Урок обучения грамоте со здоровьесберегающими технологиями
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Климина Елена Юрьевна

            Урок обучения грамоте со здоровьесберегающими технологиями

                                                    УМК «Перспектива»

Учитель: Климина Елена Юрьевна

Класс: 1 Г

Тема урока: «Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д».

Цель урока:  познакомить со звуками [д], [д,] и буквами «Д, д»; формировать навык правильного, слогового, выразительного,   сознательного чтения.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.

Форма урока: традиционный урок с использованием  мультимедийных средств.

                                                                 

Планируемый результат обучения и формирование УУД:

Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.

Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль

Основные понятия: буквы «Д, д», звуки [д], [д,].

Межпредметные связи: окружающий мир.

Элементы современных  образовательных технологий:

здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание, игровые);

 личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);

информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);

проблемное обучение (частично – поисковое).

Программные средства: комплект методических пособий УМК «Перспектива».

  1. Организационный момент. 

 

Динь-динь-дон - 
Звенит звонок,
Начинается урок.
Мы сидим за партой стройно -
И  ведём себя спокойно.

 

  1. Актуализация знаний.

      - Ребята, сегодня мы вновь отправляемся в страну, где живут буквы и звуки.

- Давайте вспомним, чем отличаются звуки и буквы?

       (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем)

     1. Игра «Звук, буква»

     - Давайте поиграем  в игру «Звук, буква».

     - Когда я называю звук, вы хлопаете, букву – топаете.

           [р], ка, [н'], эм, [т], [з'], вэ, [к], эс, [л'],  эн

 

    2. Повторение пройденного о звуках.

    - На уроке придется много говорить, читать, поэтому давайте  сделаем    зарядку для губ и зуб.

Море шумит (ш-ш-ш)

Чайки кричат - (а-а-а)

Мухи звенят - (з-з-з)

                Ветер воет – (у-у-у)

    -Что вы произнесли? (звуки).

   - Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

   - Чем отличаются гласные звуки от согласных?

      III. Самоопределение темы урока.

 Представьте, что у вас в руках дудочка. (Дети подносят руки ко рту, имитируя игру на дудочке)

 

 - Как дудят в дудочку? (ду-ду-ду)

 

- Поиграют только мальчики. (Ду-ду-ду)

 

- Какой новый звук слышим в начале каждого слова? (Звук [д])

 

- А теперь зазвенел колокольчик. Как он звенит? (Динь-динь-динь).

 

- Повторят только девочки. (Динь-динь-динь)

 

- Какой звук слышим в начале слов? (Звук [д'])

 

- Кто может назвать тему урока? (Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д)

 

- Чему мы должны научиться на уроке? (Различать звуки [д] и [д'], узнать все о букве Д, читать слоги, слова и предложения с буквой Д.)

 

IV. Изучение нового материала.

  1. Знакомство со звуками [д], [д']

 

- Помогите мне закончить предложения (слайд №1)

 

Тут наш... (дом).

Над  домом ... (дым).

У дома … (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла... (дятел).

К дому ведет ... (дорожка).

У дома сидит … (дед).

- Что интересного заметили? (Все слова начинаются со звуков [д], [д'])

- Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки.

 

- Поработаем в парах. Составьте звуковые схемы слов дом и дерево. Какие звуки мы должны отыскать в этих словах? ([д], [д'])

(Учащиеся в парах составляют схемы) (слайд №2,3)

- Сколько слогов в слове дом?

 

- Сколько слогов в слове дерево?

 

- На какой слог падает ударение?

 

- В каком слове [д], а в каком [д'].

 

- Давайте расскажем все о звуках[д], [д'].

([д] – согласный, твердый, звонкий ; [д'] – согласный, мягкий, звонкий)

                   2.Знакомство с парным звуком.

-А теперь в звуке [д] «выключите» голос, какой звук услышали?

 (Мы услышали новый звук [т])

 -Действительно вы услышали новый звук.

-Как вы думаете, что можно сказать про звуки «дэ» и «тэ»?

(Как только «выключаем» голос при звуках [д-д*], то слышим [т-т*])

 -Молодцы! Такие звуки называются парными звонкими и глухими согласными.

