Статья о культуре речи младшего школьника в проектной деятельности
статья по русскому языку (4 класс)

При рассмотрении вопроса об актуальности формирования коммуникативной компетентности младших школьников выяснилось, что, развивая речевую культуру, мы создаем личность с нравственными и моральными устоями, личность, которая сможет ориентироваться в современном обществе.

Современная   школа ставит перед собой задачу – воспитание подлинно культурных людей, а культура невозможна без общечеловеческих правил речевого общения. Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. Самая важная задача учителей, начиная с начальной школы, воспитать настоящего гражданина, любящего свой язык, развивать его культуру речи.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Она объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В результате изучения и анализа специальной литературы по данной теме, было выявлено предположение, что метод проектов помогает в развитии культуры речи, развивает совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. К ним относятся:

— точность,

— понятность,

— чистота речи,

— богатство и разнообразие,

— выразительность,

— правильность.

Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культура речи в проектной деятельности

В окружающем нас мире очень много вопросов связано с речевой культурой. Случилось так, что живя в словах и словами, а не реальностью, приучаясь к смысловой однозначности, люди утрачивали способность понимать разные значения слов, видеть степень их соответствия действительности.

Актуальнейшая проблема сегодня - Снижение речевой культуры разных слоев общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования, от начального до высшего. В настоящее время ругательства, «непечатное слово» сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах художественных произведений, и, что самое страшное, с экрана телевизора, со сцены театра. Появились словари, содержащие не только жаргонные, но и нецензурные слова. Это объясняется тем, что язык сленга пользуется спросом. Его использование в печатных изданиях повышает спрос на них. Можно сказать, что общество имеет такой язык, какой обществом создан, и использует этот язык так, как умеет и может.  

Культура речи – это, прежде всего, духовная культура человека и уровень его общего развития, как личности; она свидетельствует о ценности духовного наследия и культурных достояний человечества.

В характеристике портрета выпускника Федерального Государственного Стандарта Начального Общего Образования говорится, что выпускник должен быть:  уважающий и принимающий ценности семьи и общества, в этом случае культура речи приобщает учащихся к системе культурных и общечеловеческих ценностей. А так же  выпускник начальной школы должен быть доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение. Культура речи формирует у ребёнка общечеловеческие нормы морали, воспитывает уважение к нормам коллективной жизни и приобщает учащихся к системе культурных и общечеловеческих ценностей.

Как показывает практика, уроки и занятия по культуре речи для младших школьников – одни из самых любимых, но за 45 минут в неделю не добиться желаемого результата, поэтому необходимо включать занятия по культуре речи во внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность в начальной школе – это важная составляющая не только базового образования, но и является основой для формирования азов исследовательской культуры. Также есть ряд преимуществ использования метода проекта во внеурочное время, такие как: нет временных ограничений, использование различных средств обучения, привлечение родителей, благоприятные условия для творческой деятельности школьников.

 Мы решили изучить использование проектной деятельности во внеурочной работе, исходя из этого, была определена цель нашего исследования: выявить возможности использования проектной деятельности во внеурочной работе с целью развития культуры речи младших школьников.  

1. Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся:

  • содержательность,
  • логичность,
  • доказательность,
  • ясность и понятность,
  • убедительность,
  • чистота речи.

Культура речи охватывает три важных аспекта, благодаря которым выстраиваются стратегия и тактика речи. 1. Нормативный аспект, предполагающий знание правил языковых норм в литературной речи. 2. Коммуникативный - сфера и ситуация общения, определяющая выбор стиля нашей речи (официальной или неофициальной). 3. Этический аспект, предполагающий общепринятый порядок культурного общения и имеющий ряд своих принципов, помогающих нам соответствовать этому компоненту.

В соответствии с этим формулируются и этические требования к речи:

принцип вежливости, кооперации, последовательности, паритетности, правдивости и понятности. На наш взгляд основным из этих принципов является принцип вежливости, который предписывает уважительное отношение к адресату и к самому себе; предполагает соблюдение правил приличия, норм речевого этикета.

3.Мы считаем, одним из наиболее эффективных методов в формировании культурной речи является проект, это объясняется тем, что проблема использования проектной деятельности как никогда актуальна сегодня. Проекты учат креативному мышлению, человек ищет неординарные решения, самостоятельно анализирует ситуации, учащиеся открывают в себе новые способности, развивают их, формируют адекватное коммуникативное поведение.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования.

