Урок "I и II спряжение глагола", 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок ОНЗ составлен в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spryazhenie_glagolov_4_klass.docx454.12 КБ
Файл etalon_dlya_samoroverki.pptx70.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «I и II спряжение глагола»

Цель: Познакомить с окончаниями глагола I и II спряжения

1 шаг: Новое знание: «Как по окончанию глагола определить его спряжение»

6 шаг: Фиксация нового знания

Способ действия: алгоритм определения спряжения глагола по его окончанию.

1 Определяю лицо и число глагола.

2. Смотрю на окончание глагола.

если окончание

если окончание

- ем,              - ём

- им,

- ешь,              - ете,

- ёшь,              - ёте,

- ишь,      -ите,

- ёт,                - ут,

- ет,                - ют.

- ит,         - ат,

               - ят.

то глагол I спряжения

то глагол II спряжения


Ход урока:

  1. Мотивация.

- Объясните смысл высказывания:

Не беда, что идти далеко.

Не боимся, что путь будет труден,

Никогда не давались легко

Достижения людям.                        

(Объяснения высказывания детьми).

- О словах какой части речи мы говорили на прошлом уроке? (о глаголах)

- Какие глаголы вы услышали в стихотворении?  (идти, не боимся, будет, не давались)

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Назовите признаки глагола, которые нам известны? Что знаем о глаголах? (время, род – в прошедшем времени, лицо, число, неопределенная форма глагола)

1)  - На доске вы видите картинки. (ЛИСА, ОГУРЕЦ, ЦИРК, ИГРУШКИ)

- Составьте слово по первым буквам.  (Получилось слово «ЛИЦО»)

- Как определить лицо глагола? (Надо подобрать нужное местоимение)

Лицо

ед.ч.

мн.ч.

1л.

я

мы

2л.

ты

вы

3л.

он

она

оно

они

- Продолжите фразу «Глагол изменяется по…»          ЛИЦАМ

2) Послушайте стихотворение:

Они учили, я учил.

Я играл, они играли.

Как изменяется глагол?

Вы, конечно, угадали?

- Как изменяется глагол? (ПО ЧИСЛАМ)

3) Продолжите фразу: «Изменение глагола по лицам и числам называется…» СПРЯЖЕНИЕМ

(лист со словом «СПРЯЖЕНИЕ» прикрепить на доску)

- Какая часть глагола изменяется при спряжении?  (окончание)

- Для чего мы повторили этот материал? (Он нам пригодится на уроке)

Работа у доски

- На доске карточки со словами (в один столбик распределены).

- Определите ЛИЦО, ЧИСЛО глаголов, выделите окончание.

(Дети говорят лицо, число, я подписываю справа от слов)

 

тянем

тянем (1л., мн.ч.)

ответим

ответим(1л., мн.ч.)

достанем

достанем(1л., мн.ч.)

цветём

цветём(1л., мн.ч.)

прилетим

прилетим(1л., мн.ч.).

- Что заметили? (у глаголов одинаковое лицо и число).

ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ

- Распределите глаголы в две группы и попробуйте определить спряжение.

- У кого нет ответа?

- В чем ваша трудность (затруднение)?  

(Я не могу распределить глаголы в 2 группы;

                                                    Я не могу определить спряжение)

- У кого есть ответ? Кто справился? (распределил на группы, обозначил спряжение)

- Обоснуйте грамотность своего выполнения. Докажите, что это верно.

- В чем ваша трудность (затруднение)?  

(Я не могу объяснить, что это правильно;

Я не могу обосновать правильность своего ответа)

- Как называется действие, которое мы впервые пробуем выполнять? В нем всегда возникает затруднение? (ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ)

  1. Выявление места и причины затруднения.

- На каком этапе возникло затруднение? (у глаголов одинаковое лицо и число, но разное окончание)

- В чем причина нашего затруднения?

(Мы не знаем правила распределения глаголов,

нет опоры для распределения глаголов,

 Мы не знаем (нет) алгоритма…)

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Предлагаю выбрать цель на урок:

  1. Узнать как определить спряжение глагола.
  2. Потренироваться в определении спряжения глаголов.

Цели вывести на проектор

      - Кто выбрал первую цель? Почему?

(На надо узнать способ определения спряжения глаголов; узнать какие вообще бывают спряжения глаголов)

- Кто выбрал вторую цель7 Почему?

(Тренировка дает опыт)

- Кто выбрал обе цели? Почему?

(Тогда мы сможем достичь то, что необходимо на сегодняшнем уроке)

РАБОТА В ГРУППАХ

-Кто назовет ТЕМУ урока? (Спряжение глагола)

- Я раздам вам карточки для работы в группах, подумайте по какому плану вы будете с ними работать.

План работы в группах

  1. Рассмотрим карточки.
  2. Прочитаем задание.
  3. Прочитаем слова.
  4. Заполним таблицы по заданию.
  5. Дополним алгоритм нужными словами.
  6. Распределим, кто заполняет одну таблицу, кто заполняет другую таблицу (чтобы время сэкономить).

КАРТОЧКА для работы в группах

  1. Прочитайте глаголы.

Идём, колем, колешь, идёшь, идём, идёте, колете, колет, идёт, идут, колют.

2. Распредели данные глаголы по таблицам. Выделите окончания.

Лицо

ед.ч.

мн.ч.

1л.

иду

колю

2л.

