Предметная неделя по русскому языку во 2 классе (УМК Школа России)
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Ляпина Елена Викторовна

В матеале содержится план проведения предметной недели по русскому языку "Великий русский язык!", технологическая карта с презентацией к открытому уроку в рамках предметной недели на тему "Роль имен прилагательных в тексте-описании", отчет о проведении предметной недели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Криушинская средняя общеобразовательная школа»

План проведения

предметной недели русского языка

«Великий русский язык!»

 (12 –17 апреля 2021 года)

Подготовила: Ляпина Елена Викторовна, учитель начальных классов

Цель проведения: повысить уровень мотивации к изучению русского языка и способствовать повышению образовательного уровня.

Задачи:

  • привить любовь к русскому языку, углубить интерес к нему как учебному предмету;
  • повысить общую языковую культуру;
  • углубить и расширить знания, получаемые на уроках.
  • развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.

План проведения недели по литературному чтению

Дата/День недели

Мероприятия

Участники

12.04.2021

Выпуск стенгазеты.

Объявление конкурсов в рамках предметной недели.

Учащиеся 2 класса

Учащиеся 1 – 4 кл

13.04.2021

Конкурс чистописания

«Писать красиво нелегко...»

Учащиеся 1 - 4 кл

14.04.21

Конкурс фразеологизмов и ребусов  

(1-4 классы).

Учащиеся 1 – 4 кл

15.04.2021

Конкурс «Зоркий корректор»

Учащиеся 1 – 4 кл

16.04.2021

Открытый урок по русскому языку

 во 2 классе

Учащиеся 2 кл

18.04.2021

Подведение итогов предметной недели, награждение победителей и призёров конкурсов

Учащиеся 1 – 4 кл Ляпина Е.В.



Предварительный просмотр:

                                                            Технологическая карта урока русского языка (2 класс)                                       16.04.021

Тема урока: Роль имён прилагательных в тексте-описании

УМК: «Школа России»

Тип урока: Урок закрепления знаний и способов действий

Цель урока: создать условия для закрепления понимания отличительных признаках текста-описания, роли имен прилагательных в нем; развивать речь, орфографическую зоркость.

Планируемые результаты:

Предметные: Учащиеся углубят свои представления о тексте-описании, будут учиться определять роль прилагательных в тексте-описании.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную, умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона;

Коммуникативные УУД: 

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль; выполнять практические упражнения;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД:

  • определение цели своего обучения; устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;
  • анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую: чтение текста, выполнение заданий, ответы на вопросы. 

Личностные:

• формирование нравственно-этических качеств личности; воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку; умение реализовывать теоретические познания на практике; умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданиями

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Цель:

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приём

«Яркое пятно».

- Вот и прозвенел звонок – начинается урок!

- Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом!

- Отгадайте загадку:

Вдруг чирикнул воробей

После зимней стужи,

Солнце ярче и теплей,

На дорожках лужи.

Вся застывшая природа

Пробудилась ото сна,

Отступает непогода,

Это к нам пришла… (Весна).

- Сегодня эту тему на уроке мы услышим еще не раз.

– Итак, начнём работу!

- А сейчас вспомним правила письма.
(Сидим ровно, спина прямая, тетрадь с наклоном, локти на парте)

- Запишите в тетрадях

16 апреля

Классная работа

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.

Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие.

Слушают загадку.

Отгадывают загадку.

Вспоминают и проговаривают правила письма.

Ученики пишут в тетрадях.

Личностные: самооценка готовности к уроку, формирование положительного отношения к познавательной деятельности.

Метапредметные: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

Регулятивные: учащиеся научатся: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

II. Актуализация знаний

Минутка чистописания.

- Как всегда, несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию.

- Аккуратно и красиво слово весна:

весна

 разделите на слоги, подставьте ударение, подчеркните орфограмму, как проверить?

- Спасибо! Положите ручки.

Ученики слушают.

Дети аккуратно пишут слоги в тетрадь.

