандаш и использовать его по назначению, но задания, которые вы ему предложите теперь, выводят малыша на новый этап. Ведь скоро в школу! Предлагаем ребенку вот такие задания:

- Продолжи узор.
- Прокатись.
- Учимся штриховать.
- Дорисуй.
- Раскрась.
- Обведи.

Дети
штрихуют и обводят, продолжают линии ровные и волнистые, дорисовывают и рисуют.
Пальчики ловко управляются с карандашом, получаются хорошие штриховки и обводки.

На других занятиях: «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку»

для развития речи и словарного запаса можно играть в игру «Рифмовка», заканчивая нужные строки.

Очень хорошо помогает игра «Дополни предложение», да не просто предложение, а сложное. Точнее, ребенок сам сделает предложение сложным. Например, мы говорим: "Маша сегодня надела шубу, шарф и шапку, потому что... почему? (потому что пришла зима, потому что стало холодно)". Обращаем внимание, закончит ребенок предложение коротким или длинным словосочетанием. А вдруг получится целый рассказ? Тогда не прерываем ребенка, выслушиваем его, даем закончить мысль.


К концу учебного года ребенок уже понятно и убедительно выражает свои мысли.

Я считаю, что необходимо осуществлять преемственность в освоении, расширении и закреплении материала по определенной теме и на других занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников в группах временного пребывания.

На своих занятиях часто использую информационные технологии. Это электронные презентации с изображением различных предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в группе предшкольной подготовки

Занятие – путешествиеТема: Чтение и печатание слов с изученными буквами.Цель:  - повторить изученные буквы;- развивать зрительное и слуховое внимание,восприятие, память;- пополнять и активизирова...

Рабочая программа по предмету "Развитие речи" по курсу предшкольной подготовки

Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....

Занятие по развитию речи в группе предшкольной подготовки

Тема: "Звук [Ф], буква ф.Цель  занятия:- познакомить детей с новым звуком, буквой;- развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память, тактильные ощущения;- развивать фонематический сл...

Урок - занятие по развитию речи в группе предшкольной подготовке по УМК "Предшкола нового поколения"

Тема: Звук [З], буква З.Цель:- познакомить детей с новым звуком [З], буквой З;- развивать зрительное и слуховое внимание...

Методы и приемы развития речи детей с ЗПР

Виды методов и приемов работы с детьми по развитию речи...

Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории Санкт-Петербурга"

Цель данной статьи – познакомить коллег с набором эффективных приемов для успешного речевого развития учащихся начальной школы на занятиях по истории города (конкретно в моем случае на прим...

Развитие речевых компетенций у детей дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки (Из опыта работы учителя-логопеда)

ФГОС предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступени – дошкольному обучению и воспитанию. Чтобы вчерашний дошкольник мог безбол...