Стадии работы над проектом:

1.Целеполагание

2. Планирование

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация

Проанализировав УМК «Школа России» по трем предметам выяснилось, что программа содержит  достаточно большое количество проектов, что говорит об актуальности этого метода.

Более подробно остановимся на практической части нашего исследования, которое состояло из проведения педагогического эксперимента в школе 78 Калининского района Санкт-Петербурга в 4в классе, в группе, состоящей из 7 человек.

В ходе эксперимента нами было использовано 5 диагностических методик, разработанных совместно с классным руководителем 4 В класса на основе учебно-методической литературы (М.Р. Львов «Риторика. Культура речи» 2-е издание 2004 г.; Е.В. Омельченко «Культура речи и риторика» 2016 г.) «Ударение», «Фразеологизмы», «Синонимы и Антонимы», «Многозначные слова», «Расскажи по картинке»

Результаты диагностирования показали, что у 6 из 7 учащихся лабораторной группы низкий уровень развития культуры речи, об этом свидетельствуют в особенности результаты диагностики «Ударения» и «Фразеологизмы».

Формирующий эксперимент состоял в проведении серии внеурочных занятий с использованием проекта «Сокровища родного языка»

Всего в процессе эксперимента было проведено 11 занятий. Каждое занятие заканчивалось рефлексией и оформлением стенгазеты.

В нашей дипломной работе было представлено 2 внеурочных занятия «Мы знаем ударения. Подготовка» «Мы знаем ударения. Выступление».

На каждом занятии создавались условия для самостоятельной работы учащихся ( найти в этимологическом словаре происхождения слов, подготовить иллюстрации к многозначным словам, подготовить выступление с заданием для другой группы, озвучить мультфильм, написать сочинение, разыграть в паре официальные и неоф.ситуации, подготовить в паре интервью)

Итоговое занятие «Интервью известных личностей», предполагало завершение проекта и использование полученных знаний на практике. Предлагаем вам посмотреть фрагмент последнего занятия.

        Проведенная итоговая диагностика показала что,  доля ошибок в методиках “Синонимы и антонимы” и “Поиск многозначных слов” – снизилась, что говорит об эффективности обучения по данным темам. По остальным методикам – динамика положительная, так как при общем снижении количества ошибок, их доля осталась приблизительно на том же уровне, что и на изначальной диагностике.

Сравнив данные констатирующих и итоговых диагностик, мы видим положительную динамику практически во всех случаях выполнения заданий. Наилучшее исправление изначального результата можно зафиксировать у учащихся Надежды и Алексея.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что занятия по проекту “Сокровища родного языка” – повысили общий уровень знаний учащихся, участвовавших в нем. Проект помог детям в формировании культуры речи, обучил их новым средствам выразительности речи, повысил грамотность и познакомил учащихся с новыми словами и их значениями.

Предположение оказалось верным метод проектов может эффективно использоваться для развития культуры речи младших школьников, т.к. стимулирует интерес учащихся к совершенствованию и обогащению своей речи и направляет их деятельность на реальный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование социальной культуры младших школьников через проектную деятельность"

Проблема  формирования социальной культуры подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. От того, как пройдёт социализация зависит будущее детей, а значит и будущее страны. Актуальн...

Воспитание экологической культуры младшего школьника через проектную деятельность.

Острота современных экологических проблем выдвигает перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природ...

Статья по теме "Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность"

В данной статье представлен практический материал из опыта  использования проектной деятельности....

Статья на тему "Развитие коммуникативных УУД младших школьников через проектную деятельность"

Аннотация: данная статья раскрывает суть коммуникативных УУД , способы их развития через проектную деятельность и  роль разных участников групповой формы проектной деятельности- детей, учителя и ...

Презентация к статье " "Развитие потребности познания, творчества младших школьников посредством проектной деятельности"

Проектная деятельность в начальной школе это одно из разнообразных направлений педагогических технологий, связанных с работой по выявлению одаренности на раннем этапе развития ребенка....

Формирование экологической культуры младших школьников посредством проектной деятельности

В статье раскрываются вопросы формирования экэкультуры через проектную деятельность...