Урок русского языка Тема "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Телегина Екатерина Алексеевна

Технологическая карта урока русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Черно-Ануйская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Кыдрана Александровича Туганбаева»

Урок русского языка

3 класс

 Тема: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Разработала: Телегина Екатерина Алексеевна

                                                                                                                                                                   Учитель начальных классов

                                                                                                                           I КК

                                                                                                                                                         

2020 г.

РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Тема

Определение рода имен существительных

  Класс - птицы

Педагогические
цели

Содействовать формированию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода

создать условия для актуализации и систематизации знания о птицах, формирования представлений о названиях некоторых птиц

Тип урока

Развитие знаний и способов действий / решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии
и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

научатся определять общие условия, необходимые для жизни птиц, и их существенные признаки; выявлять зависимость строения тела птицы от его образа жизни; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Личностные
результаты

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства

 способствовать развитию критического мышления, умений ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширению кругозора учащихся.

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями;.

способствовать развитию критического мышления, умений ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширению кругозора учащихся.

Основное содержание темы, понятия
и термины

Род имен существительных: мужской, женский, средний. Родовые окончания. Определение рода имен существительных. Начальная форма имен существительных. Словосочетания. Непроверяемые орфограммы. Загадка. Пословица

Дикие и домашние; зимующие и перелетные птицы

Образовательные
ресурсы

Презентация.  Схема «Род имен существительных»

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

– Все вы готовы к уроку. Настроение у всех хорошее.

Проверим готовность
к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют
наличие индивидуальных учебных принад-лежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

Наблюдение

II. Чистописание

Индивидуальная. Практический. Письмо

Ввв  во  ве

Выполняют письмо
по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Словарная работа

Фронтальная.

Словесный.

Беседа,
упражнение

Игра «Угадай птицу»

1.Запишите, как называется маленькая птичка с серовато-коричневым оперением, обычно живущая около жилища человека.

2.Как в переносном значении называют «болтливого человека».

3.Птица с черным оперением. Так называют рассеянного, невнима-тельного человека.

4.Какая птица прилетает с наступлением зимы?

 ВОРОБЕЙ, СОРОКА, ВОРОНА, СНЕГИРЬ.

- Определите род.

Называют птиц, записывают в тетрадь, подчеркивают орфограммы

Строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разных птицах. Осуществляют контроль, самоконтроль
для установления правильности выполнения заданий

Упражнение

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

- Давайте сформулируем тему и цель нашего урока.

- А также поговорим о птицах – как отдельном классе царства животных.

Слушают учителя

Сами формулируют тему и цель урока и принимают учебную
задачу, сформулиро-
ванную учителем

V. Знакомство с разнообразием птиц

Фронтальная. Словесный, наглядный.

Презентация
на тему: «Какие бывают птицы?»

Дикие и домашние.

Перелётные и зимующие.

Просматривают презентацию, отвечают на вопросы

Извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; логические – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; дополняют и расширяют имеющиеся знания; анализируют объект, выделяют главное

Распределительный
диктант

VI. Развитие знаний и способов действий.

1. Род имен существительных

Фронтальная,
групповая. Словесный, практический. Упражнение

Прочитайте запись на слайде:

Названия птиц появились не случайно. Русский народ обращал внимание на какие- нибудь  признаки и по этим признакам  давал птице название.

-Найдите существительные в первом предложении. Что нужно сделать, чтобы определить род имени существительного? (повторение правила)

Находят существительные, повторяют правило,

указывают род имен
существительных;

Осуществляют само-
и взаимоконтроль, учатся применять правило на практике

Упражнение

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Проводит физкульт-
минутку

Выполняют движения
по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

3. Списывание с грамматическим заданием
(упр. 44)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо

Снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живет всю зиму.

- Спишите предложение. Подчеркните граммати-ческую основу и определите род имен существительных.

Списывают предложение.. Определяют род имен существительных. Находят грамматическую основу

Высказывают свое мнение, прислушиваются
к мнению других

Упражнение, письмо
по памяти

4.Работа в группах

Групповая

Класс делится на три группы. Каждой группе своя карточка с заданием (Приложение 1)

Обосновывают свой ответ, применяя правило.

Читают задание . определяют род имен существительных, выполняют грамматическое задание

Высказывают свое мнение, прислушиваются
к мнению других

Упражнение, правило

5. Письмо под диктовку

Словесный, практический. Упражнение, правило

Текст: Трясогузка живёт около воды. Она постоянно покачивает хвостом. Бежит волна, потряхивает хвостом птичка. Попробуйте её заметить, если перед глазами все колышется.

- Найдите орфограммы. Определите род существительных.

Читают и запоминают правило

Высказывают свое мнение, прислушиваются
к мнению других.

Извлекают необходимую информацию
из учебного текста

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Чем занимались сегодня на уроке?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать подробнее?

Стихотворение Н.Рубцова «Покормите птиц зимой!»

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-гуляция

Домашнее задание: начальная форма имени существительного

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Написать мини-сочинение на тему: «Пернатые друзья»

Повторить правило определения рода имен существительных.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего
развития

Сочинение, правило

Приложение 1

Карточка № 1.

Почему эту птицу так назвали?

Зяблик совсем не зябнет. Он не боится холода и прилетает ранней весной, когда на полях лежит снег.

 Да и улетает поздней осенью, в холодное, в «зяблое». Как говорят в народе время. Поэтому и назвали зябликом.

Прочитайте текст. Найдите в нем имена существительные, определите род.

Карточка № 2

Почему эту птицу так назвали?

Не подумай, будто спичка

Загорелась под кустом, -

Это птичка – невеличка

Под кустом трясёт хвостом.

Перья огненного цвета

Солнце ярко озарит –

Сразу кажется что это

Горихвостки хвост горит.

Прочитайте текст. Найдите в нем имена существительные, определите род.

Карточка № 3

Почему эту птицу так назвали?

За что люди так обидели птицу, назвав её глухарём? А может он и вправду глухой?  Прежде чем ответить на вопросы послушайте разговор Глухаря и Сороки.

- Глухарь, охотник идёт!

- Тэке – тэке – тэке - …..

- Глухарь, слышишь? Оглох, что ли?!

- Тэке – тэке – вжжиу.. Ась? Кто? Чего? Я ведь когда пою, - ничего не слышу…

- Охотник, говорю, идёт!

- Ах ты, ёлки- сосёнки, верно ведь! Спасибо, Сорока, выручила. А то спета была бы моя песенка!

Прочитайте текст. Найдите в нем имена существительные, определите род.

                      Приложение 2

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть!

Видеть тяжело .

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз к своему окну.

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

                     Н.Рубцов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам"

Урок русского языка, в рамках которого обобщаются знания учащихся об особенностях падежей; формируются навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении....

Урок русского языка.Склонение имен существительных.

Урок русского языка разработан для 4 класса,по программе "Школа России". Тип урока - закрепление ,форма урока- устный журнал. На этом уроке важно развивать активность,самостоятельность учащихся....

Урок русского языка "Склонения имен существительных"

Урок обобщения и закрепления полученных знаний о склонениях имен существительных....

Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....