Технологическая карта урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Светлана Леонидовна Колесникова

Технологическая карта урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta.docx151.03 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Комитет образования» АМО «Еравнинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»

671441,  РБ, Еравнинский район, с.Комсомольская, ул. Советская, 36, komsomolsoch@mail.ru

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС Школа России

 во 2  классе

Тема:

«Что такое глагол?»

Учитель начальных классов:

Колесникова Светлана Леонидовна,

первой категории.

Технологическая карта урока

Тема. "Что такое глагол?".

Тип урока: Урок открытия  нового знания.

ЦельСоздать условия, способствующие прочному усвоению  нового материала по теме  « Глагол».

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать знания о глаголе  как части речи;
  • Формировать умения находить глаголы в предложениях, в тексте;
  • Повторить и обобщить знания об имени существительном;
  • Закрепить умения правильно подбирать вопросы к словам в предложениях, выделять  главные члены  предложения.

Развивающие:

  • Развивать познавательные процессы младших школьников  через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;
  • Развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке;
  • Развивать речь, способствовать развитию умения сравнивать и анализировать.

Воспитательные:

  • Воспитывать коммуникативную культуру учащихся, формировать интерес к предмету.

Формы и методы обучения: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Планируемые результаты

Предметные:

  • находить глаголы в предложениях, в тексте по вопросу и общему значению действия;
  • правильно ставить вопросы к глаголам;
  • составлять словосочетания с глаголами и выделять  словосочетания с глаголами из предложения;
  • повторить знания об имени существительном.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • принимать и понимать учебную задачу;
  • осуществлять решения учебной задачи под руководством учителя.

Познавательные:

  • умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке ;
  • уметь сравнивать группы слов;
  • делать умозаключения по результатам исследования.

Коммуникативные:

  • уметь участвовать в диалоге на уроке;
  • отвечать на вопросы учителя, одноклассников:
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
  • слушать и понимать речь других;
  • осуществлять работу в паре, группе.

Личностные:

  • проявлять интерес к предмету;
  • осваивать  роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем, одноклассниками;
  • проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
  • способность к самооценке на основе критерии успешности учебной деятельности.

Оборудование:

Магнитная доска, компьютер, проектор, карточки для индивидуальной и групповой работы.

Технологическая карта  урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

  1. Самоопределение к деятельности

(1 минута)

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Включение в деловой ритм.

Устное сообщение учителя.

Слайд 1.(Солнечная погода)

-Здравствуйте, ребята! Сегодня прекрасный солнечный день, значит, у всех веселое, хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Сегодня нас ждет удивительное путешествие.

Подготовка детей к работе.

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку.

Самоопределение, целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

  1. Чистописание

(3 минут)

1.Чистописание.

- Ребята, посмотрите на доску. Угадайте, какую букву мы будем писать сегодня на уроке?

- Что можете сказать об этой букве (звуке)?

Слайд 2.(Ребусы)

-Отгадайте ребусы:

https://mypresentation.ru/documents_2/e416f0bad7a39817b453c57f12ee6afc/img30.jpg https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/00ba/0005b991-2f82f3cc/img1.jpg https://fs00.infourok.ru/images/doc/309/308887/img44.jpg https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/09ed/001245e4-e5ee30aa/img1.jpg 

Слайд 3.( Кровать, корова, коньки, капуста)

Запишите слова столбиком в тетрадь.

  1. –Буква К стоит в алфавитном порядке 12.

- Буква К дает звук [к] , [к],

он согласный, глухой,  парный.

Дети записывают имена существительные.

Кровать, корова, коньки, капуста.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

3 минуты

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и фиксирование индивидуального затруднения в работе.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

- Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.

Слайд 4.(Вопросы игры)

3. Игра «Верю- не верю».

На столах у ребят фонарики с ответами «Верю», «Не верю»

-Определите верные или неверные утверждения.

- Имена существительные обозначают предмет?

-Имена существительные отвечают на вопросы какая? какое? какой? какие?

- Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные?

-Имена существительные в предложениях бывают только подлежащими?

- Собственные имена существительные пишутся с маленькой прописной буквы?

-Имена существительные изменятся по родам?

-Имена существительные изменяются по числам, падежам?

-Молодцы!

- Сегодня мы с вами будем юными путешественниками. А кто помнит, что обозначает это слово?

Слайд 5.( Путешественник  - это  человек, совершающий путешествие с научными целями).

По словарю Дмитрия Николаевича Ушакова, путешественник – человек, совершающий путешествие с научными целями. Нам тоже сегодня предстоит открыть для себя новые знания в удивительной стране.

А что нужно знать путешественнику, чтобы отправиться в путешествие?

А как называется эта страна, вы узнаете, выполнив следующее задание.

Дети показывают правильный ответ на высказывание учителя.

«Верю», «Не верю»

Оцените свою работу

Высказывание детей.

Регулятивные:   умение  оценить качество и уровень усвоения предыдущих знаний; определять последующие действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:   осмысление способов и условий действий.

 Коммуникативные:   умение воспринимать и понимать информацию, вступать в учебный диалог с учителем, сверстниками.

  1. Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения.

(3 минуты)

Обсуждение затруднений «Что не можем, в чем затрудняемся?»

Групповая работа

 Прием «Корзинка идей»»

https://madeheart.com/media/productphoto/985/64445809/1_090_789.jpg

Актуализирует знания учащихся.

-Подберите к ранее записанным словам, слова- действия.

Слайд 6(Кровать стоит.

 Корова мычит.

Коньки катятся.

 Капуста растет.)

- Что получилось?

-Какими членами предложения будут являться эти слова? Подчеркните основу предложения.

-На какие вопросы они отвечают?

Какой частью речи являются?

- Разбейтесь на группы. Попробуйте заполнить корзинку.

Слайд 7 (Корзинка идей)

Что можете сказать о глаголе?

  Что знаем?

Что хотим узнать?

Ставят цели, формируют, уточняют тему урока

 Кровать стоит.

 Корова мычит.

Коньки катятся.

 Капуста растет.

Ответы детей.

Учащиеся складывают свои идеи в корзинки.

Регулятивные:    принимать и сохранять задачи учебной деятельности; осуществлять поиск необходимой информации,  осуществлять творческий подход к решению проблемы; планировать этапы работы, распределять задания в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда.

Познавательные:   анализировать, обобщать, делать выводы.

  Коммуникативные:      осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в группе, воспринимать разные точки зрения; формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения.  

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

5 минуты

Определение темы урока, цели, выбор способа построения нового знания.

Прием «Дерево предсказаний»

На доске тема урока: «Что мы знаем о глаголе?»

Как же назовем нашу страну для путешествия?

-Что мы знаем и что нам еще предстоит узнать по теме «Глагол». Давайте озвучим содержание ваших корзинок. Капитаны групп прикрепите, пожалуйста, ваши идеи и предсказания на «Дерево предсказаний».https://i.pinimg.com/736x/b0/5a/e7/b05ae7298ca13bd301c48f6128ba1e49--coloring-pages-to-print-free-coloring-pages.jpg

Дети обсуждают, выбирают самое интересное название.

Каждая группа зачитывает содержание своей корзинки, и дает обоснование своим идеям. О

Группы обсуждают  и задают вопросы.

Оцените свою работу в группе.

Регулятивные:    принимать и сохранять задачи учебной деятельности, соотносить  их с конечным результатом; осуществлять поиск необходимой информации,  осуществлять творческий подход к решению проблемы; планировать этапы работы, распределять задания в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда.

Познавательные:   анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

  Коммуникативные:      осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в группе, воспринимать разные точки зрения, строить монологическое высказывание,   аргументируя свой выбор; формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения.  

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(10 минут)

Работа в парах

Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр.68. прочитайте правило для себя. Обсудите с товарищами в своей группе, правы ли ваши идеи и предсказания.

-На каждом столе лежит карточка с заданием. Составьте рассказ по вашей теме.

Каждая пара составляет рассказ на определенную тему, с использованием глаголов. Например: «Домашние обязанности», «Обязанности в классе», «Правила пешехода», «Алгоритм работы в словаре, в тетради» и т.д.

- Каких больше слов использовали в своих рассказах?

-Для чего человек использует глаголы в речи?

-Можно ли в речи  обойтись без глаголов?

Дети обсуждают, делают выводы.

Составляют рассказ. Зачитывают, объясняют.

Взаимопроверка.

Самооценка

Высказывание детей.

Регулятивные:

умение оперировать понятиями, предлагать рациональные способы решения проблем и выполнения заданий, анализировать свои достижения и достижения одноклассников.

Познавательные: строить цепочку рассуждений, обосновывать свои наблюдения, делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования.

Коммуникативные: воспринимать информацию, строить монологическое высказывание, видеть и излагать жизненно-практическое значение решаемой задачи, давать свою оценку.

  1. Физминутка

(2 минута)

Слайд 8 «Физминутка с движениями»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Видно, ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Дети повторяют за учителем слова и движения.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(5 минут)

Каждый ребенок для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать сам.

Организуется деятельность по применению новых знаний.

У каждого ребенка карточка с текстом.

-Прочитайте внимательно задание, запишите глаголы по группам.

Слайд 9 «Слова - глаголы»

 

Прибегали два курчонка,

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша,

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата.

Тушат, тушат — не потушат,

Заливают — не зальют.

Тут бабочка прилетала,

Крылышками помахала,

Стало море потухать —

И потухло.        

                                   К. Чуковский

(  работа за доской с последующей проверкой)

- На какие вопросы они отвечают?

- В каких числах употреблены глаголы?

-Назовите глагол ж.р, ср.р.

-Какие опасные места встретились при написании глаголов?

Самостоятельная  работа

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Что делают?

Что делала?

Что делало?

Что делали?

Частица не с глаголами пишется раздельно.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

  1. Включение в систему знаний

(6 минуты)

Разно уровневая работа.

Детям предлагается выбрать из учебника  любое одно  задание, с которым он сможет полностью выполнить без помощи учителя.  

С.69-71.

Фронтальная проверка

Регулятивные:

 контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

  1. Рефлексия деятельности (подведение итога урока)

(5минут)

Прием «Синквейн»

 -Вот и закончилось наше путешествие в страну «Глагол в жизни человека».

- Давайте вернемся к нашей начатой в начале урок «Корзинке идей и предсказаний».  

-Что вы могли бы дополнить в нашу корзинку?

- А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания. (Работа выполняется в парах.)

- Зачитайте свои синквейны.

- Оцените свою работу на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные:

умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результаты совместной деятельности и факторы влияния на ее результативность.

Познавательные:

анализировать достигнутые результаты,   выделять главное в теме урока, оперировать понятиями, самостоятельно воспроизводить знания и способы деятельности при подведении итогов урока.

Коммуникативные:

вступать в диалог с учителем, сотрудничать  при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме, давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока.

  1. Домашнее задание

(2 минуты)

Используя карточку подсказку, закончить сказку.

Дети записывают задание в дневник

Коммуникативные:

умение слушать, понимать информацию, уточнять услышанное



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...