вес-на,

вёсны

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний;

Регулятивные УУД:

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему;

III. Формулирование проблемы,

планирование деятельности

Цель: 

правильно сформулировать тему урока и определить цели и задачи.

Подводящий к теме диалог.

1) - Прочитаем стихотворение! (Слайд)

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная,

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна

И точна, и убедительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

 - О какой части речи говориться в нём?

- Что мы знаем про эту часть речи?

- Вспомните, что мы изучали вчера? (Слай)

2) - Сегодня мы продолжаем изучать эту тему.

Роль имён прилагательных в тексте-описании

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? Посмотрим в конце урока, достигли ли мы ее!

- Кто вспомнит правило? Расскажите. (с.96)

- Как вы думаете, почему эту тему мы изучаем после темы Имя прилагательное?

Роль имен прилагательных в тексте-описании велика. Весь текст-описание отвечает на вопрос Какой? Какая? Какое? Какие? Без прил. текст-описание

существовать не может!

3) Сначала проверим вашу орфографическую зоркость.

- От какого слова мы задаем вопрос к имени прилагательному? Найдите ошибки!

молодая травка

звонкий ручейки

голубые подснежник

яркое солнце

погода тёплый

Выписываем только исправленные словосочетания!

Об имени прилагательном.

Какой? Какая? Какое? Какие?

Обозначает признак предмета.

Может быть в един и множ  числе.

Текст-описание

Высказывают свои мнения.

Повторить, узнать новое

Текст, в котором описывается предмет или явление, называется текстом-описанием.

Открывают страницу учебника, читают название темы урока, главный вопрос урока.

От существительного

звонкие ручейки

голубой подснежник

погода тёплый

Регулятивные УУД:

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему; проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение;

Познавательные УУД:

осознавать необходимость нового знания; находить ответы на вопросы используя учебник, вычитывать все виды текстовой информации

Коммуникативные УУД:

умение  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других;

Личностные:

умения  сотрудничества со сверстниками ;

IV. Закрепление материала

(Построение проекта выхода из затруднения)

Цель: 

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

1. Работа с учебником. (СЛАЙД)

с. 96 упр. 165

- Прочитайте текст. Это текст-описание?

Кто описывается в тексте?

Чего не хватает в тексте?

- Читаем текст с прилагательными.

Какой из текстов лучше и точнее описывает эльфа?

- Прочитайте имена прилагательные!

- Найдите имена существительные, с которыми они связаны. Задайте вопросы!

= Записываем в тетрадь:

Упражнение 165

= Выпишите словосочетания с вопросом из

2 предложения (диктует ученик)


Эльф из сказки Дюймовочка Г.Х.Андерсена

Имен прилагательных

2

корона (какая?) прелестная золотая, крылышки (какие?) блестящие

Регулятивные УУД:

принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; высказывать своё предположение;

Познавательные УУД: общеучебные – осуществление поиска информации для решения познавательной задачи; добывать новые знания, вычитывать все виды текстовой информации;

выполнение учебных действий, логические – осуществление сравнения, анализа и синтеза изучаемых объектов;

Коммуникативные УУД:

формулирование собственного мнения;

проводить сравнение объектов по заданным основаниям (критериям);

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других;

Личностные:

наличие познавательных интересов, учебных мотивов;

умения сотрудничества со сверстниками работая в паре;

Познавательные УУД: общеучебные – осуществление поиска информации для решения познавательной задачи; добывать новые знания, вычитывать все виды текстовой информации;

выполнение учебных действий, логические – осуществление сравнения, анализа и синтеза изучаемых объектов;

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий  при выполнении заданий; определять степень успешности выполнения своей работы исходя из имеющихся критериев;

Коммуникативные УУД:

ясно формулировать ответы на вопросы педагога;

вносить вклад в работу для достижения общих результатов;

активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

Личностные УУД:

Быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению, уметь признавать свои ошибки;

V. Физкультминутка

Цель:

предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук.

