Состав слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тема: Состав слова.

Цель: создать условия для повторения частей слова и их обозначений; способствовать развитию умения разбирать слова по     составу.

Тип урока: повторение и систематизация знаний и способов действий.

Планируемы результаты:

Предметные: проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такую языковую единицу, как часть слова.

Личностные: сохраняют мотивацию к учёбе;  ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности;  вырабатывают адекватную позитивную самооценку.

Метапредметные:

Познавательные: находят ответы на вопросы; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривают последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других; соблюдают орфографические нормы написания .

Оборудование: карточки с заданием, компьютерная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_slova.docx92.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Класс: 3

Тема: Состав слова.

Цель: создать условия для повторения частей слова и их обозначений; способствовать развитию умения разбирать слова по     составу.

Тип урока: повторение и систематизация знаний и способов действий.

Планируемы результаты:

Предметные: проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такую языковую единицу, как часть слова.

Личностные: сохраняют мотивацию к учёбе;  ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности;  вырабатывают адекватную позитивную самооценку.

Метапредметные:

Познавательные: находят ответы на вопросы; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривают последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других; соблюдают орфографические нормы написания .

Оборудование: карточки с заданием, компьютерная презентация.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I.Мотивирование к учебной деятельности (орг.момент)

Динь – динь - динь, звенит звонок,

Начинается урок.

Будем мы писать красиво,

Будем дружно отвечать,

Будем думать, рассуждать,

Дисциплину соблюдать.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе  

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II.Актуализация знаний

Ребята, послушайте отрывок из одного литературного произведения и скажите, как оно называется, и кто его написал? «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво».(слайд 2)(«Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носов)(слайд 3)

- А ка зовут самого умного и начитанного героя этой сказки? (Знайка) (слайд 4)

- К сегодняшнему уроку русского языка Знайка приготовил для вас разные задания. Постараемся с ними справиться?

Слушают учителя; отвечают на вопросы

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; оценивают уровень владения тем или иным учебным действием

III.Постановка учебной задачи

 - Итак, первое задание от Знайки: расшифруйте запись и назовите тему урока.

(слайд 5)SСОFСТVАWВ   ZСRЛОLВDNА

- Кто нашёл ключ к шифровке? (Нужно выбрать буквы русского алфавита)

- Итак, тема урока «Состав слова».

 - Знайка задаёт следующий вопрос:«Из каких частей могут состоять слова?» (Части слова: корень, приставка, суффикс, основа, окончание)

 – Какую цель мы поставим на этом уроке?

(закрепить знания о частях слова, продолжить учиться выделять части слова)

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Принимают учебную задачу, сформулированную самостоятельно или при помощи учителя

IV.Повторение изученного материала

1)Тест

- Вспомнить определение каждой части слова вам поможет тест, который приготовил для вас Знайка. Запишите соответствующую букву.(карточка №1)

1. Что такое основа слова? ( )

2. Что такое окончание? ( )

3. Что такое корень? ( )

4. Что такое приставка? ( )

5. Что такое суффикс? ( )

 – А сейчас каждый проверит свои ответы (слайд 6)

- Кто не допустил ни одной ошибки?

Отвечают на вопросы

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществляют анализ.

2)Упражнение в нахождении однокоренных слов

 –  Знайка приготовил для каждого колонки. Запись на доскеI колонка - слово «хлебница», II колонка – «рыбак», III колонка – «лесник».(карточка №2)

Лесок, рыбный, хлебный, лесной, хлебец, рыбачить, хлебушек, рыбка, лесовик.

 - Кто из вас догадался, какое задание предлагает выполнить Знайка? (Найти однокоренные слова, записать их, выделить корень).

– А сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверим правильность выполнения вашего задания. Проведём взаимопроверку.(слайд 7)

 – Какие слова называются однокоренными? (Это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением)

Находят однокоренные слова.

Планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывают правило.

 – А теперь я вам прочитаю рифмовку.

