Рабочая программа 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Агапитова Валентина Игоревна

Рабочая программа УМК "Школа России" - русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass_rp_russk.yaz_._2020-2021.doc354 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

Нормативная основа программы

           Рабочая программа  по русскому языку составлена в соответствии с «Методическими рекомендациями» по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин» (Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.06.2014 № 03-20-2419/14-0-0) и Положением о разработке рабочих программ ГБОУ № 371, а также на основании:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 №15785)
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы. Программы для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2015
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс
  • Образовательная программа начального общего образования ГБОУ школы № 371 Московского района Санкт-Петербурга (1 – 4  классы, ФГОС) на 2020-2021 учебный год
  • Учебный план  начального общего образования ГБОУ школы №  371 Московского района Санкт-Петербурга (1 – 4  классы, ФГОС)  на 2020-2021 учебный год

Цели:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 Задачи:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  •  формирование  первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии,   морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать,  составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание   эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,   пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 Особенности программы

Данная программа составлена с учетом общегосударственных выходных и праздничных дней во втором полугодии 2020 года  и первом полугодии 2021  года и содержит резервные уроки для обеспечения прохождения программы.        

Количество учебных часов

Программа рассчитана на  4  часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на курс «Русский язык»  во 2 классе составит 136 часов.

1 четверть — 32 часа

2 четверть —  31 час

3 четверть — 40 часов

4 четверть — 26  часов (+8  часов резерва)

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

Количество часов

1

Наша речь

3

2

Текст

4

3

Предложение

9

4

Слова, слова, слова…

17

5

Звуки и буквы

47

6

Части речи

40

7

Повторение

8

8

Резерв

8

  1. Итого

136

График проведения контрольных и проверочных работ

Вид работы

Четверть

Итого

I

II

III

IV

Словарный диктант

2

2

3

3

10

Контрольный диктант

2

2

3

3

10

Контрольное списывание

1

1

2

2

6

Обучающее изложение

1

1

2

2

6

Обучающее сочинение

1

1

2

2

6

Содержание учебной программы (136 часов)

          Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза, сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию.

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов. Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. 

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа...

Глагол. Значение и употребление в речи. Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. 

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Календарно-тематическое планирование

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Урок открытия нового знания (УОНЗ) - лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

Урок рефлексии  (УР) -  сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

Урок общеметодологической направленности (УОН) -  конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

Урок развивающего контроля  (УРК) -  письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов

Тема

Тип урока

Элементы содержания

Вид и форма контроля

Дата

план

факт

Знакомство с учебником. Виды речи.

УОНЗ

Рассуждать о  значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

Фронтальная работа.

 1 неделя

Как отличить диалог от монолога?

УОН

Отличать диалогическую речь от монологической. Соблюдать и речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Предварительный контроль. Групповая работа.

1 неделя

Диалог и монолог.

УОН

Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог.

Составлять по рисункам диалог и монолог.

Оценивать результаты выполненного задания.

 Фронтальная работа.

1 неделя

Что такое текст?

УОН

Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст.

Фронтальная работа.

1 неделя

Что такое текст и главная мысль текста?

УР

Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст.

Определять тему и главную мысль текста.

Фронтальная работа.

2 неделя

Части текста.

УРК

Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Составлять текст по заданной теме.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Передавать устно содержание прочитанного  текста-образца или составленного текста.

 Оценивать результаты выполненного задания.

Фронтальная работа.

2 неделя

Диктант.

УРК

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

2 неделя

Что такое предложение?

УОНЗ

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

2 неделя

Как из слов составить предложение?

Словарный диктант.

УР

Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Писать слова в предложении раздельно

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

3 неделя

Что такое главные члены предложения?

УОНЗ

Находить главные члены (основу) предложения.

Обозначать графически грамматическую основу.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.

Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

3 неделя

Что такое  второстепенные члены предложения?

УОНЗ

Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения.

Предварительный контроль. Групповая работа.