3л.

           

_  _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ___ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ___ _ _ _

  1. Прочитайте глаголы.

Говорим, спешим, спешишь, говоришь, говорите, спешите, говорит, спешит, говорят, спешат.

2. Распредели данные глаголы по таблицам. Выделите окончания.

Лицо

ед.ч.

мн.ч.

1л.

говорю

спешу

2л.

3л.

                                                                             

 3. Дополни «Алгоритм определения спряжения глагола по окончанию» нужными словами. Вставь окончания в окошки.

1. Определяю ___________ и ____________ глагола.

2. Смотрю на ______________ глагола.

       

Если окончание

Если окончание

             

         -             ,        -               ,

-                  ,

-              ,          -               ,

-             ,         -              ,

-                ,      -             ,

-              ,             -                 ,

 -               ,             -              .

-                ,         -                   ,

                            -                  .

то глагол I спряжения.

то глагол II спряжения.

     

  1. Реализация построенного проекта.

Проверка по эталону (новый способ действия).

Обсуждение вариантов заполнения, с опорой на результат групп.

1) Заполненные таблицы

Презентация для проверки

        

C:\Users\W10-PC\Desktop\Новая папка\DSC_0415.JPG

C:\Users\W10-PC\Desktop\Новая папка\DSC_0416.JPG

2) Проверка составленных группами алгоритмов.

Презентация для проверки

- Прочитайте первую строку.

- Есть другие варианты?

Открываю слайд.

- Прочитайте вторую строку.

- Есть другие варианты?

Открываю слайд.

- Какие окончания записали в 1 таблицу?

- Есть другие варианты?

 Открываю слайд с окончаниями I спряжения.

.

- Какие окончания записали во 2 таблицу?

- Есть другие варианты?

 Открываю слайд с окончаниями II спряжения.

Открываю слайд с полной таблицей – алгоритмом +

Раздать Алгоритм каждому ученик.

- Мы открыли с вами новый способ действия Алгоритм «Как определить спряжение глагола по окончанию».

- Где можем проверить действие этого алгоритма? (Вернуться к пробному действию)

(На доске карточки переместить по группам (По спряжению глагола)

Ученики делают поправки у себя в тетради.

ТЯНЕМ                        ОТВЕТИМ

ДОСТАНЕМ                        ПРИЛЕТИМ

ЦВЕТЁМ

I  спряжение                          II спряжение

 

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- А теперь потренируемся в применении нового алгоритма.

На доске (на листах) написаны по два глагола для каждого ряда.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

съешь

говорят

сошьёт

говорит

запоют

погонишь

- Какое задание я вам предложу?

- (Запишите слова.

- Определите спряжение глаголов, окончания выделите).

- Кто может прокоментировать свой вариант выполнения.

Проверка + объяснение с опорой на алгоритм

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- А теперь задание для самостоятельной работы.

- Запишите два других глагола во второй столбик.

     несут                    

     летят

- Определите спряжение этих глаголов, выделите окончание.

- Пользуясь подробным образцом - (СЛАЙД) проверьте грамотность выполнения.

- У кого получилось сделать задание?

Эталон для самопроверки.

Эталон для самопроверки

Подробный образец

Алгоритм

      НЕС  УТ     I  спр.

     ЛЕТ   ЯТ      II спр.

  1. Определяю лицо и число глагола.

2. Смотрю на окончание глагола.

окончание

окончание

- ем,              - ём

- им,

- ешь,              - ете,

- ёшь,              - ёте,

- ишь,      -ите,

- ёт,                - ут,

- ет,                - ют.

- ит,         - ат,

               - ят.

глагол I спряжения

глагол II спряжения

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Устно составьте распространенные предложения с глаголами, с которыми мы работали на уроке.

- Самостоятельно запишите 3 любых предложения.

- Какое задание можно выполнить в предложениях?  (выделить грамматическую основу, указать известные части речи)

  1. Рефлексия.

- Какие цели на урок мы ставили? (Открыть слайд с целями)

- Какую из них мы достигли? (Обе)

- над какой целью нам предстоит еще работать? Почему?  (над второй)

- Почему у глаголов разные окончания? (Потому что они разного спряжения)

- Сколько спряжений у глаголов в русском языке?

- Назови окончания глаголов I спряжения. (                                                )

- Назови окончания глаголов II спряжения. (                                               )

- Продолжи фразу:

Я сегодня учился…

Мне было трудно…

У меня получилось …

Я могу себя похвалить за …

Д/з:  Выучить алгоритм, окончания глаголов I и II спряжения,

         Упр. 153.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эталон для самопроверки Подробный образец Алгоритм НЕС I спр . ЛЕТ II спр . 1. Определяю лицо и число глагола. 2. Смотрю на окончание глагола. окончание окончание - ем , - ём - им, - ешь, - ете , - ёшь , - ёте , - ишь, - ите , - ёт , - ут , - ет , - ют. - ит , - ат , - ят . глагол I спряжения глагол II спряжения ут ят

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...

Урок русского языка в 4 классе "Распознавание лица и числа глаголов. 2- лицо глагола".

Формировать умение спрягать глаголы, определять их лицо по местоимению....

План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы»

Предлагаю план-конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" по учебнику Рамзаево...

Урок русского языка. 4 класс. "Школа России" Тема урока "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Тема урока: "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов единственного числа"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.

Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе....