Адаптированная основная общеобразовательная программа образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью по предмету " Русский язык" 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Ерминская Надежда Викторовна

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений: \ авторы программы: Э.В. Якубовская, Я. В. Коршунова/ Москва "Просвещение"2018

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx38.69 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная основная  общеобразовательная программа образования  для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью по предмету: «Русский язык»  3класс

Пояснительная записка

АООП по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:

  • Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ С(К)Ш для обучающихся с ОВЗ на 2021 – 2022 учебный год.  

Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (М.: Просвещение, 2011г).

  • учебника Э. В. Якубовской, Я. В. Коршунова «Русский язык» для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. (М., «Просвещение», 2018г). 

Цель предмета - формирование у обучающегося коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускнику специального (коррекционного) учреждения  максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Роль учебного предмета:

  • формирование у обучающегося интереса к языку и первоначальные языковые обобщения, развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
  • знакомство  со связной письменной речью как видом общения;
  • обучение грамотному и аккуратному письму;
  • формирование  первоначальных умений в письменных высказываниях
  • осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьника.

Требования к знаниям и умениям обучающихся 3 класса:

Обучающиеся должны знать:

  • алфавит.
  • гласные и согласные буквы и звуки;
  • правила написания предложения;
  • знать названия предметов, действий, признаков;
  • правописание собственных и нарицательных имен;
  • правописание предлогов.

Обучающиеся должны уметь:

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
  • анализировать слова по звуковому составу;
  • различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
  • списывать текст целыми словами;
  • писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

Регулятивные БУД:         

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Коммуникативные БУД:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные БУД:

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно  следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные результаты:

В результате освоения учебной программы обучающийся научится:

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные; согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и свистящие
  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса);
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
  • безошибочно списывать текст объемом 10-15 слов;
  • писать под диктовку тексты объемом 10-15 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий;
  • выражать собственное мнение и аргументировать его;
  • самостоятельно озаглавливать текст.

В результате освоения учебной программы обучающийся получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.

Общая характеристика учебного предмета

Программа составлена в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта, адаптированной общеобразовательной программы для начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой (-М. : Просвещение, 2011г).

Основной формой организации образовательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения.

Основные технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

Виды  работ обучающиегося:

Основными видами классных и домашних письменных работ обучающегосяся являются: словарная работа, списывание с различными заданиями (вставить буквы в словах, выполнить звуковой анализ слов и составить схемы предложений, поставить ударение, разделить слова на слоги и для переноса, подчеркнуть слова с определенной орфограммой), запись составленных предложений, дополнение предложений, восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического задания.

Межпредметные связи:

Чтение – самостоятельное чтение задания, дополнение предложения нужными по смыслу словами.

Речевая практика- составление связного рассказа по картинке.

Математика - название чисел в пределах 100, поиск нужной страницы и нужного упражнения в учебнике.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант   детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика»

Сроки реализации учебного предмета «Русский язык» 2 часа в неделю, 68 часа в год.

Критерии оценивания достижений обучающихся

Оценка письменных работ

  • Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 3 классе — списывания и диктанты.
  • Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ в 3 классе: 20-25 слов.
  • Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
  • Диктанты
  • «5» — работа выполнена без ошибок;
  • «4» — 1-3 ошибки;
  • «3» — 4-5 ошибок;
  • Грамматические задания
  • «5» — безошибочное выполнение всех заданий;
  • «4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;
  • «3» — правильно выполнено не менее 1\2 задания;
  • Контрольные списывания
  • «5» — нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма;
  • «4» — 1 ошибка и одно исправление;
  • «3» — 2 ошибки и одно исправление;
  • «2» — 3 ошибки и 1 - 2 исправления.

Тематическое планирование

Кол-во часов

Тема урока

Дата проведения

I четверть

1

1

Предложение. Выделение предложения из текста.

03.09

2

1

Завершение начатого предложения.

07.09

3

1

Различение набора слов и предложения

10.09

4

1

Порядок слов в предложении.

14.09

5

1

Знакомство с алфавитом.

17.09

6

1

Звуки гласные и согласные.

21.09

7

1

Ударение в словах.

24.09

8

1

Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове.

28.09

9

1

Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.

01.10

10

1

Перенос части слова при письме

05.10

11

1

Различение твердых и мягких согласных перед гласными.

