4класс "Школа России" Рабочая программа "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Ячменева Вера Кирилловна

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса  "Школа России составлена по учебнику Канакиной На весь Учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4_klass.doc308.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               

                                                                                      Приложение к основной образовательной                            

                                                                                    программе начального общего образования  

МБОУ «Усть- Коксинская СОШ»  

Приказ №  248 от 17. 08. 2021 г

                                                                                                                                           

Рабочая программа

   учебного предмета «Русский язык»

 4 «А» класс

на 2021-2022 учебный год

136 часов (4 часа в неделю)

                                                                                     

Учитель начальных классов  

Ячменева Вера Кирилловна

 

с. Усть-Кокса, 2021 г.

Пояснительная записка

1.1Нормативно-правовое обеспечение  рабочей программы.

 Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для начального общего образования разработана на основе нормативных документов:

- Федерального  Закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ

- Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования:  приказ  Минобрнауки России  от 06.10.2009 г № 373

- «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации воспитания обучения,отдыха и оздоровления детей и молодежи в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.3618–20», утвержденных Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28

- Приказа «Об утверждении перечня учебников на 2021-2022 учебный год МБОУ   « Усть –  Коксинская СОШ» от 17марта 2021 г. № 79».

   -  Основной образовательной  программы  начального  общего образования МБОУ «Усть-Коксинская СОШ», утвержденной  приказом от  17.08.2021 г. № 248.

-Положения МБОУ « Усть – Коксинская СОШ»  « О порядке составления и утверждения рабочей программы по учебным предметам начального общего и основного общего образования», утвержденного приказом от 22.03.2019 г.   №109

- Рабочей программы по русскому языку для общеобразовательной школы под редакцией .В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

1.2 Цель и задачи обучения

Цель :

Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь); формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности; активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся; создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.                                       

Задачи :

— формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь;

— развить коммуникативные умения;

— развить нравственные и эстетические чувства;

— развить способности к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развить речь, мышление воображение школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формировать навыки культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитывать  позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Для учащихся, которые по состоянию здоровья отнесены к категории детей с Ограниченными Возможностями здоровья и детей – инвалидов, методы и приемы работы прописываются в технологической карте урока с учётом их индивидуальных особенностей.

1.3 Используемый УМК

УМК «Школа России» включает в себя:

     1. Рабочие программы. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений Русский язык.   /В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М.: Просвещение, 2016.

2. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений Русский язык.  /В. П. Канакина. – М.: Просвещение, 2019.

3.  Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч Русский язык.  . /В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2019.

    4 Рабочая тетрадь: «Русский язык» 4 класс. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий Москва,  «Просвещение», 2019 г.  1, 2 часть                      

   5.Проверочные работы«Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,  «Просвещение», 2019 г.

  6.Поурочные разработки по русскому языку. Т.Н Ситникова, И.Ф.Яценко 4 класс М.: ВАКО,2019

   7. Сборник диктантов и самостоятельных работ для начальной школы: Русский язык.   1–4 классы /В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М.: Просвещение, 2016.

1.4 Количество часов

Программа рассчитана на 136 часов в год (4часа в неделю, 34 учебные недели).

1.5 Изменений, внесенных в программу,  нет.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

2.1 Личностные результаты

Учащийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека.

2.2 Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения.

 Познавательные

Учащийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

  • уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач.

Коммуникативные

Учащийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:

  • уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

                                                2.3  Предметные

                Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих предметных результатов:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  3. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

В результате изучения русского языка в четвёртом классе учащиеся научатся:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
  • разбирать простое предложение с однородными членами;
  • ставить запятую между однородными членами в изученных случаях;
  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • писать обучающее изложение доступного текста;
  • списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;
  • производить разбор слова по составу;
  • подбирать однокоренные слова;
  • распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз);
  • определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных;
  • производить морфологический разбор доступных слов.

Четвероклассники получат возможность научиться:

  • орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать, и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы;
  • проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
  • производить звуковой и звуко - буквенный разбор слова;
  • производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
  • изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном и множественном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам.

3.Содержание учебного предмета

3.1 Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов для изучения

Раздел

Модуль «Школьный урок»

Количество часов

1.

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи

Вспоминаем, повторяем, изучаем (15 ч)

День знаний. Международный день распространения грамотности.

136 ч

2.

  Слово и его лексическое значение.

Обобщение знаний о словах. 

Урок добра

17 ч

3.

Части речи

Имя существительное (33 ч)

Сохраним леса Алтая

93 ч

4.

Имя прилагательное

Призвание или профессия

24ч

5.

Местоимение

   

Пятиминутка « Безопасная дорога»

7 ч

6.

