Статья "Речевое развитие младших школьников на основе восприятия картин"
статья по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Главная цель по развитию речи состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание. Развивать в детях литературно-творческое начало. В статье представлены формы и методы работы над сочинением из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие младших школьников

на основе восприятия картин

   Проблема развития речи младших школьников является одно из актуальных  в современной методике русского языка и литературы в начальной школе.

Если ученик в школе не научится

Сам творить, то и в жизни он всегда

Будет только подражать, копировать”.

Л.Н. Толстой

     Одним из показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.

    Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

    Исходя из этого, главная цель по развитию речи в школе состоит в том, чтобы научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание; развивать в детях литературно-творческое начало.

    Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Считаю, что прекрасным стимулятором детского речевого творчества служит картина. Картина воздействует на чувства ребёнка, открывает перед ним такие стороны жизни, с которыми ребёнок не мог бы столкнуться в своем непосредственном опыте. Она активизирует детей, развивает внимание и наблюдательность, помогает развитию мышления, эстетического вкуса; расширяет их кругозор, обогащает словарный запас. Сочинение по картине развивает воображение детей и в этом смысле является более высокой ступенью в обучении сочинениям.

    Систематическая работа по развитию речи младших школьников, содержание которой строится на основе восприятия картин, формирует у детей коммуникативно-речевые умения.

   Очень часто сочинение по картине вызывает у детей сложности. Почему? Бедный запас слов, неумение подобрать синонимы, стилистические ошибки при построение фраз, наконец, отсутствие навыков построения плана – вот основные причины трудностей школьников.

Преодолеть их можно, только постоянно упражняясь.

Приведу примеры подготовки учащихся к сочинению.

  • Ответить на вопросы несколькими предложениями.
  • Завести “корреспондентский блокнот” для записи учащимися своих впечатлений и полученной информации.
  • Работа в группах.

Игра  «Оживи  картину»: класс делится  на творческие  группы  по 5- 6человек. Каждая группа получает задание изобразить живую картину по произведениям русских художников. В течение нескольких дней ребята готовят костюмы, реквизиты. Картину выбирают красочную, с элементами сюжета. Это могут быть «Аленушка», «Богатыри», «Опять двойка».

Игра – поиск «Найди героя по описанию»: класс делится на две группы. Первая группа получает задание дать описание героя картины, не называя, кто он и из какой картины. Вторая группа получает задание подобрать репродукции картин из числа тех, с которыми знакомились на уроках. Учащиеся первой группы читают описание, вторая группа должна показать картину и  рассказать о герое.

Работа над картиной В. Васнецова «Богатыри»: домашняя подготовка

1 группа: образ Ильи Муромца: внешний вид, основные черты характера, положение среди богатырей, воинское снаряжение, богатырский конь.

2 группа: образ Добрыни Никитича: внешний  вид, основные черты характера, положение среди богатырей, воинское снаряжение, богатырский конь.

3 группа: образ Алеши Поповича: внешний  вид, основные черты характера, положение среди богатырей, воинское снаряжение, богатырский конь.

4 группа: описание второстепенных предметов: сосенки и елочки, небо, тучи, хищная птица, ветер, поле и лес.

   Упражнения на развитие познавательных УУД помогают  научиться воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладевать действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач:

  • Работа с карточками синонимов. Прочитайте слова на карточке: художник, живописец, автор картины. Попробуйте составить предложения с этими словами. Подберите синонимы к словам, чтобы избежать повторений.
  • Подбор синонимов, выражающих определенные оттенки значения. Какие оттенки желтого цвета вы видите в осенней листве? Подберите к слову «желтый» близкие по значению слова.
  • Подбор слов по определенным микротемам. Подберите прилагательные и глаголы, которые помогут описать Серого волка. Выберите из предложений слова, раскрывающие образ Алёнушки, образ тёмного леса.
  • Выборочное списывание. Выпишите из описания картины И.И. Левитана «Март» слова, характеризующие звуки весны. Разделите их на три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Текст представлен.

                Капель, звонкая, поёт, журчат…

  • Объяснение значений слов с помощью различных приемов:

а) определения, найденного в словаре,

б) развернутого описания,

в) включения слова в контекст,

г) проведения морфемного, словообразовательного или этимологического анализа.

Кольчуга - старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.

Палица - старинное оружие, тяжелая дубинка с утолщенным концом.

  • Выделение в предложении слов, употребленных в неточном или не свойственном им значении, и их замена.
  • Творческое списывание текста по картине В.М. Васнецова «Алёнушка».