08.10

12

1

Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю,я.

12.10

13

1

Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

15.10

14

1

Проверочный диктант за 1 четверть.

19.10

15

1

Различение твердых и мягких согласных.

22.10

II четверть

2

1

Написание ЖИ – ШИ в словах

09.11

3

1

Написание ЧА-ЩА в словах.

12.11

4

1

Написание ЧУ-ЩУ в словах.

16.11

8

1

Составление пар звонких и глухих согласных.

19.11

9

1

Повторение.

23.11

10

1

Различение Б-П, В-Ф

26.11

11

1

Различение Б-П, В-Ф

30.11

12

1

Различение Д-Т, Г-К.

03.12

13

1

Различение Д-Т, Г-К.

07.12

14

1

Различение Ж-Ш, З-С.

10.12

15

1

Различение Ж-Ш, З-С.

14.12

16

1

Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова.

17.12

17

1

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.

21.12

18

1

Проверочный диктант за 2 четверть.

24.12

19

1

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.

28.12

III четверть

1

1

Правила правописания в словах.

11.01

2

1

Различение названий предметов по вопросам Кто? Что?

14.01

3

1

Обобщающее название для групп однородных предметов.

18.01

4

1

Выделение названий предмета из предложения.

21.01

5

1

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных.

25.01

6

1

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных.

28.01

7

1

Различение названий действий по вопросам Что делает? Что делают?

01.02

8

1

Различение названий действий по вопросам что делал? Что делала? Что сделал? Что сделала?

04.02

9

1

Различение названий действий по вопросам что делал? Что делала? Что делали? Что сделал? Что сделала? Что сделали?

08.02

10

1

Различение названий действий по вопросам что сделает? Что сделают?

11.02

11

1

Постановка вопросов к названиям действий.

15.02

12

1

Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам.

18.02

13

1

Определение признака предмета по вопросам какой? Какая? Какое? Какие?

22.02

14

1

Различение предметов по их признакам

25.02

15

1

Постановка вопросов к названиям признаков предмета.

01.03

16

1

Названия предметов, действий и признаков.

04.03

17

1

Названия предметов, действий и признаков.

11.03

18

1

Предлоги В, НА, С, ИЗ, У.

15.03

19

1

Проверочный диктант за  3 четверть.

18.03

20

1

Предлог К, ПО, ОТ со словами.

22.03

IV четверть

1

1

Предлог О со словами.

05.04

2

1

Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О со словами.

08.04

3

1

Выделение предложения из текста.

12.04

4

1

Предложение законченное и незаконченное.

15.04

5

1

Распространение предложений.

19.04

6

1

Слова в предложении.

22.04

7

1

Порядок слов в предложении.

26.04

8

1

Наблюдение над звонкими и глухими согласными на конце слова.

29.04

9

1

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

03.05

10

1

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.

06.05

11

1

Правила правописания в словах.

10.05

12

1

Составление предложений по картинкам и схемам.

13.05

13

1

 Составление предложений по сюжетной картинке

17.05

14

1

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

20.05

15

1

 Проверочный диктант за 4 четверть.

24.05

16

1

Повторение пройденного.

27.05

Список литературы:

1.Русский язык. 3 класс. Якубовская Э.В. Я.В.Коршунова, 2018г.

2. Русский язык 1-4 классы. Развитие устной речи и коррекция письма. И.В. Фомина, И.В. Щербакова.

3.Сборник диктантов 2-4 классы( -Москва 2016г)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 1 класса на 2020 – 2021 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету: «Адаптивная физическая культура»для обучающихся 1 классана 2020 – 2021 учебный годпо адаптированной основной общеобразовательной программе образова...

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

АООП НОО для обучающихся с легкой умственной отсталостью( вариант1) содержит целевой раздел с планируемыми результатами и системой оценки достижений обучающихся планируемых результатов, содержательный...

Программа оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуаль­ными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества обра­зования обучающихся....

Технологическая карта по предмету русский язык (обучение грамоте) 2 класс для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС ОУО 1 вариант 1-4

Авторский подход к данной работе позволил представить планируемые результаты и метапредметные , как для обучающихся в норме-универсальные учебные действия, так и для обучающихся с ОВЗ (с интеллектуаль...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 1 – 4 классов

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта об...