Методы и приемы развития ощущений, как процесса познания окружающей среды у детей с нарушениями зрения.
статья по зож

В данной статье Вы можете найти информацию об организации обучения детей с нарушением зрения в России и за рубежом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы развития ощущений, как процесса познания окружающей среды у детей с нарушениями зрения.

а) Что по этому поводу есть в мире и в стране

Зарубежный опыт

В США слепые и слабовидящие дети учатся как в специализированных, так и в обычных школах, но 90% детей получают инклюзивное образование. В рамках этого подхода общеобразовательная школа разрабатывает для каждого незрячего ребенка индивидуальную образовательную траекторию. Такой школьник может учиться в обычном классе при поддержке одного или нескольких тьюторов, а может часть предметов или всю программу проходить в спецклассе.

В Европе инклюзия тоже набирает популярность, хотя многие страны все еще делают ставку на специализированные школы (при этом школьная программа не отличается от обычной). Так или иначе, зарубежные системы образования способны обеспечить больший охват и лучшие условия для незрячих учеников, чем российские. Также существует множество организаций, предлагающих бесплатные программы адаптации для полностью или частично потерявших зрение взрослых. Они отличаются большим разнообразием — студенты могут осваивать не только «тактильные» специальности (скажем, массажиста или скульптора), но и изучать более абстрактные предметы — например, математику, физику или социологию. Существуют и онлайн-курсы, дополненные специальными учебниками — например, Институт Хэдли предлагает программы по маркетингу, литературе, биологии и даже писательскому мастерству.

Разница между российской и западной образовательной системой для незрячих очень велика. За два года, которые потерявший зрение россиянин в среднем тратит на ожидание в очереди в центр реабилитации, прикованный к своей квартире, европеец или американец может окончить бизнес-курсы и со временем стать не просто полноценным работающим человеком, а, при известной настойчивости, лидером и руководителем собственного дела. Такое положение дел, безусловно, можно назвать трагическим.

Однако если посмотреть на него не только как на трагедию, но и как на неудовлетворенную потребность, сразу становится ясно, что образование для незрячих людей в России — невероятно переспективное поле для социального предпринимательства. Тот, кто решит работать на нем, откроет для себя колоссальные деловые горизонты и сможет изменить к лучшему жизнь тысяч людей, став настоящим супергероем и бизнеса, и общества.

Обучение детей с нарушениям зрения в России

В настоящее время в России недостаточно реализуются возможности предупреждения зрительной депривации в раннем онтогенезе и в дошкольном возрасте. Это обусловлено отсутствием методик, аппаратуры, специалистов и центров визуальной реабилитации для детей раннего возраста. В результате в специальные школы приходят дети с грубыми нарушениями зрительного восприятия и вторичными отклонениями в психическом развитии. В связи с этим имеется необходимость проведения специальной коррекционной работы, направленной на преодоление последствий депривации в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения.

У большинства детей, направляемых в специальные учреждения, наблюдаются тяжелые органические поражения нейрозрительного аппарата. Наряду с этим врожденное или возникшее на ранних стадиях онтогенеза глубокое нарушение зрения приводит к развитию сенсорно-перцептивной депривации, оказывающей отрицательное влияние на формирование познавательных процессов и личности ребенка.

Наш многолетний опыт исследований детей с нарушениями зрения показал, что у них характеристики состояния зрительной системы и восприятия могут различаться в широких пределах. Это зависит от структуры и тяжести первичного сенсорного дефекта, длительности депривации, состояния центральной нервной системы (ЦНС), соотношения уровней интеллектуального и эмоционального развития, личностных качеств, степени педагогической запущенности.

Методы обучения детей с нарушением зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. Так, при первоначальном обучении обращается внимание на преодоление нарушенного соотношения чувственных и словесных систем связей. Поэтому для глубокого усвоения знаний детьми рекомендуется сочетать при объяснении учебного материала слово, образ и практическое действие, давать их в тесной связи и взаимодействии друг с другом, чтобы знания служили руководством к действию, а словесные приемы обучения при этом играли регулирующую, направляющую роль и способствовали коррекции нарушенных функций.