Мы ногами топ-топ!

          Мы руками хлоп-хлоп!

          Мы глазами миг-миг,

          Мы плечами чик-чик.

          Раз - сюда, два - туда,

          Повернись вокруг себя.

          Раз - присели, два - привстали.

          Руки кверху все подняли.

          Раз-два, раз-два, 

           Заниматься нам пора.

Выполняют движения с проговариванием стихотворения.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

зафиксировать во внешней речи умение подбирать имена прилагательные и правильно употреблять их в речи.

2. Работа в парах. Вы на двоих получили загадки, но из них выпали имена прилагательные. Вместе верно расставьте прилагательные на места и зачитайте загадки. Вам на это 1 минутка!

1.У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой.

2.На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький...

3.Нежные листики,

 белый бутон,

Весенний цветочек,

 Как зовётся он?

4.Появился из-под снега.

Увидал кусочек неба.

Самый первый, самый нежный,

Чистый, маленький... 

5.Первым вылез из темницы

На лесной проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и очень маленький.

Молодцы! Ответ у всех загадок – ПОДСНЕЖНИК!                           (Слайд)

- Скажите, почему в загадках так много имен прилагательных?

Ученики читают текст на карточке.

Отвечают.

Работают в паре. Дополняют данный текст именами прилагательными из слов для справок.

Проверяют.

Ученик читает получившийся текст.

Чтобы составить загадку, нужно описать предмет, не называя его. Для этого служат прилагательные.

VII. Самостоятельная работа с проверкой.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение применять знания об имени прилагательном: ставить вопросы и находить их в тексте.

- А теперь давайте выполним задание, чтобы закрепить полученные знания.

(текст на экране, на карточках у каждого)

- Перед вами текст. Читаем его. О чем?

Весна. В это время возвращаются скворцы из стран. Скворец – птица с оперением. Песенка у скворушки. Он певец весны!

- Можем мы сказать, что это текст-описание?

- Чего не хватает в тексте?

- Сейчас мы вместе начнем преобразовывать текст, потом вы сами продолжите.

- Если мы к имени прилагательному задаем вопросы от имени существительного, то они должны стоять рядом с существительным.

- Сначала находим имя существительное, затем задаем от него вопрос и подбираем яркое, точное имя прилагательное!

- Переписываем текст, размещая прилагательные перед существительными.

(В идеале должен получиться такой текст)

Ранняя весна. В это время возвращаются скворцы из далеких теплых стран. Скворец – красивая птица с блестящим чёрным оперением. Песенка у скворушки волнующая, звонкая. Он первый певец долгожданной весны!

- Читаем, что получилось!     (Слайд)

- Молодцы! Мы вместе составили текст-описание!

Самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой.

О ск5ворце.

нет

имен прилагательных

Дети действуют по заданному алгоритму.

Первые 2-3 предложения вместе с учителем, далее сами.

Познавательные УУД: осуществление поиска информации для решения познавательной задачи; добывать новые знания,

выполнение учебных действий, осуществление сравнения, анализа и синтеза изучаемых объектов;

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД:

определять степень успешности выполнения своей работы исходя из имеющихся критериев;

Личностные УУД:

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению, уметь признавать свои ошибки.

VIII. Домашнее задание. Итог урока.

Д/З с. 98 у. 166

Познавательные УУД:

понимать значение новых знаний и делать выводы на основе обобщения знаний;

Регулятивные УУД:

соотносить результат своей деятельности с целью оценки; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи;

- Ребята, наш урок подходит к концу, давайте подведём итог:

- Какую цель мы ставили в начале урока, достигли мы ее?

- Какова же роль имен прилагательных в тексте-описании?

- Прилагательные делают нашу речь и тексты точной, яркой, красочной, выразительной. Без имен прилагательных не может существовать текст-описание, т.к. этот текст отвечает на вопросы Какой?....

