конспект урока "Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Ефимова Инна Юрьевна

УМК: Начальная школа ХХI век

Учебник: «Русский язык», составители Иванов С. В., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю.

Класс: 1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkiy.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая?  

                   какое? какие?

УМК: Начальная школа ХХI век

Учебник: «Русский язык», составители Иванов С. В., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю.

Класс: 1

Тип урока: получение новых знаний.

Цели урока: 1) продолжать знакомство со словами – названиями предметов, признаков предметов, действий предметов; развивать речь; 2) формировать умения находить в речи названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

Задачи: ПРЕДМЕТНЫЕ

-учащиеся научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы, устанавливать взаимосвязь между предметами, признаками, действиями и словами, их обозначающими

ЛИЧНОСТНЫЕ

-проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-понимать причины успеха в учебной деятельности;

-формировать чувство сострадания и сопереживания; воспитывать любовь к природе, наблюдательность

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Универсальные учебные действия:

регулятивные

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

-уметь строить речевые высказывания, использовать слова – предметы, слова – признаки предметов, слова – действия предметов;

-делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

-работая в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра; вырабатывать общую позицию, аргументировать собственную точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Используемые технологии: проблемного обучения.

Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый; диалогический.

Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.

Прогнозируемый результат (формируемые УУД):

  • регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция);
  • познавательные (общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство);
  • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами родного языка).

Ход урока:

1.Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

Ребята, послушайте, какая тишина!

В школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря

И приступим побыстрей к работе!

2. Актуализация знаний. Повторение знаний о словах, обозначающих предметы и действия.

Игра «Закончи предложение».

Речь – это…(средство общения между людьми).

Речь бывает…(устная и письменная).

Речь состоит из…(предложений).

Предложение содержит…(законченную мысль).

Предложение состоит из…(слов).

- Что могут называть слова? (Предметы и явления, действия предметов.)

- На какие вопросы отвечают слова, называющие предметы и явления? (Кто? Что?)

- Приведите примеры таких слов.

- Рассмотрите рисунки. Назовите слова-действия.

- На какие вопросы они отвечают?

3. Упражнение в каллиграфии.

- Что делает мальчик? (пишет)

- К какой группе слов относится слово «пишет»? (слова-действия) Докажите. (отвечает на вопрос Что делает?, обозначает действие)

- Откройте тетрадь. Вспомните правила посадки при письме.

- Рассмотрите, что написал мальчик? (буквы)

- Что объединяет этот ряд букв?

- Что можете о них рассказать?

- Какая буква «лишняя» в этом ряду? Почему? (буква с, она обозначает глухой звук)

- Это будет нашим заданием для чистописания. Напишите букву «с» по образцу.

4. Физминутка

5. Словарная работа

- Отгадайте загадку:

Четыре ноги, а сверху доска.

На кухне ко мне не лезет тоска,

На мне самовар и множество рук:

Хозяин, хозяйка, детишки вокруг;

Но ставят в беседке, в саду у кустов,

Весною и летом обеденный… (стол).

- Запишите отгадку, вспомнив правила соединения букв.

- К какой группе слов оно относится? Докажите.

- Назовите слова – родственники слова «стол». (столик, столовая, столовый)

- Запишите эти слова в тетрадь.

- Какое слово «лишнее»? Почему?

6. Определение темы, целей и задач урока

- Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (слова, отвечающие на вопрос «какой?»)

- Какую цель проставим перед собой?

- Какие задачи будем решать на уроке?

7. Работа над новым материалом. 

- Есть ли стол в вашем доме? С какой целью он используется? Есть ли другие столы в вашем доме? Все ли они одинаковые?

- Как называется стол, за которым вы кушаете? (обеденный) За которым вы занимаетесь, учите уроки? (письменный)

- Есть ли стол в классе?  Как он называется? Для чего используется? Это обеденный или письменный стол? А можно сказать, что он рабочий?

- Повторите, какие бывают столы? (обеденный, кухонный, письменный, журнальный, компьютерный, детский, складной, рабочий)

- Что объединяет этот ряд слов? (относятся с слову «стол», отвечают на один вопрос)

-Узнать, чем столы отличаются друг от друга, помогают слова, которые называются признаками. Эти слова рассказывают какой предмет и отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какие?

- Все ли столы одинаковой формы? Какие бывают столы по форме?

- Все ли они одинакового цвета? Размера?

- Какие слова помогают нам представить стол, о котором идёт речь? Опишите стол, который есть у вас дома. (2-3 чел. устно)

 

Игра «Угадай по описании»

- Чистое, грозовое, звёздное, серое. (небо)

- Сладкая, шоколадная, вкусная. (конфета)

- Круглая, жёлтая, большая. (луна)

- Слова-признаки помогают нам образно представить то, о чем говорим.

7. Физминутка.

8. Закрепление. Работа по учебнику.

Работа в парах (вспомнить правила работы в парах)

Стр. 31 упр.4

- К словам подберите подходящее по смыслу слово-подсказку, запишите получившиеся пары в тетрадь.

- Как вы подбирали слова? (вопросы ставили от слов-названий предметов)

- Вопросы были разными или одинаковыми? От чего это зависит?

- На какие вопросы отвечают слова-признаки?

9. Подведение итогов

- У неё зубки, мордочка, ушки, хвост, шерсть. Кто она?

- Можете назвать, о ком идёт речь? (трудно, можно только сказать, что это зверь)

- Почему так решили?

-У неё зубки хищные, мордочка острая, ушки чуткие, хвост длинный, шерсть густая и рыжая. Она хитрая и осторожная.

- А теперь догадались?

- Какие слова помогли узнать зверя?

- Для чего нужны слова-признаки?

- Сделайте вывод: что такое слова-признаки? Для чего они нужны в нашей речи? (уточнять, описывать, указывать на различия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?" в 1 классе по программе "Перспектива"

План-конспект урока русского языка в 1 классе по программе "Перспектива". План- конспект урока-сказки построен учитывая требованиям ФГОС, указаны универсальные учебные действия к данной теме, с исполь...

Конспект отрытого урока. Русский язык. 1 класс. "Имена собственные. Слова отвечающие на вопрос кто? и что?"

Данный конспект урока преднаначен для проведения в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века". Конспект урока составлен в соответствии с ФГОС второго поколения.  Форма урока -  цирковое...

Конспект урока русского языка "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"

На этом уроке дети познакомятся со словами, отвечающими на вопросы Кто? и Что? В неформальной обстановке сделают для себя новое открытие. На уроке используются парные и групповые методы работы....

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс

Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и существительные, отвечающие на вопрос что?

Цели: познакомить учащихся с лексическим значением имён существительных, развивать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? что?, формировать понятие “имя существительное”, воспит...