Урок русского языка "Падежи имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гурова Елена Юрьевна

Урок русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -  средняя общеобразовательная школа №45 им.Д.И.Блынского г.Орла

Урок русского языка в 3 классе

Тема урока: «Падеж имен существительных»

Учитель начальных классов Гурова Елена Юрьевна

(высшая квалификационная категория)

Предмет

Русский язык

Класс

3 «В»

Базовый учебник

«Русский язык», 3 класс, С.В.Иванов

Тема урока

Падеж имен существительных

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (предметные, метапредметные, личностные)

Цель: познакомить с системой падежей русского языка, с алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении; 
Предметные: активизировать способность языкового чутья и способа постановки смысловых и падежных вопросов;

формировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову;

способствовать развитию умения склонять имена существительные, распознавать падежи.

Метапредметные: развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, способность работать в группах, в парах, опираясь на помощь товарищей;

развивать познавательный интерес к языку, логическое мышление;

развивать и совершенствовать речь учащихся.

Личностные: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку; воспитывать любовь к русскому языку, взаимопонимание и взаимопомощь.

Методы обучения

  • Словесный (беседа, фронтальный опрос);
  • Наглядный (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);
  • Практический (упражнения);
  • Поисковый (частично-поисковый);
  • Аналитический;
  • Самостоятельная работа учеников.

Форма работы

Групповая, парная, индивидуальная

Материалы и оборудование

учебник «Русский язык». 3 класс.  С.В.Иванов

рабочие тетради «Русский язык», 3 класс  Кузнецова М.И.

карточки с заданиями

Технологическая карта урока

Этап урока (затраченное время в мин.)

Деятельность учителя

(включая задания для учащихся)

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (включая УУД)

1

Организационный

 (2 мин.)

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
     
– Послушайте притчу: «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

В чем сила этих слов? Что это значит?

Помните: «Если есть желание – найдётся и путь!»

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2

Актуализация знаний

7 мин

Давайте попробуем определить тему нашего урока и поставить задачи. А поможет нам в этом приём «Инсерт». У вас на партах лежат листочки с текстами. Вы должны прочитать текст и сделать в нём пометки. 

(Приложение 1) 

(Таблица Инсерт на доске)

-О чём вы не нашли информации
– Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

-Сформулируйте тему нашего урока. 


– Какие задачи мы должны сегодня решить с вами?

V

уже известно

не согласны

+

интерсно, нео-

жиданно

?

хотим узнать больше

Сколько падежей в русском языке, как они называются, на какие вопросы отвечают.

Падеж имен существительных

Узнать названия падежей, вопросы каждого падежа.

Коммуникативные-

умение слушать и говорить,

Личностные- самоопределение, оценивание.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

3

Самоопределение к деятельности.

Работа в группах

10 мин.

Устная работа

4 мин.

А теперь давайте познакомимся с падежами имен существительных. Каждая группа должна будет ответить на вопросы к стихотворению, составить таблицу. (Приложение 2)

Для того,  чтобы познакомиться с последовательностью падежей в русском языке, я прочитаю вам сказку о падежах.

«Сказка о падежах».
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.

-Расположите на доске названия падежей в соответствии со сказкой.

-Сколько вопросов имеет каждый падеж? Почему?

Работа в шести группах

Падеж

Вспом.

слово

Вопросы

Пред-

логи

Им.п

Есть

Кто?

Что?

------

Р.п.

Нет

Кого?

Чего?

Без,у,от,до,с,из,для

Д.п

Рад

Кому?

Чему?

К,по

В.п.

Вижу

Кого?

Что?

На,за

под,в,

через

про

Тв.п

Любуюсь

Кем?

Чем?

Над,за, под,с,

Перед

П.п.

говорю

О ком?

О чем?

В,об,о,

на,при

Два вопроса. Одушевленные и неодушевленные предметы.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

4

Физминутка

1-2 мин.

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

Повторяют движения

5

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

5 мин.

Работа в парах.

10 мин.