IX. Рефлексия деятельности.

Цель:

1) осознавание цели учения, его необходимость,

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

3) наметить направления будущей учебной деятельности;

- (Слайд) Подумайте и выскажите свои мысли, начиная словами:

Я узнал…

Я повторил

Я запомнил….

Мне было трудно…

- Если вы довольны своей работой на уроке, то улыбнитесь.

Учитель оценивает работу учеников на уроке.

(Слайд) Спасибо за урок!

Взаимодействуют с учителем во время беседы.

Все ученики оценивают свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

понимать значение новых знаний и делать выводы на основе обобщения знаний

Регулятивные УУД:

Соотносить результат своей деятельности с целью оценки

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной речи

1.У занесённых снегом кочек,

Под _________ шапкой ___________,

Нашли мы ___________ цветочек,

Полузамёрзший, чуть __________

маленький

белой   снеговой   живой.

2.На __________проталинке

Вырос цветик _______________.

Прячется в валежник

_______________(ответ).

маленький Беленький лесной

3. _____________ листики,

 ______________ бутон,

______________ цветочек,

 Как зовётся он?

Белый Весенний Нежные

4.Появился из-под снега.

Увидал кусочек неба.

Самый__________, самый ________,

____________, ____________ (ответ). 

нежный Чистый маленький первый

5. __________вылез из темницы

На___________ проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и очень ____________.

лесной маленький Первым

- Сначала находим имя существительное, затем задаем от него вопрос и подбираем яркое, точное имя прилагательное!

- Переписываем текст, размещая прилагательные перед существительными.

           Весна. В это время возвращаются скворцы из стран. Скворец – птица с оперением. Песенка у скворушки. Он певец весны!

- Сначала находим имя существительное, затем задаем от него вопрос и подбираем яркое, точное имя прилагательное!

- Переписываем текст, размещая прилагательные перед существительными.

           Весна. В это время возвращаются скворцы из стран. Скворец – птица с оперением. Песенка у скворушки. Он певец весны!

- Сначала находим имя существительное, затем задаем от него вопрос и подбираем яркое, точное имя прилагательное!

- Переписываем текст, размещая прилагательные перед существительными.

           Весна. В это время возвращаются скворцы из стран. Скворец – птица с оперением. Песенка у скворушки. Он певец весны!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О какой части речи говориться? Я – часть речи интересная, Широко в миру известная, Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна И точна, и убедительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить!

Слайд 2

Подготовила : Ляпина Е.В., учитель начальных классов МБОУ «Криушинская СОШ» Вознесенского района Нижегородской области 2021

Слайд 3

Найди и исправь ошибки! молодая травка звонкий ручейки голубые подснежник яркое солнце погода тёплый

Слайд 4

В чашечке цветка сидел человечек. На голове у него сияла корона, за плечами развевались крылышки, а сам он был не больше Дюймовочки. Г.-Х. Андерсен с. 96 у. 165

Слайд 5

1. У занесённых снегом кочек, Под белой шапкой снеговой , Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой . 3. Нежные листики, белый бутон, Весенний цветочек, Как зовётся он? 2. На лесной проталинке Вырос цветик маленький . Прячется в валежник Беленький (ответ). 4. Появился из-под снега. Увидал кусочек неба. Самый первый , самый нежный , Чистый, маленький (ответ). 5. Первым вылез из темницы На лесной проталинке. Он мороза не боится, Хоть и очень маленький .

Слайд 6

Прочитай. Найди имена существительные. Подбери к ним яркие и точные имена прилагательные. Перепиши текст с именами прилагательными. Ранняя весна. В это время возвращаются красивые скворцы из жарких стран. Скворец –птица с оперением. Песенка у скворушки. Он певец весны!

Слайд 7

Ранняя весна. В это время возвращаются скворцы из далеких теплых стран. Скворец – красивая птица с блестящим чёрным оперением. Песенка у скворушки волнующая, звонкая. Он первый певец долгожданной весны!