3 неделя

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения

УР

Понимать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

3 неделя

Что такое распространённые и нераспространённые члены предложения?

УОНЗ

Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

4 неделя

Как установить связь слов в предложении?

УРК

Составлять нераспространённые и распространённые предложения.

Распространять нераспространенные предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами  предложения.

Составлять предложения из деформированных слов (слов, несвязанных по смыслу).

Текущий контроль. Фронтальная работа.

4 неделя

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. Анализ сочинений.

УР

Рассматривать репродукцию картины И.С. Остроухова  «Золотая осень» в «Картинной галерее учебника».

Составлять рассказ по репродукции картины И.С. Остроухова  «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова.

Тематический контроль. Комбинированная работа.

4 неделя

Что такое лексическое значение слова?

УРК

Определять значение слова по словарю.

Объяснять лексическое значение слова.Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

4 неделя

Что такое лексическое значение слова?

УОНЗ

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

5 неделя

Что такое лексическое значение слова?

УР

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

5 неделя

Контрольное списывание

УР

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Тематический контроль. Индивидуальная работа

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

5 неделя

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

УОНЗ

Работать с толковым и орфографическим словарями.

Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках.

Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

5 неделя

Что такое синонимы?

УР

Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

6 неделя

Что такое антонимы?

УРК

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Работать со страничкой для любознательных.

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

6 неделя

Развитие речи. Работа с деформированным тестом.

УРК

Уметь составлять рассказ из деформированного текста, соблюдая смысловой и художественный рисунок.

Уметь записывать составленный рассказ.

Тематический контроль. Комбинированная работа.

6 неделя

Что такое родственные слова?

УР

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова омонимичными корнями.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

6 неделя

Что такое родственные слова?

УР

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова омонимичными корнями.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

7 неделя

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Словарный диктант.

УРК

Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

Работать с памяткой «Как найти корень слова».

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

7 неделя

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

УОНЗ

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.

Работать со словарём  однокоренных слов.

Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

7 неделя

Какие бывают слоги?

УОНЗ

Делить слова на слоги.

Определять количество в слове слогов.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

7 неделя

Как определить ударный слог?

УР

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения.

Составлять простейшие слогоударные модели слов.

Находить слова по заданной модели.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

8 неделя

Контрольный диктант

УРК

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

8 неделя

Как переносить слова с одной строки на другую.

УОНЗ

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строчки на другую (крот, улей, зима).

Переносить слова по слогам.

Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик).

Текущий контроль. Фронтальная работа.

8 неделя

Как переносить слова с одной строки на другую?

УРК

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строчки на другую (крот, улей, зима).

Переносить слова по слогам.

Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик).

Текущий контроль. Фронтальная работа.

8 неделя

Как переносить слова с одной строки на другую?

УРК

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строчки на другую (крот, улей, зима).

Переносить слова по слогам.

Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик).

Текущий контроль. Фронтальная работа.

9 неделя

 Как различать звуки и буквы?

УР

Различать звуки и буквы.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв  в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

9 неделя

Как мы используем алфавит?

УОНЗ

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.

Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

9 неделя

Как мы используем алфавит?

УР

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите.

Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

9 неделя

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Словарный диктант.

УРК

Работать с памяткой «Алфавит».

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Использовать знание алфавита при работе со словарями.

Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной  буквы в словах.

Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении.

Работать со страничками для любознательных.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

10 неделя

Контрольный диктант.

УРК

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

10 неделя

 Как определить гласные звуки?

УОНЗ

Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков.

Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки .

Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения».

Текущий контроль. Фронтальная работа.

10 неделя

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

УОНЗ

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного  звука, написание которой надо проверять.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

10 неделя

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Словарный диктант.

УРК

Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова  (слоны слон,   слоник; трава травы - травка).

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

11 неделя

Правописание слов с непроверяемыми  безударными  гласными  звуками в корне.