В специальных школах для слепых и слабовидящих детей используются тифлотехнические средства с целью коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения: оптические (лупы, очки, моно- и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты); телевизионные; светотехнические и др. Разработаны различные по сложности устройства и приспособления — для вдевания нитки в иголку, специальные трости, приборы для ручного письма по системе Брайля, приборы для рельефного черчения и рисования, так называемые "говорящие книги", "читальные машины", а также свето- и магнитоэлектрические устройства, преобразующие световые сигналы в слуховые или тактильные. 

Кроме этого учебный план в таких школах расширен за счет коррекционных занятий по различным направлениям. Коррекционные занятия проводятся в соответствии с учебным планом и программами в форме индивидуальных и групповых занятий.

Проведение коррекционных занятий по лечебной физкультуре, ритмике, исправлению недостатков речевого развития, социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве осуществляется с учетом особенностей развития слепых и слабовидящих детей. Коррекционные занятия проводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, что создает оптимальные условия для всестороннего развития этих детей и обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, способствует ликвидации в ходе обучения отставаний в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.

Организация занятий по развитию зрительного восприятия у детей предусматривает применение психофизиологических и психолого-педагогических методов, которые направлены на активизацию сенсорно-перцептивных, селективных и мыслительных процессов. Психофизиологические методы применяются для стимуляции и повышения функциональной активности зрения, развития зрительных функций. Психофизиологические методики направлены на коррекцию нарушений восприятия основных свойств предметов и изображений - формы, размера, цвета в условиях различной адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции - адаптацию, фиксацию, частоту, время.

б) В нашей школе

Сенсорная комната

В 2014 году в школе-интернате им. К. К. Грота для слепых и слабовидящих детей начала свою работу сенсорная комната, предназначенная для детей с ограниченными возможностями всех категорий. Что такое сенсорная комната? Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, осязания, на вестибулярные рецепторы.

В сенсорной комнате проводятся индивидуальные и групповые занятия с детьми. Эти занятия являются частью коррекционно-развивающей работы школы. Сенсорная комната  используется как одно из средств коррекционно-развивающей работы, способствует укреплению психического и физического здоровья детей. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства, агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Задачами занятий  в сенсорной комнате являются:

  • создание положительного эмоционального состояния, формирование восприятий цвета, звука, ритма, согласований движений собственного тела;
  • облегчение состояний тревожности;
  •  формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости, агрессии;
  • стимуляция познавательного, эмоционального, речевого, социального развития;
  • развитие памяти, речи, фантазии, мышления.

Основными методами работы в сенсорной комнате являются:

  • аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки);
  • наблюдения;
  • игротерапия, сказкотерапия;
  • свето-, цвето-, звуко- и музыкотерапия.

Оборудование сенсорной комнаты включает в себя множество компонентов. По способу воздействия на органы чувств оборудование комнаты можно разделить на следующие группы:

Тактильные ощущения (пуфики с гранулами, мягкая цветная дорожка, бассейн с шарами, кубики, развивающие игры, мягкие игрушки, тактильные панно и т.д.).

Эти предметы воздействуют на органы осязания, поверхности кожи рук, ног и других частей тела создает благоприятную атмосферу для упокоения нервной системы и полного расслабления организма. Посредством тактильных ощущений развивается чувствительность, ребенок научается различать предметы и квалифицировать их по группам, улучшается координация и моторика (в том числе мелкая моторика, необходимая при письме и манипуляциях с мелкими предметами). Для ребенка «мягкие» ощущения важны тем, что он приучается не бояться окружающих его предметов, чувствует безопасность обстановки, и тем самым стимулируются стремление самостоятельно познавать окружающую действительность, развиваются навыки самообслуживания. Двигательные навыки развиваются быстрее и сопровождаются позитивным эмоциями и положительными впечатлениями.

Зрительные ощущения (пузырьковая колонна, разноцветный дождь из лент). Мягкий свет, медленно меняющиеся картинки спокойных цветов снимают возбуждение нервной системы, приводят в нормальное состояние все внутренние процессы организма. Яркие образы и сильная освещенность, напротив, стимулируют познавательные процессы, активизируют работу сознания, усиливают мозговую активность.