Слайд 8

Я повторил запомнил узнал Подумайте и выскажите свои мысли, начиная словами:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ « Криушинская СОШ» Отчет о проведении предметной недели в начальных классах по русскому языку «Великий русский язык!» Подготовила: Ляпина Елена Викторовна учитель начальных классов МБОУ « Криушинская СОШ» Вознесенского района Нижегородской обл. 2021г.

Слайд 2

Цель проведения: повысить уровень мотивации к изучению русского языка и способствовать повышению образовательного уровня. Задачи: привить любовь к русскому языку, углубить интерес к нему как учебному предмету; повысить общую языковую культуру; углубить и расширить знания, получаемые на уроках; развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.

Слайд 3

В соответствии с планом работы ШМО учителей начальных классов с 12 апреля по 17 апреля 2021 года в школе прошла неделя русского языка в начальных классах «Великий русский язык!». В предметной недели приняли участие все учащиеся 1 – 4 классов. Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности. Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.

Слайд 4

12 апреля 1. Открытие недели русского языка 2. Выпуск стенгазеты. 3. Объявление конкурсов в рамках предметной недели: «Отгадай фразеологизм по иллюстрации» Ребус «Волшебный квадрат» «Зоркий корректор»

Слайд 5

13 апреля Ребус «Волшебный квадрат» Нужно было найти 8 терминов русского языка Б К О Р Е Н С У О И Е Я Ь К К К Н С З Ы И В О А Л О К Ф А Н Ч О В А Ф З К П С Т К У В У Р И А В С Учащиеся 2, 3, 4 классов справились с ребусом, показав одинаковые результаты.

Слайд 6

14 апреля Викторина «Отгадай фразеологизм по иллюстрации» Итоги конкурса: 2 класс 1 место – Кузнецова А. 2 место – Аниськина А . 3 место – Епишкова А. 3 место – Бузденкова К. 3 класс 1 место – Скворцов Г. 1 место – Золотоа А . 2 место – Лебедева М.. 3 место – Чучелова А. 4 класс 1 место – Колесова В.

Слайд 7

15 апреля Конкурс «Зоркий корректор» Итоги конкурса: 2 класс 1 место – Кузнецова А. 1 место – Аниськина А . 2 место – Купцова А. 3 место – Крылов М. 3 класс 1 место – Назарова С. 2 место – Полина И . 2 место – Баландина К. 3 место – Золотов А. 3 место – Зорин К. 4 класс 1 место – Галихин И. 1 место – Крылова В. 1 место – Игнатьева А. 2 место – Федотова Т. 2 место – Севастьянов К. 3 место – Ладошина Е.

Слайд 8

16 апреля Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Роль имён прилагательных в тексте-описании» План урока: 1. Самоопределение к деятельности. Сквозная тема «Весна» 2. Актуализация знаний. Минутка чистописания. 3. Формулирование проблемы, планирование деятельности. 4. Построение проекта выхода из затруднения. Работа с учебником. 5. Физкультминутка 6. Первичное закрепление. Работа в парах «Загадки о весне». 7. Самостоятельная работа с проверкой. 8. Итоги урока. Рефлексия.

Слайд 9

Подведение итогов предметной недели 17 апреля В рамках проведения недели русского языка были охвачены все учащиеся начальной школы через вовлечение в конкурсы. Все внеклассные мероприятия отличались высоким организационно – методическим уровнем и способствовали формированию познавательного интереса учащихся к учебе. Происходит развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время. Такие предметные недели нужны как детям, так и учителям. Они вносят свежую струю в учебную и внеклассную жизнь школьного коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Материал для предметной недели по русскому языку 2 класс

Данный материал содержит различные задания для учащихся 2 класса: тест, "Найди ошибку", "Словарный марафон", "Собери пословицу", "Тест" Задания позволят учителю проверить степень усвоения учеником изу...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 1 класс, УМК «Школа России», 50 часов (5 ч в неделю).

Календарно-тематическое планирование по русскому языку,  1 класс, УМК «Школа России», 50 часов (5 ч в неделю)....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...