Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС.Три склонения имён существительных.
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Лакаева Оксана Владимировна

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о типе склонения имени существительного по совокупности признаков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Три склонения имён существительных.

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о типе склонения имени существительного по совокупности признаков.

Результаты урока:

Предметные результаты:

- понимать на слух речь учителя и одноклассников и вербально – не вербально реагировать на услышанное;

- знать: правила определения склонения имен существительных.
- уметь: применять алгоритм  определения склонения имен существительных в работе, правильно задавать вопросы, подставлять слова-помощники.

Метапредметные результаты:

- регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; формировать умения удерживать цель деятельности до получения ее результата, умения оценивать  результат своей деятельности, самоконтроль процесса и результата деятельности.  

                                                                                           
- коммуникативные УУД:

формировать умения быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, отвечать на вопросы, связно высказывать суждения по изучаемому материалу; взаимодействовать с одноклассниками в ходе работы в группах, парах.


- познавательные УУД:

строить речевое высказывание с позиций передачи информации; находить, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка (слова, окончания слов); строить логические рассуждения; работать с таблицами; самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели; обеспечить условия для усвоения всеми учащимися способа действия для правильного определения склонения у имен существительных.


- личностные УУД:

положительное отношение к учению; понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и к дружескому взаимопониманию; понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Личностные результаты:

- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;

- вовлечение эмоциональной сферы.

Этап урока

Формы работы

Деятельность

Ведущие УУД

Предметные результаты

Личностные результаты

I. Мотивационный

(Обеспечение мотивации в восприятии и осмысление знаний и способов действий, понимание значимости материала)

Фронтальная форма работы. Обсуждение.

Проверяется готовность обучающихся к уроку.

Создается эмоциональный настрой на…

1) «надо»,

2) «хочу»,

3) «могу»,

4) «зачем»

Зачем нужна грамматика?

Чтоб грамотно писать.

Чтоб грубые ошибки

В письме не допускать,

Чтоб с детства знали дети

И каждый ученик,

Что лучше всех на свете

Его родной язык! Зачем нужна грамматика?

Чтоб грамотно писать.

Чтоб грубые ошибки

В письме не допускать,

Чтоб с детства знали дети

И каждый ученик,

Что лучше всех на свете

Его родной язык!

Отвечают на вопрос

– Зачем нужна грамматика?

Л: принятие своей роли в учебном процессе, соблюдение определённых правил поведения;

Р: формирование волевой саморегуляции, умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку;

К: умение вступать в мини-диалог

Понимать на слух речь учителя и одноклассников и вербально – не вербально реагировать на услышанное.

Вовлечение эмоциональной сферы.

II.Ориентировочный

(Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, постановка цели)

Беседа, работа в парах

Предлагается обучающимся сформулировать тему и поставить цель на урок.

Уточняется понимание учащимися поставленных целей урока.

Моделируется проблема.

Словарная работа

Даны  словарные слова:

Ж…лище, д…ректор, к…лограмм, б…лет, р…сунок.

Что вы можете сказать про эти слова?

Вставьте орфограммы и запишите их.

Проверка (на  интерактивной доске)

Что объединяет эти слова?

Учащиеся записывают слова в тетрадь, вставляя орфограммы.

Находят общие признаки имени существительного.

-Давайте повторим, что мы знаем об имени существительном

-Верите ли Вы,  что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?

   -Верите ли вы, что  все имена существительные всегда стоят в форме единственного  числа?

    -Верите ли вы, что род это непостоянный признак?

    -Верите ли Вы ,что в русском языке пять падежей?

     -Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?

     -Верите ли Вы .что предложный падеж без предлога не употребляется?

     -Верите ли Вы ,что в русском языке три типа склонения?

     -Верите ли Вы, что склонение- это постоянный признак  имени существительного?

- Все ли понятия вам знакомы? (не знаем, что такое склонение) 
- Итак, какой у нас сегодня главный вопрос урока?

-Кто может сформулировать тему урока?

-Какие цели поставим на урок?

определяют границы знания и незнания;

-высказывают предположения и доказывают свою точку зрения;

-выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении;

-формулируют тему и цель урока;

Р:  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

определять учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания;

планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи;

П: анализировать, сравнивать, делать выводы;

структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

определять цель учебной деятельности;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

К: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других;

взаимодействовать с одноклассниками в ходе работы в группах, парах.

Уметь находить, , анализировать, сравнивать, классифицировать.

Понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека.

III.Исполнительский

(Открытие детьми новых знаний при самостоятельном выполнении заданий)

Групповая, парная, индивидуальная формы.