- С падежами мы познакомились. Пришло время научиться определять падеж имен существительных.

- Предположите, как можно определить падеж имен существительного.

Выполним упражнение 2 стр.12

- Предположите, а как определить падеж имени существительного в предложении?

А теперь прочитаем информацию на стр.12-13 учебника и сравним с нашим выводом.

Выполним упражнение 4 стр.14 в парах.

Задать падежный вопрос к существительному от главного слова.

Найти слово в предложении, к которому относится имя существительное задать вопрос и по вопросу, предлогу (если) есть определить падеж имени существительного

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6

Проблемная ситуация

3 мин.

- Определите, каким членом предложения будут являться выделенные имена существительные.

- Столкнулись с затруднением?

Эту тайну русского языка нам предстоит раскрыть на следующем уроке.

Высказывания детей разные: либо дополнение, либо обстоятельство.

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- умение выделить нравственный аспект поведения;

Регулятивные:

-формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

7

Рефлексия

2 мин.

Какие тайны русского языка мы сегодня раскрыли?

- Сколько падежей в русском языке?
- Перечислите их.
- Что значит изменить существительное по падежам?
- Почему каждый падеж имеет два вопроса?

-Как вы считаете, мы достигли цели урока?

Продолжите предложение:                    

- На уроке я узнал …

- Мне было трудно…

- Мне было интересно…

Домашнее задание:

Найти интересные факты об имени существительном

Спасибо за урок!                                    

Познакомились с падежами имен существительных.

6 падежей

Изменить по вопросам

Вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных

Да, достигли. Предстоит еще много нового узнать.

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Таблица Инсерт

V

( уже известно)

(не согласны)

+

(интересно, неожиданно)

?

(хотим узнать больше)


Текст для чтения

Существительное

Имя существительное – часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Выделяют две группы разрядов по значению: собственные и нарицательные. Имена существительные бывают мужского и среднего рода. Имена существительные изменяются по числам. Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания. Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Изменение по падежам называется «склонение». В немецком языке 4 падежа, у финнов – 15, в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Каждый падеж русского языка имеет своё название.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

1.Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто. 


С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже? Какое имеет вспомогательное слово? Употребляются ли существительные в именительном падеже с предлогами? 


2. А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из – 
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда, 
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.


С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже? Какое имеет вспомогательное слово? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? 


3. Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому я рад? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу. 


С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в дательном  падеже? Какое имеет вспомогательное слово? Употребляются с какими предлогами?

4. А я – винительный падеж 
И вижу я во всём невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть?
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить(в, на, за, через, про),
Но и без них могу прожить.


С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже? Какое имеет вспомогательное слово? Могут употребляться с какими предлогами?


5. А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад. 


С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в творительном падеже? Какое имеет вспомогательное слово? С какими предлогами могут употребляться?

6. Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при – 
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?


С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже? Какое имеет вспомогательное слово? Без чего никогда не употребляются существительные в предложном падеже?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 4 класс. Разработка открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"

Русский язык в  4 классе. Учебник Т.Рамзаевой. Конспект открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"...

Урок русского языка в 3 классе По учебному комплекту Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. Тема урока: Понятие об имени существительном.

Тип урока: ознакомление с новым материалом с опорой на знания детей.Цель урока: расширить представления детей о тематических группах имен существительных...

Открытый урок "Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных."

Открытый  урок " Три  склонения  имен  существительных. Дополнение  памятки  морфологического  разбора  имен  существительных"...

Презентация к уроку русского языка "Имя существительное. Нахождение в тексте имен существительных" 2 класс

Презентация к уроку русского языка "Имя существительное. Нахождение в тексте имен существительных" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Употребление заглавной буквы в именах собственных», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: закрепление представлений о различии между именами существительными собственными и нарицательными, умения употреблять имена существительные собственные и нарицательные в речи, заглавную бу...

Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное. Склонение имени существительного по падежам" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний падежей имени существительного, изменение слов по падежам (склонение).Задачи урока: Дидактические:1. Обобщить и систематизировать...