- Назовите предметы в классе, в названии которых есть звуки [д], [д']

(Дверь, доска, одежда, подоконник)

 

- Придумайте свои слова со звуками [д] и [д'].

                3. Игра "Поймай звук".

[Д] - встают мальчики. [Д']- встают девочки.

Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, дружба, девочка, дочка, добро.

  1. Знакомство с буквами Д, д.

- Кто из вас знает, как правильно называется буква, которой обозначаются звуки [д], [д']? (Буква дэ)

- Посмотрите, как выглядит буква Д. (слайд №4)

- А почему их две? (Заглавная – используется в начале предложения, в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, рек и т.д., строчная – в написании других слов)

- На что похожа буква Д?

 

Этот домик — буква Д.
В домике — окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке — кошка.

                   5. Чтение слогов со звуком [д], [д’]. (слайд №5)

- Прочитаем хором с экрана.

 

- Прочитайте сначала слоги с согласного твердого звука, а потом с согласного мягкого.

 

V. Физминутка

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте.)

Утомил всех долгий путь —

Дети сели отдохнуть.

(Дети садятся за парты.)

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

  1. Чтение слов с буквой д. (слайд №6)
  2.  Чтение текста. Чтение про себя. Чтение вслух. ( стр.12)

- Где были дети?

- Что они увидели?

- Откуда вырос дубок?

- Зачем  оберегали старые дубы молодого дубка?

- Какой можно подобрать заголовок к этому тексту?

VII. Включение в систему знаний и повторение.

       Работа на карточках.

image

 

  1. Итог урока. Рефлексия.

 

- С какой буквой познакомились на уроке?

- Расскажите все о букве Д

(Буква Д согласная, обозначает два звука: [д] – согласный, твердый звонкий и [д'] – согласный мягкий звонкий. Образует пару с буквой Т по звонкости-глухости. )

 

- Так к какой группе мы должны отнести Д?

К группе согласных букв, обозначающих звонкие звуки)

 

- Оцените свой труд.

- Кто считает, что он хорошо потрудился на уроке – похлопайте в ладоши.

(Слайд «Умницы!»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_1_klass_umk_perspektiva.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 1 класс УМК Перспектива

Главная > Урок русского языка 1 класс УМК Перспектива

ГБОУ СОШ №661

Урок русского языка.

Тема: Звуки и буквы.

Цели:

1. Формировать у детей умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму;

2. Учить различать звуки речи и звуки окружающего мира;

3. Расширять представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова;

4. Закрепить у школьников представление о букве как обозначении звука.

Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать звуковой состав слова; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

Технологии:

• здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные

Оборудование: «Русский язык: Учебник для 1 класса»,авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой, индивидуальные карточки для работы в парах, индивидуальные задания для работы в группах.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

II. Актуализация знаний.

1. Чистописание (Пропишите заглавную и строчную букву своего имени.)

2. Орфографическая работа.

— Вставьте буквы на месте пропусков, запишите слова в тетрадь.

Б…рёза, уч.ник, Ро..ия, ст . лица, учит.ль, р.бята, к.рова, . зык, с…бака. Сверьте с образцом. Оцените свою работу.

- Какие слова отвечают на вопрос кто? Подчеркните их. Какие слова подчеркнули?

- Составьте предложения, включив в него как можно больше данных слов.

(Коллективная запись предложения по выбору)

Гимнастика для глаз.

Мы читали, мы писали.

Глазки наши так устали,

Пусть немножко отдохнут,

В путь за паучком пойдут. (Используется тренажёрная таблица)

III. Самоопределение к деятельности. 

 - Ребята, мы с вами использовали разные виды речи. Какую речь мы использовали, когда составляли предложение? (Устную)

 - А когда записывали словарные слова? (Письменную)

 - Назовите наименьшую единицу устной речи? (Звук)

 - Назовите наименьшую единицу письменной речи? (Буква)

Речь

Устная

Письменная

Звук

Буква

Ребята, сможете вы определить тему нашего урока?

(Звуки, буквы.) Как проверить? Откройте учебники на нужной странице.

Какие задачи урока мы поставим ?

- различать буквы и звуки;

- определять сколько в слове букв и звуков;

- правильно, грамотно и красиво писать;

IV. Работа по теме урока

- Чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим.)