(слайд 8)

Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисёнок,

Лось, лоскут, лосёнок,

Горный, горка, городок,


– Как вы думаете, какое задание предложит вам Знайка? (В каждой строчке найти лишнее слово)

– Выпишите лишнее слово из каждой строчки в тетрадь.

 – Проверка.

 - Какие слова остались? Почему?

– Любое  лишнее слово, которое выписали в тетрадь, разберите по составу.

 – Проверим правильность выполнения задания.

Находят лишние слова в каждой строчке, умеют разбирать слова по составу.

Осуществляют анализ, сравнение, классификацию; используют речь для регуляции своего действия

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

– Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете.

Кот-котик, море-океан, сад-садовник, гриб- грибной, стена-потолок, обед-стол, Знайка-Незнайка, дом- домашний, гуси-лебеди, книга-книжка.

Выполнят физкультминутку

Выполняют движения

3)Упражнение в образовании и правописании сложных слов

– Продолжаем работать. Знайка задаёт следующий вопрос:  «Какие слова называются сложными?» (Слова, у которых два корня, две основы)

–  Каждому  необходимо образовать сложное слово из корней двух слов, выделить корни. Для каждого  своя карточка.(карточка № 3)

1) листья, падать - …;      лес, рубить - …;                лёд, ходить - …

2) камень, падать -  …;    муха, морить - …;            пар, ходить - …

3) каша, варить -  …;         сад, водить - …;               сталь, варить - …

 – А сейчас сверим ваши слова со словами, которые получились у Знайки .(слайд 9)

Образуют сложные слова

Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

4)Самостоятельная работа

 -  Предлагаю всем вместе прочитать шуточную песенку про Незнайку   (карточка № 4).

Пос..дил Незнайка ре..ку,

Раст..лстела ре..ка крепко,

Землю всю разворотила,

Даже дом наш пов..лила.

Стали мы на ре..ке ж..ть

И п..стройки возводить.

Но на ре..ке в воскресенье

Нач..лосьземл..тр..сенье.

 – Такая песенка напечатана на карточке (№ 4). Что необходимо вам сделать? (Вставить пропущенные буквы)

– Правильно, вставить пропущенные буквы, а ещё найти слова с приставкой и выделить её.

 - А теперь каждый проверит свою работу (слайд 10,11)

Вставляют пропущенные буквы и выделяют приставки в словах

Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществляют анализ

5) Упражнение в образовании и разборе слов

Следующее задание на выбор.(карточка №5)

№ 1. Замените словосочетания одним словом, запишите, разберите по составу:

детёныш тигра, участник игры, рабочий в шахте.

№ 2. От слов: роза, изба, коза,  образуйте слова, используя суффиксы –ушк-, -очк-,   разберите их по составу.

- А теперь Знайка предлагает проверить вашу работу.

Выполняют задание на выбор.

Осуществляют анализ, сравнение, классификацию; используют речь для регуляции своего действия

V.Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Урок наш заканчивается, давайте подведём итог.

- Над какой темой мы работали на уроке?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- А сейчас каждый подумает и оценит свою деятельность на уроке.

https://ramdou31.edumsko.ru/uploads/3000/2681/section/181033/SOLNYShKO.png Я работал на уроке в полную силу, у меня всё получилось

https://st2.depositphotos.com/1477718/7127/v/950/depositphotos_71276805-stock-illustration-sad-sun.jpgЯ старался, но у меня не всё получилось.

http://www.abc-color.com/image/coloring/clouds/001/cloud/cloud-picture-color.pngМне ещё трудно выделять части слова.

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

VI.Домашнее задание

Карточка № 6 .Составьте слово с корнем –вод-. Приставка у него должна быть такой, как в слове подберёзовик, суффикс такой, как в слове грибник, а окончание, как в слове раки. Запишите составленное слово и разберите его по составу.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Состав слова. Приставка-часть слова.

Урок русского языка в 3 классе,система Л.В.Занкова с презентацией....

Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс

-         формирование представления об окончании как части слова, основе;-         формирование коммуникативных к...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Состав слова. Роль каждой части слова.

Урок-закрепление по теме "Состав слова. Роль каждой части слова"....

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100...

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...