УОНЗ

Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударною гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

11 неделя

Правописание слов с непроверяемыми безударными  гласными  звуками  в корне.

УРК

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и поверять написание слова по орфографическому словарю.

 Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Работать со страничками для любознательных. Знакомство со сведениями о происхождении слов орфограмма, малина, земляника.

Тематический контроль.

11 неделя

Развитие речи. Обучающее сочинение

УР

Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробьи) по колено и  др.

Составлять текст из предложений.

Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя).

Тематический контроль. Комбинированная  работа.

11 неделя

Контрольное списывание

УРК

.Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Тематический контроль. Индивидуальная работа

12 неделя

Как определить согласные звуки?

УОНЗ

Находить в слове согласные звуки.

Правильно поизносить согласные звуки.

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Работать с памяткой согласные звуки русского языка.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

12 неделя

Согласный звук [й] и буква и краткое

УОНЗ

Различать согласный звук[й'] и гласный звук [и].

Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами.

Работать со страничками для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке  [й'].

Текущий контроль. Фронтальная работа.

12 неделя

Согласный звук [й] и буква и краткое

УР

Использовать правило переноса слов с буквой «и краткое» (чай-ка).

Текущий контроль. Фронтальная работа.

12 неделя

Слова с удвоенными согласными

УОНЗ

Наблюдать за произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.

Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).

Текущий контроль. Фронтальная работа.

13 неделя

Слова с удвоенными согласными

УР

Наблюдать за произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.

Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).

Текущий контроль. Фронтальная работа.

13 неделя

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

УОНЗ

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).

Текущий контроль. Фронтальная работа.

13 неделя

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

УР

Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

13 неделя

Для чего служит мягкий знак (Ь)?

УОНЗ

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. 

Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах.

Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

Текущий контроль. Фронтальная работа.

14 неделя

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными

УОНЗ

Переносить, слова с мягким  знаком (паль-цы, паль-то). 

Обозначать мягкость согласного звука мягким   знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). 

Оценивать свои достижения при выполнении  заданий.

Предварительный контроль. Групповая работа.

14 неделя

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

УРК

Обозначать мягкость согласного звука мягким   знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). 

Оценивать свои достижения при выполнении  заданий.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

14 неделя

Контрольный диктант.

УРК

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

14 неделя

Работа над ошибками. Проект "Пишем письмо".

УРК

Уметь составлять план письма, формулировать цель. Писать связанный, обращенный к адресату текст.

Проект. Текущий контроль. Групповая работа.

15 неделя

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

УР

Различать непарные мягкие шипящие звуки.

 Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

15 неделя

Развитие речи. Обучающее изложение.

УР

Рассматривать репродукцию картины  А. К. Саврасова  «Грачи прилетели». По заданным вопросам обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.

Тематический контроль. Комбинированная  работа.

15 неделя

Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные". Проект " Рифма".

УРК

Находить в тексте рифмующиеся строки,  подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы.

Проект. Текущий контроль. Групповая работа.

15 неделя

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

УР

Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

16 неделя

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

УРК

Находить в словах буквосочетания жи — ши, ча—ща, чу—щу,  подбирать примеры слов, с такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши,  ча—ща, чу—щу.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

16 неделя

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

УРК

Находить в словах буквосочетания жи — ши, ча—ща, чу—щу,  подбирать примеры слов, с такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши,  ча—ща, чу—щу.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

16 неделя

Как отличить звонкие согласные от глухих?

Контрольное списывание

УР

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные.

Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

16 неделя

Как отличить звонкие согласные от глухих?

УРК

Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

17 неделя

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

УОНЗ

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

17 неделя

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

УР

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

17 неделя

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

УРК

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

17 неделя

Изложение повествовательного текста.

УР

Работать с предложением и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок.  Записывать составленный текст. Оценивать свои достижения при выполнении.

Тематический контроль. Комбинированная работа.

18 неделя

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

УР

Подбирать проверочные слова нулем изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка трава, травушка; мороз - морозы, морозный). 