   Прилагательные можно подбирать как самостоятельно, так и пользуясь таблицей на доске. Все имена прилагательные, как имеющиеся в тексте-образце, так и вставленные учащимися, нужно подчеркнуть волнистой чертой, выделить в них окончание, определить их число и падеж. Особое внимание уделяется правописанию окончаний имён прилагательных, способам их проверки.

Алёнушка

    На ___ камне около  ____ озера одиноко сидит Алёнушка и печально смотрит на воду. Ее ___   глаза широко открыты. Одежда ____, ____ ноги говорят о бедности девочки. _____ волосы в беспорядке рассыпались по плечам. ___ взгляд Алёнушки прикован к озеру, по которому медленно плавают ____ листья.

   Во время проверки проводится подробный анализ предложений, дополненных именами прилагательными, рассматриваются все варианты, предложенные детьми, выбираются лучшие.

  • Упражнения для развития регулятивных УУД обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения:

1. Творческие и свободные диктанты, предполагающие дополнение речевого высказывания с помощью отсутствующих в тексте прилагательных или глаголов, а также предложений, составленных самими учащимися.

2. Творческие диктанты с определенным изменением текста-образца, например, заменой времени глагола, заменой некоторых слов на синонимы или антонимы.

3. Изложения на основе предварительного прогнозирования текста.

4. Словарные диктанты.

-Учитель диктует развернутое определение, учащиеся записывают одно слово, обозначающее данное понятие, например:

- Произведение  живописи.  (Картина)

- Изображение  человека  на  картине. (Портрет)

5. Переконструирование текстов-образцов.

6. Определение учащимися основных микротем картины, выявление ключевых  слов и словосочетаний и написание сочинения.

7. Прогнозирование возможного продолжения данного учителем начала сочинения, выбор лучших вариантов.

8. Прогнозирование начала сочинения по данному концу (развязке).

9. Работа над деформированными предложениями и текстами. Восстановление последовательности расположения частей.

10. Написание сочинения на основе модели определенного типа текста (повествования, описания, рассуждения).

11. Составление плана сочинения в нескольких вариантах.

12. Соотнесение картины с определённой частью рассказа.

13. Использование приема технологии  развития критического мышления – построение кластера.

    Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

 I этап. Центральное место на нашем уроке это картина А.А. Пластова «Первый снег».

II тап.  Какие объекты мы выделили в картине?

Ш этап. Работа с каждым объектом.

- Для описания каждого объекта давайте подберем такие слова, которые помогли бы увидеть ярче, выразительнее картину (действия, признаки).

Выслушиваются варианты детей и постепенно открываются варианты подбора опорных слов для каждого объекта.

IV этап. Составление рассказа (устно) по кластеру.

14. Игра «Цепочка».

   Задача игры – усвоение искусствоведческих терминов. Все учащиеся рассаживаются в круг. В центре на столе раскладываются лицевой стороной вниз карточки с изученными терминами. На доске – репродукция картины. Учащиеся по очереди вынимают карточки, читают термин и составляют с ним предложения, учитывая особенности произведения. Каждый следующий участник должен постараться связать своё предложение с предыдущим.

15. Игра «Времена года».

    На доску вывешиваются репродукции пейзажей. Предлагается послушать музыку и определить, к какой картине и к каким стихотворным строкам подходит эта музыка.

Вывод.

    Таким образом, для учащихся младших классов работа с картиной представляет собой достаточно эффективный прием в развитии речевой деятельности и формировании УУД, свойства и качества которых определяют эффективность образовательного процесса,  в частности  усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Духовно-интеллектуальное воспитание и развитие" младших школьников на основе лингводидактического подхода

В  этой работе  рассматриваются  подходы к решению духовно-интеллектуального воспитания и развития младших школьников с помощью лингводидактики....

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Я давно отметила, что одна из проблем современного образования в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то ...

Диагностика развития связной речи младших школьников на основе восприятия музыкальных произведений

В статье предложены некоторые способы диагностирования уровня речевого развития младших школьников в процессе восприятия музыкальных произведений...

Речевое развитие младших школьников на основе восприятия картин

Иллюстративный материал для работы по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин И.И.Левитана. Предлагаемый вариант презентации - для урока изобразительного искусства, но без сла...

Речевое развитие младших школьников на основе системно-деятельностного подхода

Речевое развитие младших школьников на основе системно-деятельностного подхода...

«Развитие речи младших школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства»

Особую роль речевого развития играет работа с картиной как произведением живописи. "Картинка является могучим средством к "развязыванию" языка детей" К.Д.Ушинский...