Спряжение глагола
методическая разработка по русскому языку

Сечкина Лариса Викторовна

Цель освоения учебного содержания: создать условия  для  применения учащимися полученных знаний для самостоятельного составления правила «Что такое спряжение»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sechkina_lv.docx53.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О.  Сечкина Лариса Викторовна

Предмет: русский язык
Класс: 4

Тема: «Спряжение глагола»( 1-ый урок в теме)

Цель освоения учебного содержания: создать условия  для  применения учащимися полученных знаний для самостоятельного составления правила «Что такое спряжение»

Задачи

- образовательные: - формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени

 - закрепить знания о глаголе.

- развивающие: - развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать

- воспитательные: - воспитывать коммуникативную культуру учащихся при работе в парах; - воспитывать волевые качества

Планируемые результаты

личностные-

1. Проявлять готовность к сотрудничеству

2.развивать творческие способности

3. осознавать успешность своей деятельности

4. Проявлять желание к самооценке

- метапредметные:

познавательные:

1.уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

2. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке,

3.самостоятельно строить выводы.

Коммуникативные:

1.уметь оформлять свои мысли в устной форме

2. слушать и понимать речь других;

3.принимать участие в работе парами

4. контролировать свои действия в коллективной работе.

регулятивные :

1. принимать и сохранять учебную задачу

2. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

- предметные :

1. уметь определять грамматические признаки глаголов

2. познакомить с изменением глаголов по лицам и числам

3. формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени

Межпредметные связи

Организация пространства

Технология изучения указанной темы :ТРО

Тип урока открытие нового знания

2 часть ТК. Этапы работы на уроке

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Технологии (если используется)

Действия

используемый материал

Задания для учащихся

Форма работы и контроля

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Визуальный контроль

Приветствие учителя. Включение в работу. Готовность рабочего места

Естественное действие

1.Самоопределение к деятельности   . 1.1Актуализация знаний

- Ребята, наш урок начнем с высказывания Ральфа Эмерсона, американского поэта, философа: «Язык – город, на строительство которого каждый человек принёс свой камень».

- Как вы понимаете эти строки?

- Найдите в высказывании часть речи, которую мы изучали на предыдущих уроках.

- Вспомните и сформулируйте признаки глагола

- Давайте проверим, как вы выполнили работу.

 Какая проблема возникла?(

Согласны ли вы с тем   что пока не можете ее решить

Что это за признак вы узнаете, сделав задание . Вычеркните каждую вторую букву

« Спряжение глаголов»

-Сформулируйте цели урока

Высказывание записано на доске

Карточка № 1

Тема записана на доске

Высказывают своё мнение

(Это глагол « принёс»)

Ребята заполняют кластер

Обсуждают проблему, осознают недостаточность своих знаний

(Не можем указать 6 грамматический признак

 Не все грамматические   признаки знаем)

Дети вычёркивают каждую вторую букву и получают слово « спряжение»

Высказывают своё мнение

Ф.

П

(Л): 1

(К): 1, 2

Л- 1,3

П.-1

К.-1,2,3

Р.-1,2

Пр.-1

1.2.Самоопределение к деятельности

- Теперь представьте ,что вы автор занимательного учебника по русскому языку . Какое правило для объяснения  понятия  спряжения придумали бы вы.

Л- 1

П.-2

К.-1,2

Р.-1,2

2

Осмысление содержания

2.1.Учебно-познавательная деятельность( обучение)

К истокам слова. Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно обозначало «соединять вместе, объединяться»

Например :спрягать лошадей с телегой, т.е. объединять их для работы: сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу».

- А как это слово связано с   глаголом  мы выясним сегодня на уроке.

-Откройте учебник и прочитайте

на какие вопросы нам предлагает ответить автор учебника?

Работа над упр. 163

-Прочитайте. Задание

-Установите соответствие между глаголом и местоимением

-Прочитайте 2-ое задание

- Можно ли предположить, что глагол имеет форму лица? Аргументируйте своё мнение.