Текущий контроль. Фронтальная работа.

18 неделя

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

УР

Использовать правило при  написании слов с парным  по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

18 неделя

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

УРК

Объяснять правописание слов с  парным  по глухости- звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

18 неделя

Диктант.

УРК

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

19 неделя

Работа над ошибками.  Когда в словах пишется разделительный мягкий знак (Ь)?

УОНЗ

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга

Текущий контроль. Фронтальная работа.

19 неделя

Правописание слов с разделительным мягким знаком. Словарный диктант.

УРК

Подбирать примеры слов с  разделительным мягким знаком.

Различать слова с мягким  знаком — показателем мягкости предшествующего согласного  звука и с разделительным мягким  знаком.

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

19 неделя

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

УР

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь).Объяснять написание разделительного ь в словах.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

19 неделя

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

УР

Подбирать примеры слов с  разделительным мягким знаком.

Различать слова с мягким  знаком — показателем мягкости предшествующего согласного  звука и с разделительным мягким  знаком.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

20 неделя

Обобщение изученного материала. Разделительный мягкий знак.  

УРК

Подбирать примеры слов с  разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким  знаком — показателем мягкости предшествующего согласного  звука и с разделительным мягким  знаком.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

20 неделя

Развитие речи

Обучающее сочинение «Зимние забавы».

УР

Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробьи) по колено и  др.

Составлять текст из предложений.

Составлять рассказ по впечатлениям и воспоминаниям о зимних детских забавах (под руководством учителя).

Тематический контроль. Комбинированная работа.

20 неделя

Что такое части речи?

УОНЗ

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действии), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

20 неделя

Части речи.

УР

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

21 неделя

Что такое имя существительное?

УОНЗ

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

21 неделя

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Словарный диктант.

УРК

Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?,

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

21 неделя

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

УОНЗ

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры

таких существительных.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

21 неделя

Собственные и нарицательные имена существительные. Развитие речи Сочинение по картине В.М. Васнецова "Богатыри"

УР

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры  таких существительных. Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения  разеологизмы):  язык заплетается, воробьи) по колено и  др.

Составлять рассказ по картине В.М. Васнецова "Богатыри". Записывать текст.

Тематический контроль. Комбинированная работа.

22 неделя

Заглавная буква в  написаниях  кличек животных.  

УОНЗ

Составлять устный рассказ о своём  домашнем  животном   на основе наблюдении и по вопросам учителя.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

22 неделя

Заглавная буква в географических названиях

УОНЗ

Находить  информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в  библиотеке, интернета о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни).

Текущий контроль. Фронтальная работа.

22 неделя

Контрольное списывание

УРК

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

22 неделя

Единственное и множественное число имён существительных.

УОНЗ

Определить число имён  существительных (единственное и множественное).

Изменять имена  существительные по числам (книга  -   книги).

Текущий контроль. Фронтальная работа.

23 неделя

Единственное и множественное число имён существительных.

УРК

Определять грамматические признаки имен существительных: одушевленное  или   неодушевлённое,  собственное  или   нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Работать с орфоэпическим словарём.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

23 неделя

Диктант.

УРК

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

23 неделя

Работа над ошибками. Что такое глагол?

УОНЗ

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому  значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

23 неделя

Что такое глагол? Словарный диктант.

УРК

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном  значениях.

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

24 неделя

Что такое глагол?

УР

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

24 неделя

Развитие речи Обучающее изложение.

УР

Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст.

Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.

Текущий контроль. Комбинированная работа.

24 неделя

Что такое глагол?

УР

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

24 неделя

Единственное и множественное число глаголов.

УОНЗ

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы  в определённом числе.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

25 неделя

Единственное и множественное число глаголов.

УОНЗ

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

25 неделя

Единственное и множественное число глаголов. Правописание частицы НЕ с глаголами.

УР

Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать).

Текущий контроль. Фронтальная работа.

25 неделя

Правописание частицы НЕ с глаголами.