Глагол

Урок здоровья и пропаганды здорового образа жизни.

29 ч

7.

       Связная речь

День родного языка

8.

Повторение изученного (11ч)

       Чистописание

   

Урок памяти « Память хранит имена»

11 ч

3.2 Содержание разделов и тем.

1. Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи

Вспоминаем, повторяем, изучаем (15 ч)

   Язык и речь (1 ч). Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

   Текст (3 ч). Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

   Предложение (11 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

  Составление предложений с обращением.

  Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

  Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

  Разбор предложения по членам предложения.

  Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

    Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

2.   Слово и его лексическое значение.

Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

   Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

     Состав слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

3. Части речи

Имя существительное (33 ч)

   Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

    Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

    Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

    Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

4. Имя прилагательное

      Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

     Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

    Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

      Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

    Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

    Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

5. Местоимение

   Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.                             

6. Глагол

    Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

     Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

    Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

    Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

    Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

   Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

     7.  Связная речь

     Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

    Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

     Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

    Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

     Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

     Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

8. Повторение изученного (11ч)

       Чистописание

   Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.

   Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Слова с непроверяемыми написаниями

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

3.3. Особенности организации учебного процесса по предмету

Виды  учебной деятельности

Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Словесные, наглядные, практические.

Индуктивные, дедуктивные.

Репродуктивные, проблемно-поисковые.

Самостоятельные, несамостоятельные.

Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

Стимулирование и мотивация интереса к учению.

Стимулирование долга и ответственности в учении.

Основными формами организации образовательного процесса по русскому языку являются:

традиционный урок;

урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)

Формы организации учебных занятий:

индивидуальные;

групповые;

фронтальные.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп  методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
  • степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения

Средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели, презентации, организационно – педагогические средства (карточки, раздаточный материал

4. Контроль и оценка планируемых результатов

Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов

Устный контрольный самоконтроль.

 Индивидуальный и фронтальный опрос

Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам

 Работа в паре, в группе (взаимо- и самооценка)

 Контрольное списывание

Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)

Срезовые работы (тесты)

 Стартовые диагностические работы на начало учебного года;

Стандартизированные письменные и устные работы;

 Комплексные диагностические и контрольные работы;      

Тематические проверочные (контрольные) работы;

Индивидуальные накопительные портфолио учащихся.  

Количество тематических, проверочных, диагностических и итоговых работ установлено по  предмету в соответствии с рабочей программой.

Виды контроля:

  1.Стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью;

2. Промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса) проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом в конце раздела, курса;

3. Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио);

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Контрольные

диктанты

Проверочные

работы

Изложения

Сочинения

Проекты

1.

Повторение

1

1

1

2.

Текст.

3

3.

Предложение и словосочетание.

4

1

1

4.

Однородные члены предложения

4

1

5.

Простые и сложные предложения

3

1

6.

Лексическое значение слова

3

1

7

Состав слова.

3

8

Правописание частей слова.

11

1

9

Части речи.

1

1

10

Имя существительное

32

2

2

1

11

Имя прилагательное

24

2

1

1

1

12

Местоимение

7

1

1

13

Глагол

29

3

1

2

3

1

14

Повторение

11

ИТОГО:

 

136

10

3

9

5

4

4. Итоговый контроль предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебного года.

Критерии оценивания письменных работ по русскому языку

Диктант

Оценка "5" - за работу, в которой нет ошибок.

Оценка "4" - за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.

Оценка "3" - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

Оценка "2" - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

При проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями:

Учёт ошибок в диктанте:

  • Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
  •  Количество ошибок определяется после классификации допущенных ошибок. Если ученик допустил несколько ошибок на одно орфографическое или пунктуационное правило, необходимо первые три из повторяющихся ошибки отмечать (подчеркивать), но засчитывать за одну ошибку. Например, если ученик допустил ошибки в трех словах с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», то они приравниваются к одной ошибке: бродить, осенью, деньки (подчеркнуты три ошибки, но засчитываются они как одна ошибка), если далее в работе допущены ошибки на ту же орфограмму, например, в словах деревья, давно, стоят, каждая следующая ошибка выносится как самостоятельная. Такой подход позволяет выявить и учесть на следующей ступени обучения индивидуальные особенности ученика (например, небольшой словарный запас, неумение подобрать проверочное слово, плохая зрительная (моторная, долговременная) память и т. п.).

Ошибкой считается:

  • Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
  • Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Примечание:

 Исправления, допущенные учеником, не учитываются при подсчете ошибок и не влияют на оценку работы. Качество почерка и аккуратность оформления работы так же не влияют на оценку выполнения итогового диктанта.

Грамматическое задание

Оценка "5" - без ошибок.