Учитель - предъявляет задание для групповой работы;

- организовывает деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности;

- организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися;

 - организует ситуацию решения заданий на понимание и применение нового способа действий с проговариванием правила во внешней речи

Книги учат нас смелости и дружбе

 - Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род и падеж.

 Что можно сказать об окончаниях? Какие они?

- Какие вопросы возникают?

- Сейчас вы поработаете в

группах. Проанализируете  имена существительные и попробуете сделать выводы

Дети делают вывод:

Почему в одном и том же падеже окончания разные?

От чего зависит правописание гласной в окончании?

Дети работают в группах.

Каждая группа рассматривает имена существительные и распределяет на группы слова, обращая внимание на окончание и род

Составляют алгоритм  определения склонения имени существительного.

Сделайте вывод:

Опираясь на правило в учебнике, дайте название каждому столбику. Проверьте по учебнику с.96.

И.п

конь

вода

земля

Р.п.

коня

воды

земли

Д.п

коню

воде

земле

В.п

коня

воду

землю

Т.п

конем

водой

землей

П.п

о коне

о воде

о земле

Учитель организует ситуацию решения заданий на понимание и применение нового способа действий с проговариванием правила во внешней речи;

На интерактивной доске имена существительные: 
улица, класс, дерево, яблоня, яблоко, вьюга, ночь, берег, осень, дождь, ключ, помощь, Володя, Аркадий, Самара, Волгоград , Рязань
- Какое задание вы можете предложить к данным словам?

Учащиеся делят имена существительные на 3 группы по склонениям.

П: проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

- выбирать наиболее эффективный способ решения задания;

- анализировать объекты (материал), выделять главное.

К: высказывать свое мнение;

 контролировать действия партнёра;

 участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Р: планировать свою учебную деятельность;

определять способы выхода из затруднения;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Уметь применять алгоритм  определения склонения имен существительных в работе, правильно задавать вопросы, подставлять слова-помощники.

Развитие мотивации к творческому труду, к работе на результат;

IV.Контрольный (Проверка правильности решения поставленной учебной задачи, оценивание степени достижения цели)

Дифференцированная работа.

Практическая работа на основе применения знаний в измененной ситуации.

1 группа (желтые листы )

Выпишите существительные и определите склонение.

Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом.

2 группа(зеленые листы)

 Найди ошибку

Подпиши  эти  существительные?

Испуг               Печаль     Тревога

Стыд         Грусть      Надежда

Восторг    Страх        Забота

Счастье    Любовь    Дружба

Радость    Жалость   Зависть

Веселье    Корысть    Обида

3 группа

 работает у компьютера

 

Учащиеся выполняют разно-уровневые задания.

Проверка консультанта

Один ребёнок работает на доске, с обратной стороны.

-Самопроверка. Самооценка.

Тест с оцениванием выполнения работы

Выбирают правильные ответ, голосуют.

П: использовать схемы (алгоритм или правила) для решения задач;

Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; формировать умения удерживать цель деятельности до получения ее результата, умения оценивать  результат своей деятельности, самоконтроль процесса и результата деятельности.

К: формировать умения быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, отвечать на вопросы, связно высказывать суждения по изучаемому материалу.

Л:проявлять активность в решении познавательных

Знать правила определения склонения имен существительных.

Готовность к взаимодействию и взаимопониманию.

V.Рефлексивный

(Анализ путей решения учебной задачи, оценка их оптимальности)

Подведение итогов

Дети анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения;

- оценивают собственную деятельность.

Анализ, самоконтроль и взаимоконтроль, самокоррекция и взаимокоррекция, Самооценивание.

Учитель создает условия для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке для  соотнесения целей и результатов учебной деятельности, фиксирования степени их соответствия;

Картинки по запросу смайлики

Мне понятно и я могу объяснить другому

Картинки по запросу смайлики

Я понял но не могу объяснить

Картинки по запросу смайлики

Я не все понял

Поставить смайлик на выбранную ступеньку.

Дети анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения;

оценивают собственную деятельность.

П:

осознать качество и уровень усвоения  и оценить результаты работы.

Р:

определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Способность к самооценке своей деятельности и результатов работы.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова.Тема урока "Число и цифра 7".

В разработке представлен подробный план изучения темы "Число и цифра 7" с вариантами ответов учащихся....

Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.

Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....

Урок русского языка в 4 классе "Третье склонение имён существительных"

Тема: Третье склонение имён существительных. Цель урока: знакомство учащихся с существительными третьего склонения....

Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС Урок математики во 2 классе по теме «Квадрат» УМК «Школа России»

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС Урок математики во 2 классе по теме «Квадрат»УМК «Школа России»...