УОНЗ

Определять  грамматические  признаки   глагола:  число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

25 неделя

Что такое текст-повествование?

УОНЗ

Распознавать текст-повествование.

Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

26 неделя

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».  

УРК

Оценивать свои достижения при выполнении задании.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

26 неделя

Диктант.

УРК

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

26 неделя

Что такое имя прилагательное?

УОНЗ

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления   названия  имя  прилагательное  и лексическим   значением имён прилагательных. Обосновывать правильность отнесения слов к имени прилагательному.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

26 неделя

Связь имени прилагательного с именем существительным

УОНЗ

Использовать в речи прилагательные различных лексико - тематических групп.

Выделять  из предложения словосочетания с именами прилагательными.

Приводить примеры имён прилагательных.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

27 неделя

Прилагательные близкие и противоположные по значению

УОНЗ

Приводить примеры имён прилагательных близких и противоположных по значению.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

27 неделя

Единственное и множественное число прилагательных

Словарный диктант

УОНЗ

Определять число имён прилагательных
распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как
кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. в сочетании с именами прилагательными.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

27 неделя

Что такое текст-описание?

УОНЗ

Распознавать текст-описание.

Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

27 неделя

Развитие речи. Составление текста -описания по картине Ф.П. Толстого " Букет цветов, бабочка и птичка" (у.170)

УР

Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» ( под руководством учителя).

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

28 неделя

 Обобщение и закрепление знаний по теме «Прилагательное».

УРК

Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

28 неделя

Диктант.

УРК

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

28 неделя

Работа над ошибками. Что такое местоимение?

УР

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и предложений.

Различать местоимения и имена существительные.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

28 неделя

Что такое местоимение? Словарный диктант.

УРК

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

29 неделя

Что такое текст- рассуждение?

УОНЗ

Распознавать текст рассуждение.

Создавать устные и письменные тексты–рассуждения.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

29 неделя

 Восстановление деформированного текста.

УРК

Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

29 неделя

Общее понятие о предлоге

УОНЗ

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).

Текущий контроль. Фронтальная работа.

29 неделя

Раздельное написание предлогов со словами

УОНЗ

Раздельно писать предлоги со словами.

Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст.

 Пользоваться словарями, находить полезную информацию в словарях.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

30 неделя

 Обобщение и закрепление знаний по теме «Предлог».

Контрольное списывание

УРК

Оценивать свои достижения при выполнении задании.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

30 неделя

Диктант.

УРК

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

30 неделя

 Повторение по теме «Текст».

Восстановление деформированного текста.

УР

Восстановление  деформированного  текста.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

30 неделя

Повторение по теме «Предложение».

УР

Восстановление  деформированных предложений. Правила записи предложений..

Текущий контроль. Фронтальная работа.

31 неделя

Развитие речи.

Сочинение по картине.

УР

Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины  И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» ( под руководством учителя).

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

31 неделя

Повторение по теме «Слово и его значение».

УР

Лексическое значение слов.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

31 неделя

Контрольное списывание

УРК

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Итоговый контроль. Индивидуальная работа.

31 неделя

Повторение по теме «Части речи».

УР

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение, наречие, частица (не).

Текущий контроль. Фронтальная работа.

32 неделя

Повторение по теме «Звуки и буквы». Словарный диктант.

УРК

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Тематический контроль. Индивидуальная работа.

32 неделя

Повторение по теме «Правила правописания».

УР

Повторение орфографических правил.

Текущий контроль. Фронтальная работа.

32 неделя

Диктант

УРК

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Итоговый контроль. Индивидуальная работа.