Оценка "4" - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

Оценка "3" - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

Оценка "2" - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание

Оценки

Допустимое количество ошибок

2-й класс

3-й  класс

4-й класс

«5»

Нет ошибок.

Один недочёт графического характера.

Нет ошибок.

Нет ошибок.

«4»

1 -2 ошибки

1 исправление

1 ошибка

1 исправление

1 ошибка

1 исправление

«3»

3 ошибки

1 исправление

2 ошибки

1 исправление

2 ошибки

1 исправление

«2»

3 ошибки

1 - 2 исправления

3 ошибки

1 - 2 исправления

3 ошибки

1 - 2 исправления

Словарный диктант

Классы

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Количество слов

6-8 слов

8-10 слов

10-12 слов

12-15 слов

Критерии оценки

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» -3-5 ошибок.

Развитие речи (сочинение и изложение)

В начальной школе выводится одна общая отметка за содержание и речевое оформление. Грамотность проверяется, но не оценивается.

Оценка "5" - правильное и последовательное воспроизведение авторского текста,     логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

Оценка "4" - правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

                - имеются отдельные фактические и речевые неточности;

                - допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

Оценка "3" - допущены отклонения от авторского текста;

                - отклонение от темы;

                - допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;

                - беден словарь;

                - имеются речевые неточности;

                - допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;

Оценка "2" - работа не соответствует теме;

               - имеются значительные отступления от авторской темы;

               - много фактических неточностей;

               - нарушена последовательность изложения мыслей;

               - во всех частях работы отсутствует связь между ними;

               - словарь беден;

               - более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста.

Примечание:  учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные » изложения и сочинения

5. Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

план

факт

1 четверть

Раздел «Повторение» (15 часов)

1.

02.09

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

2.

06.09

Текст и его план.

3.

07.09

Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.

4.

08.09

Анализ изложений и работа над ошибками. Типы текстов.

5.

09.09

Предложение как единица речи. Виды предложений.

6.

13.09

Обращение.

7.

14.09

Главные и второстепенные члены предложения.

8.

15.09

Словосочетание.

9.

16.09

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение» Стартовая диагностическая работа.

10.

20.09

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Однородные члены предложения.

11.

21.09

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

12.

22.09

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень».

13.

23.09

Анализ сочинения и работа над ошибками. Запятая между однородными членами предложения, соединенными союзами.

14.

27.09

Простые и сложные предложения.

15.

28.09

Контрольный диктант №2 по теме «Предложение».

«Слово в языке и речи» (17 часов)

16.

29.09

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Лексическое значение слова (повторение).

17.

30.09

Многозначные слова.

18.

30.09

Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

19.

04.10

Анализ изложения и работа над ошибками. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

20.

05.10

Фразеологизмы.

21.

06.10

Состав слова. Значимые части слова (повторение). Словарный диктант.

22.

07.10

Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове.

23.

11.10

Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».

24.

12.10

Анализ сочинения и работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне слова

25.

13.10

Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах

26.

14.10

Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах.

27.

18.10

Правописание слов с разделительным твердым (ъ) и мягким (ь) знаками.

28.

19.10

Контрольный диктант №3 по теме «Слово в языке и речи»

29.

20.10

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

30.

21.10

Изложение повествовательного деформированного текста.

31.

25.10

Анализ изложений и работа над ошибками. Части речи: глагол, имя числительное.

32.

26.10

Наречие как часть речи (общее представление).

«Имя существительное» (33 часа)

33.

27.10

Имя существительное как часть речи.

34.

28.10

Признаки падежных форм имен существительных.

35.

08.11

Различение имен существительных, употребленных в именительном, родительном, винительном падежах..

36.

09.11

Сочинение по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание).

37.

10.11

11.11

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Различение имен существительных, употребленных а дательном, винительном, творительном падежах.

38.

15.11

Различение имен существительных, употребленных в предложном падеже. Несклоняемые имена существительные.

39.

16.11

Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных.

40.

17.11

2-е склонение имен существительных.

41.

18.11

Падежные окончания имен существительных 2-го склонения. Словарный диктант.

42.

22.11

3-е склонение имен существительных.

43.

23.11

Падежные окончания имен существительных 3-го склонения.

44.

24.11

Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное»

45.

25.11

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний о типах склонения имен существительных.

46.

29.11

Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

47.

30.11

Анализ изложения и работа над ошибками. Именительный и винительный падежи имен существительных.

48.

01.12

Падежные окончания имен существительных в родительном падеже.

49.

02.12

Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в родительном падеже.

50.

06.12

Падежные окончания имен существительных в дательном падеже.

51.

07.12

Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах.

52.

08.12

Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах.

53.

09.12

Падежные окончания имен существительных в творительном падеже.