- Прочитайте 3 задание

- Какую особенность окончаний заметили? Выделите окончания глаголов

 Можете ли вы   уже сейчас сформулировать ответ на   вопросы темы

Давайте сверим полученные сведения с правилами на стр. 80, 81

 Давайте вернёмся к истокам слова « спрягать»  Сформулируйте как оно  связано с  глаголом

Работа с упражнением 1                ( устно)

Работа с учебником с.80

Учебник  

Учебник

(наблюдение за изменением глаголов по лицам и числам

(наблюдение за изменением окончаний глаголов)

 

формулируют ответы

Чтение правила

Высказывают своё мнение

Высказывают своё мнение

Ф.

Ф.       (диктуют  предложения по цепочке).

Ф.

П.

Л- 1

П.-2

К.-1,2

Р.-1,2

Пр.-2,3

Физминутка

2.2.Учебно-познавательная деятельность(диагностика освоения содержания темы)

-Рассмотрите таблицу на стр. 81 .Ответьте на последний вопрос к таблице

 - Сформулируйте задание, которое надо сделать

-Определите лицо глаголов, подставляя к ним местоимения

-Предлагаю текст. Сократите текст , чтобы осталась только информация ,обсуждаемая на уроке

Карточка № 2

Карточка № 3

Карточка №4

1.Выполните самостоятельно..

2 Выполните на основе алгоритма              ( вопрос+ местоимение)

2.Выполните на основе таблицы стр.81

1.Выполните самостоятельно..

2.Выполните на основе таблицы стр.81

Работают с текстом , высказывают предположения

.

И..

И.

И.

Л- 1,2,3

П.-2,3

К.-1,2,3

Р.-1,2

Пр.-2,3

3.

Интеллектуально- преобразовательная деятельность

Улучшенное действие

Делит ребят на группы.  Вспомните задание

Какое правило для объяснения  понятия  спряжения в занимательном русском языке  придумали бы вы.

Выполняют задание в группах.

Зачитывают свои правила

П.

Л.1,2,3

К.1,2,3

Р.1,2

4

Рефлексивная деятельность – 3 мин.

Рефлексия

Самоанализ и самооценка деятельности

 Вспомните цели урока

Доптигли ли вы цели урока

Оцените свои успехи…

1.Анализируют работу на уроке

2. Оценивают свою работу на уроке.

Всё понял

Были затруднения

Было трудно

3.Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов.

Л- 4

К.-1,2,4

Р.-,2

Домашнее задание

Подведение итогов (оценки) и пояснение ДЗ

Упр.167

Воспринимают домашнее задание, уточняют

Р.-1

 Карточка № 1

Сапорьявжкеынфице

 Карточка №2

Ед число

Настоящее время

Будущее время

1-е лицо

Вста 

леж 

спо (

закрич

2-е лицо

Вста 

леж 

спо (

закрич

3-е лицо

Вста 

леж 

спо (

закрич

Множ. число

1-е лицо

Вста 

леж 

спо (

закрич

2-е лицо

Вста 

леж 

спо (

закрич

3-е лицо

Вста 

леж 

спо (

закрич

Карточка № 3 Определите лицо глаголов, подставляя к ним местоимения:

Думаю, течет, цветут, бродишь, лечу, греет, кормишь, пьют, ждет, собираем, продаете, шепчут, считаю.

Карточка № 4

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы "что делать?", "что сделать?". По частоте употребления слов глагол занимает второе место.
Глагол можно изменять по лицам (первое, второе и третье лицо) и числам, то есть спрягать глагол. Глагол имеет три времени: настоящее, будущее и прошедшее. В предложении глагол, чаще всего, выступает  сказуемым.  У глаголов прошедшего времени нельзя определить лицо глагола. Неопределённая форма- это начальная форма. Только у глаголов будущего и настоящего времени можно определить лицо и число


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения;  развивать внимание,...

Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".

Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....

«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе  «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...

Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...

Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...