32 неделя

Резерв

33 неделя

Резерв

33 неделя

Резерв

33 неделя

Резерв

33 неделя

Резерв

34 неделя

Резерв

34 неделя

Резерв

34 неделя

Резерв

34 неделя

Планируемые результаты освоения программы

Программа обеспечивает достижение второклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:

  • понимать – предложение – это основная единица речи;
  • понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
  • различать главные члены предложения;
  • понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
  • различать словосочетание и предложение;
  • понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
  • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
  • понимать назначение букв Е, Ё, Ю., Я;
  • различать деление слов на слоги и для переноса;
  • понимать влияние ударения на смысл слова;
  • различать звуки [и] и   [й] и буквы, их обозначающие;
  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
  • понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
  • верно употреблять прописную букву.
  • выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
  • составления предложений на заданную тему;
  • употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
  • оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
  • самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
  • орфографической грамотности речи учащихся;
  • проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
  • деления слов на слоги и переноса слов;
  • правильного написания слов с буквой Й;
  • обозначения мягкости согласных на письме;
  • написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
  • употребления прописной буквы в именах собственных;
  • работы со словарём (использование алфавита);
  • каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
  • письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
  • сравнивать и различать группы слов, не выражающих законченную мысль (словосочетания), и предложения;
  • различать предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;
  • правильно произносить повествовательные и побудительные предложения в зависимости от речевой ситуации (от контекста) и правильно оформлять их на письме;
  • правильно произносить и оформлять на письме вопросительные предложения;
  • составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов;
  • составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие по смыслу слова из слов для справок;
  • списывать без ошибок небольшие тексты (20-25 слов), состоящие из предложений в 7-9 слов;
  • письменно отвечать на вопросы к тексту;
  • писать под диктовку;
  • записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;
  • пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение», «главные члены предложения».
  • понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;
  • составлять предложения, различные по цели высказывания;
  • устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится;
  • выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится);
  • устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
  • выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами;
  • устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что делает? Чем? Маленький щенок играет шариком;
  • составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;
  • определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;
  • записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;
  • работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);
  • различать текст-пословицу и текст-загадку;
  • писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.
  • подбирать группы родственных (однокоренных) слов;
  • выделять корень в однокоренных словах;
  • различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
  • распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;
  • использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);
  • применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.  
  • слушать, анализировать звучащее слово;
  • выделять на слух гласные и согласные звуки в слове;
  • подбирать слова с заданными первым и последним звуком;
  • выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные;
  • понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме: безударных гласных и парных согласных в конце слова;
  • понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова) и применять эти знания на практике;
  • понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными;
  • использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса;
  • анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса;
  • различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных;
  • выделять (различать) мягкие и твёрдые согласные звуки в слове;
  • обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я;
  • слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
  • чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
  • соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
  • использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.
  • распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
  • использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;
  • характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?;
  • определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;
  • распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т.д.);
  • распознавать имена собственные в зависимости от контекста (орёл – Орёл, пушок – Пушок и т.д.);
  • писать имена собственные по правилам;
  • характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?;
  • определять, признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;
  • изменять имя прилагательное по числам;
  • выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»);
  • устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);
  • различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;
  • различать (характеризовать) признаки, которые называют имена прилагательные (цвет, размер, вкус и т.д.);
  • характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
  • устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;
  • Определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;
  • Изменять глаголы по числам;
  • Писать предлоги отдельно от других слов.
  • различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать?   и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?
  • изменять глаголы по вопросам что сделает? что сделают? что делает? что делают?;
  • объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного;
  • различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи (идёт, бежит, мчится);
  • использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идёт, льёт, барабанит, шепчет);
  • понимать значение предлогов в речи.

Виды и формы контроля

Виды контроля:

  • предварительный
  • тематический
  • текущий
  • итоговый.                                                                                        

  Формы контроля:

  • Фронтальная. Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
  • Групповая. Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
  • Индивидуальная. У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
  • Комбинированная. Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

Система оценки достижения планируемых результатов

Контроль над уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  • существенные отступления от авторского текста при  написании изложения,              искажаюие смысл произведения;
  • отсутствие  главной  части  изложения, пропуск важных событий, отраженных в         авторском тексте;
  • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценка письменных работ по русскому языку.

