Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Иванова Офеля Расимовна

Рабочая программа по родному (русскому) языку составлена на основе ФГОС начального общего образования второго поколения, Примерной программы начального общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 1 - 4 классов общеобразовательной школы авторов - составителей: В. П. Канакиной., В.Г. Горецкого. Москва. Просвещение. 2016 г

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

           1.Планируемые результаты освоения  учебного предмета  :

Личностные результаты

              Воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

Приобщение к литературному наследию своего народа;

Формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

Осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

Получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Метапредметные результаты

               Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Использование знаково-символических средств представления информации.

 Активное использование речевых средств и средств, для решения коммуникативных и познавательных задач.

 Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Предметные результаты

Учащиеся научатся

Учащиеся  получат возможность

научиться

Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём

осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; соблюдение норм русского речевого этикета;

осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика, правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов

Овладение основными нормами русского литературного языка

осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;  стремление к речевому самосовершенствованию; соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка, соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка, соблюдение основных норм русского речевого этикета.

анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы; выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи.

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности

владение различными видами слушания монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

умение соотносить части прочитанного и прослушанного текст. выявлять логический план текста;

проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные / дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);

владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи; владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;  определять начало и конец темы

                                                                                     

                                                                                Содержание учебного предмета

                                               Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи)

Русский язык: прошлое и настоящее -  7 часов 

Содержание, направлено на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Язык в действие – 6 часов

Содержание позволяет раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

 

Секреты речи и текста -  4 часа

 Содержание ориентировано на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

Тематическое планирование

№ П/П

Наименование разделов и тем

Всего часов

Развитие речи

1

Русский язык: прошлое и настоящее

7

2

2

Язык в действие

6

2

3

Секреты речи и текста

4

3

Итого:

17

7

Раздел 3.  Календарно – тематическое планирование

Дата проведения

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Примечание

План

Фактически

Предметные

Метапредметные УУД

 Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)

1

По одежке встречают …

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.  Различать устную, письменную речь и речь про себя.

Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение». Познакомить с терминами «диалог» и «монолог»; формировать умение оформлять диалог. Отличать диалогическую речь от монологической.  Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге

Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету «Родной язык» при: представлении о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения;

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

2

Ржаной хлебушко калачу дедушка.

3

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.

4

Каша – кормилица наша.

5

Любишь кататься, люби и саночки возить. Делу время, потехе час.

6

В решете воду не удержишь.

7

Самовар кипит, уходить не велит.

Язык в действие (6 часов)

8

Помогает ли ударение различать слова?

Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам

Работать с толковым и орфографическим словарями.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Группировать слова, работать с орфографическим словарем; различать слова и предложение; верно оформлять  предложения на письме; определять границы предложения в тексте. Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения

Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Работать в группе: отвечать по очереди, произносить слова отчетливо, внимательно слушать ответы товарищей, оценивать правильность ответов. Оценивать свою работу. Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

9

Для чего нужны синонимы?

10

Для чего нужны антонимы?

11

Как появились пословицы и фразеологизмы?

12

Как можно объяснить значение слова?

13

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

Секреты речи и текста (4 часа)

14

Учимся вести диалог.

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение.

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Формирование умений работать с графической информацией. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Планировать свои высказывания; оценивать правильность выполнения заданий

15

Составляем развернутое толкование значения слова.

16

Устанавливаем связь предложений в тексте.

17

Создаем тексты-инструкции и тексты-повествования.

Итого: 17 часов