54.

13.12

Падежные окончания имен существительных в творительном падеже.

55.

14.12

Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница»

56.

15.12

Работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных в предложном падеже.

57.

16.12

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

58.

20.12

Контрольный диктант №5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе».

59.

21.12

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

60.

22.12

Склонение имен существительных во множественном числе.

61.

23.12

Склонение имен существительных во множественном числе.

62.

10.01

 Падежные окончания имен существительных множественного числа в именительном падеже.

63.

11.01

Падежные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже

64.

12.01

Падежные окончания имен существительных единственного и  множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах.

65

13.01

Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное».

«Имя прилагательное» (24 часа)

66

17.01

Значение и употребление имен прилагательных в речи.

67

18.01

Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка»

68.

19.01

Анализ сочинений и работа над ошибками. Род и число имен прилагательных.

69

20.01

Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе.

70

24.01

Общее представление о склонении имен прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях.

71

25.01

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный и родительный падежи.

72.

26.01

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж

73

27.01

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж

74

31.01

 Именительный, родительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

75

01.02

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи.

76

02.02

Общее представление о склонении имен прилагательных женского рода и их падежных окончаниях. Словарный диктант.

77

03.02

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи.

78

07.02

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи.

79

08.02

Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное».

80

09.02

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи.

81

10.02

Правописание имен прилагательных во множественном числе..

82

14.02

Правописание имен прилагательных во множественном числе.

83

15.02

 Склонение имен прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи.

84

16.02

Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи.

85

17.02

Склонение имен прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи.

86

21.02

Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа.

87

22.02

Обобщение по разделу «Имя прилагательное».

88

24.02

Контрольный диктант №7 по теме «Склонение имён прилагательных»

89

28.02

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

«Личные местоимения» (7 часов)

90

01.03

Местоимение как часть речи.

91

02.03

Личные местоимения 1. 2, и 3-го лица.

92

03.03

Сочинение – отзыв по картине Н. К. Рериха «Заморские гости»

93

07.03

Анализ сочинений и работа над ошибками. Изменение по падежам личных местоимений.

94

09.03

Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

95

10.03

Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

96

14.03

Контрольный диктант №8 по теме «Местоимение»

«Глагол» (29 часов)

97

15.03

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Глагол как часть речи (повторение).

98

16.03

Грамматические признаки глаголов. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).

99

17.03

Изменение глаголов по временам.

100

21.03

Неопределённая форма глагола.

101.

22.03

Неопределенная форма глагола. Неопределенная форма глаголов совершенного и несовершенного вида

102.

23.03

Неопределенная форма глагола.

103

24.03

Образование временных форм от глаголов в неопределенной форме

104.

04.04

 Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов.

05.04

4 четверть

105.

06.04

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

106.

07.04

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

107.

11.04

1 и 2 спряжение глаголов.

108.

12.04

1 и 2 спряжение глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени..

109.

13.04

Промежуточная аттестация.

110.

14.04

 Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

111.

18.04

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

112.

19.04

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол».

113.

20.04

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения в настоящем и будущем времени..

114.

21.04

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

115.

25.04

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

116.

26.04

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение).

117.

27.04

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.

118.

28.04

Контрольное изложение

119.

03.05

Анализ изложения и работа над ошибками. Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

120.

04.05

Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение).

121.

05.05

Правописание глаголов в прошедшем времени.

122.

10.05

Правописание глаголов в прошедшем времени..

123.

11.05

Правописание глаголов в прошедшем времени.

124.

12.05

Контрольный диктант № 10 по теме «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями»

125.

16.05

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Обобщение по теме «Глагол».

Повторение (11 часов)

126.

17.05

Повторение. Язык и речь. Текст. Составление текста типа сравнительного описания.

127.

18.05

Повторение .Предложение и словосочетание .

128.

19.05

Повторение. Лексическое значение слова.

129.

23.05

Повторение. Состав слова.

130.

24.05

Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь».

131.

25.05

Анализ сочинений и работа над ошибками. Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова.

132.

26.05

Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова.

133.

30.05

Повторение. Части речи. Признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Наречие. Глагол.

134.

31.05

Повторение. Служебные части речи. Правописание слов разных частей речи. Письмо текста по памяти.

135.

Повторение. Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения.

136.

Повторение.  Игра «По галактике Частей речи».

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебной деятельности

____________ Е.К. Суворова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

ПРЕПОДАВАНИЕ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И РОДНОЙ ЯЗЫК. ЯЗЫК – ХРАНИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ.

ПРЕПОДАВАНИЕ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И РОДНОЙ ЯЗЫК.ЯЗЫК – ХРАНИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)...