- Какие звуки природы можно услышать весной? (звук дождя, пение птиц, журчание ручейка, шелест листвы…)

- Что такое буква? (обозначение звука на письме)

- Всегда ли количество букв и звуков в слове одинаково? Произношение и написание одинаково? Докажите!

Выполните звуковой анализ слов.

Девочки: ягода [й’агада]- 3 слога, 5 букв, 6 звуков, 3 согласных, 3 гласных.

Мальчики: коньки [кан'к’и]- 2 слога, 6 букв, 5 звуков, 3 согласных, 2 гласных.

Проверьте своих одноклассников! Оцените свою работу.

Вывод: Количество букв и звуков в слове может быть разным: ь- звука не обозначает, буква я — дала нам 2 звука.

Работа в парах. Составьте звуковые схемы слов: заяц, лиса, утка.

Что вы заметили в этих словах: произношение и написание одинаково?

Вывод: Слова не всегда пишутся так, как слышатся.

Физминутка. 

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать

И на место тихо встать.

 Работа с учебником. С.47 Упр.84. Прочитайте задание.

- Произнесите первые слова (шарф, шар) Чем в написании отличаются эти слова?  (с одной буквой ф). Одинаково ли значение этих слов? (Шарф – одежда, шар – игрушка) Чем по звучанию отличается слово шкаф? ( появилась буква К)Что происходит со словами, если в них изменить или переставить буквы?

Сделайте вывод. Если в слове, изменить или переставить буквы, то изменится значение слова.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте выясним, почему так важно правильно произносить в словах звуки, не пропуская и не заменяя их?

Упр.85. Какое слово произнёс Ваня ? ( Батон) Как его поняла Аня? ( Бутон)

При замене какого звука в слове БАТОН появилось новое слово? (а- на — У)

Почему Аня не поняла Ваню? (Возможно быстро проговорил, сказал не чётко).

Почему так важно правильно произносить в словах звуки, не пропуская и не заменяя их?

Прочитайте, что говорит об этом Иван Иванович.

V. Рефлексия. Проверочная работа (Работа в группах).

Группа №1

Выбери правильный ответ:

1. Найди слова, в которых буква не обозначает звука: канат угольки банька банка лошадь

2. В каком слове 3 звука:

мама дождь конь яма

3. Укажи слова, в которых есть звук [О]

тень ёлка папа март лось ток

Работа с CD

Звуки и буквы. Игра «Животные». Упр. «Составь звуковые схемы слов». Задание на развитие речи. Упр. «Вставь буквы».

Самооценка :

VI. Итог урока.

Ребята, справились мы с задачами,  которые ставили в начале урока?

- Чем отличаются звуки и буквы?

- Что появилось раньше: звуки или буквы?

- Что такое буква?

Чему вы научились на уроке? Возникли ли трудности? Что не получилось?

Что вам было интересно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок устного слова по здоровьесберегающей технологии обучения чтению

Урок устного слова.Тема: Берегите братьев наших меньших.Цели:   познакомить детей с проблемами защиты животных;   развивать умение  детей выразительно читать и выступать...

Урок обучения грамоте с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.

Технологическая карта урока обучения письму. 1 класс. Урок с использованием технологии  проблемно-диалогического обучения....

Фрагмент урока обучения грамоте с использованием технологии продуктивного чтения

фрагмент урока разработан с этапами технологии продуктивного чтения...

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Развитие умения выделять корень слова" (ОС "Школа 2100") с использованием технологии продуктивного обучения

Технологическая карта  урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Развитие умения выделять корень слова, наблюдение над написанием однокоренных слов" с использованием технологии продукт...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках обучения грамоте.

Актуальность данной темы.      Один из важнейших этапов в жизни ребенка-это поступление в школу. На этот период у ребенка еще не в полной мере  развиты важные для школьно...

Урок обучения грамоте в проектной технологии для 1 класса. Тема "Звук ш, буквы Ш, ш" Урок – деловая игра

: Нестандартный урок закрепления, повторительно – обобщающий в период обучения грамоте. Групповая работа, игровой сюжет мотивируют работу первоклассников. По ходу урока заполняются клетки игрового пол...