Звуковые ощущения. (Звуковые игрушки, мячи с колокольчиками,  предметы, музыкальные и звуковые панно). Быстрая музыка задает нужный темп при активных действиях, вызывает желание двигаться быстрее или даже танцевать, медленный темп замедляет нервные процессы, снимает возбуждение, расслабляет, успокаивает. Часто используется классическая музыка в сочетании со звуками природы.

Сочетание разных стимулов оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка:

В условиях сенсорной комнаты,  в  отличие от традиционных методов развития, продуманное сочетание и применение различных стимулов – музыкальных, световых, тактильных, цветовых повышает эффективность познавательных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка, активизируя и развивая восприятие и мышление, мелкую моторику, оказывая  благоприятное влияние на психическое и физическое здоровье  детей. Снижает мышечное и эмоциональное напряжение, оказывает успокаивающее, расслабляющее действие, что важно для детей легковозбудимых, с дефицитом внимания.

Тёмная комната

В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. К основным функциям зрения относятся:

  1. острота зрения
  2. цветоразличение
  3. поле зрения
  4. характер зрения
  5. глазодвигательные функции

Развитие и использование зрительного восприятия в процессе обучения у детей с остаточным зрением является важнейшей проблемой тифлопедагогики.

Негативное влияние слепоты и глубоких нарушений зрения на процесс познания проявляется в снижении количества получаемой информации и в изменении её качества. Количественные изменения проявляются в области чувственного познания, значительном сокращении или полном отсутствии зрительных ощущений и восприятий, представлений, что ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти.

Зрительное восприятие характеризуется целым рядом свойств:

  1. избирательность восприятия – выделение среди многообразия объектов и явлений только определенных, на которые направлено наше внимание. Свойства избирательности связано так же с мотивацией, установками, интересами, эмоционально–волевой сферой;
  2. предметность – полностью определяется качеством отражения в нашем мозгу признаков и функций объектов внешнего мира. Производными от этого свойства являются целостность, детальность, осмысленность восприятия;
  3. целостный образ объекта – свойство восприятие связано с механизмами памяти и мышления.

Анализ контингента детей, обучающихся в специальных школах Ш и IV видов, показывает, что продолжается тенденция увеличения:

  1. врожденных форм патологии зрения (патология и заболевание сетчатки, зрительного нерва, врожденные изменения всех структур и оболочек глаза, аномалии рефракции с осложнениями);
  2. сочетанных поражений органа зрения (имеются лишь считанные единицы с одним зрительным заболеванием);

С 1989г. в план учебно–воспитательной работы спецшкол введен коррекционный курс по «Развитию зрительного восприятия».

Учебный курс «Развитие зрительного восприятия» предполагает единство психофизиологических и психолого-педагогических воздействий на ребенка, т. е. является комплексным и разносторонним, влияющим на все уровни анализа зрительной информации, формирование познавательной деятельности, мотивацию детей к зрительно-интеллектуальной активности.

По данному предмету предусмотрено проведение коррекционных занятий в течение 6 лет. В начальной школе необходим интенсивный коррекционный курс в течение 4-х лет и 2-х лет в средней школе (по 6-ой класс, включительно) с последующим закреплением достигнутого уровня развития восприятия. Предлагаемая программа специального коррекционного курса по развитию зрительного восприятия, разработана для начальной и средней школы Ш и IV вида и требует дифференцированного подхода, т. к. это связано с необходимостью учитывать соотношение патологического, психолого–педагогического и возрастного факторов в определении сложности, динамики состояний, прогноза коррекции и компенсации зрительного дефекта.

Основное направление коррекционного курса – коррекция нарушений зрительных функций и компенсаторное развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом в начальной и средней школе.

Главная цель курса – развитие и коррекция зрительного восприятия в начальной школе и последующее закрепление достигнутого уровня развития восприятия в средних классах на основе:

  1. комплексной коррекции нарушений зрительных функций;
  2. системного компенсаторного развития зрительного восприятия;
  3. наиболее продуктивного обучения с использованием новых технических средств и методов, основанных на современных достижениях психофизиологии и психологии
  4. привлечения к общественно полезному труду.