  1. Диктант
  • «5» – за работу, в которой нет ошибок.
  • «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
  • «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
  • «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Примечание: повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.

Грамматическое задание

  • «5» – без ошибок.
  • «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
  • «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
  • «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание

  • «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
  • «4» –  за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
  • «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
  • «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.

Словарный диктант

  • «5» – без ошибок.
  • «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
  • «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
  • «2» – 3 – 5 ошибок.

Тест

  • «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
  • «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
  • «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
  • «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение

  • «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
  • «4» – незначительно нарушена последовательность изложения   мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
  • «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
  • «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между   частями,    отдельными    предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Сочинение

  • «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
  • «4» – незначительно нарушена последовательность изложения  мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
  • «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь,  3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
  • «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Примечание: учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Оценка выполнения учащимися домашних заданий

Проверка домашних заданий может осуществляться путем устного опроса и путем

проверки тетрадей или других письменных работ. При проверке домашних заданий путем

устного опроса применяются критерии оценивания устных ответов. При проверке

тетрадей оценка выставляется по критериям оценивания письменных работ. При

отсутствии домашнего задания без уважительной причины выставляется

неудовлетворительная оценка («2»).

Критерии и принцип выставления отметки по учебному предмету за четверть, за год

При выставлении отметки за четверть учитывается рекомендуемая электронным

журналом отметка и результаты выполнения работ по контролю знаний.

Отметка «2» ставится при среднем балле менее 2,56.

Отметка «3» ставится при среднем балле от 2,56.

Отметка «4» ставится при среднем балле от 3,6.

Отметка «5» ставится при среднем балле от 4,6.

Годовая отметка выставляется как итог за четыре четверти. При наличии двух пар

равнозначных отметок учитываются четверти, в которых получены эти отметки. Годовая

отметка не может быть выше результата IV-ой четверти.

Условия и сроки исправления работ с неудовлетворительной отметкой

Работы с домашней подготовкой не переписываются (т.е. исправить оценку, переписав

работу, нельзя).

Работы по контролю знаний, умений и навыков без домашней подготовки ученик имеет

право переписать 1 раз, при этом отметка, выставленная в электронном журнале, не

исправляется.

В день исправления выставляется отметка, полученная за переписанную работу, и

делается запись-комментарий для родителей : «Исправил (-а) работу от …..(указывается

дата получения неудовлетворительной отметки («2») за работу по контролю знаний,

умений и навыков) ».

Работа может быть исправлена в течение недели после публикации результатов в

электронном журнале.

Исправлению подлежат только работы с неудовлетворительной отметкой («2»).

Обучение с помощью дистанционных технологий

Письменные проверочные работы учитель будет отправлять учащимся через электронную почту или соцсети.

Учителя получают для проверки письменные задания от детей также через электронную почту или соцсети (оговаривается индивидуально с классом).

Письменные задания во время онлайн урока даются детям с фиксацией времени для выполнения с последующей пересылкой выполненной работы через удобные для учителя и ребенка средства коммуникации (Вконтакте, Мессенджеры WhatsApp, Telegram, электронная почта и пр.)

При пересылке заданий по электронной почте необходимо указывать в теме письма следующую информацию:  класс с буквой / ФИ учащегося/ предмет

Устные ответы могут осуществляться во время онлайн урока в форме аудио/видео связи или в форме аудио/видео записи с пересылкой через удобные для учителя и ребенка средства коммуникации (Вконтакте,Мессенджеры WhatsApp, Telegram, электронная почта и пр.)

Отчет о проделанной работе ребенок должен предоставить не позже, чем за день до следующего урока по предмету, установленного расписанием.

Использованный учебно-методический комплект

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы. Программы для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2015
  2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс
  3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс
  4. Крылова О.Н Контрольные работы по русскому языку к учебнику Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...