Задачи курса:

• развивать и совершенствовать предметность восприятия детей через уточнение их зрительных предметных представлений;

• обучать детей узнавать предметы в разных вариантах, выделять признаки, по которым опознается предмет;

• развивать зрительную память, наглядно образное мышление, наглядно–действенное мышление;

• формировать навыки максимального включения в сенсорно-перцептивный процесс мыслительных операций;

• формировать мотивацию на рациональное использование остаточного зрения;

• совершенствовать способы зрительного обследования предметов;

• совершенствовать зрительно–моторную координацию;

• развивать восприятие глубины пространства, способность ориентироваться в нём;

• актуализировать познавательный опыт с целью эффективного использования в обучении сформированных у учащихся представлений и знаний, а также сложившихся приемов и способов перцептивных действий при решении различных учебных задач.

Для успешной реализации поставленных задач необходимо:

• отобрать программный материал, который обеспечит наиболее эффективное формирование зрительного восприятия;

• разработать систему усложнения изучаемого материала в зависимости от возраста учащихся и уровня развития у них зрительных функций;

• отобрать наиболее эффективные педагогические методы и приемы формирования зрительного восприятия;

• разработать диагностический материал, с помощью которого возможно более точно определить уровень развития зрительного восприятия, что даст возможность правильно построить коррекционную работу на каждом этапе;

• разработать наиболее эффективный диагностический материал для фиксации результативности коррекционной работы на каждом этапе;

• определить формы и условия проведения коррекционной работы.

Предлагаемый курс предусматривает введение новых технических средств и методов, основанных на современных достижениях психофизиологии и психологии. Это продиктовано необходимостью усиления эффективности воздействия курса, а так же сделать его разносторонним и комплексным, влияющим на всю многоуровневую систему зрительного восприятия и связанные с ним другие психические функции.

Для этого в нашей школе используются новые технические средства BLACK BOX («Чёрная комната» разработанная в Германии и успешно применяемая в Финляндии), LIGHT BOX («Световой короб» разработан в США), прибор «Светлячок» разработанный в России.

Применение новых технических средств и разработанных к ним методик способствует вовлечению в деятельность различные психические функции: восприятие, память, мышление, речь, эмоционально–волевые процессы и т. д. Способствуют развитию наглядно–действенного и наглядно–образного мышления с опорой на пространственные представления, что необходимо для успешного формирования системных зрительных образов.

Имеющийся опыт внедрения выше указанных технологий позволяет рекомендовать их к широкому применению в коррекционных курсах развития зрительного восприятия для учащихся коррекционных школ Ш– IV вида.

Ссылки из Интернета:

О зарубежном опыте. Страна слепых https://www.ucheba.ru/article/2585#

О курсе «Развитие зрительного восприятия». Рабочая программа. https://grot-school.ru/images/doc/eksperimental-rabota/fgos-2pokolenie/rabochie-programmy/2b-razvitie-zriteljnogo-vospriyatiya.pdf

Роль сенсорной комнаты в развитии детей с нарушениями зрения. http://sensint.ru/articles/rol-temnoy-sensornoy-komnaty-v-razvitii-nezryachih-i-slabovidyashchih-detey


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

Структура зрительного анализатора человекаРабота тифлопедагога по развитию зрительного восприятия.Лечебные компьютерные программыРазвивающие компьютерные игрыРазработки в программе Microsoft Off...

Консультация для коррекционных педагогов на тему: «Формы и методы обучения детей с нарушением зрения.»

Консультация описывает основные формы и методы формирования сенсорных представлений у детей с нарушением зрения....

Использование дидактических игр для развития пространственной ориентировки и формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения.

Пространственная ориентировка детей с нарушением зрения - проблема и психологическая, и педагогическая. Актуальность этой проблемы заключается в том, что самостоятельное передвижение является основой ...

Образовательная среда школы для детей с нарушением зрения: традиции и современность

В материале отражены основные направления организации образовательной среды для детей с нарушением зрения....

Проект "Формирование социально-психологической готовности к обучению в школе у детей с нарушениями зрения посредством обучения линейной графике (в процессе коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога)"

В публикации представлен Проект, раскрывающий содержательные  и организационные аспекты  коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога, направленной на формирование социально-п...

Методы и приемы развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В работе с детьми с умственной отсталостью я использую следующие методы и приемы развития мелкой моторики. Это различные упражнения и игры для развития мелкой моторики – по традиционны...