Работа над ошибками
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Гончарова Валентина Юрьевна

Подсказка как правильно выполнять работу над ошибками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _rabota_nad_oshibkami.docx91.16 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над ошибками

Вид ошибки

Как исправить

Пример

1.

Ошибки в оформлении предложения: нет заглавной буквы в начале, знака препинания в конце, слитное написание слов (кроме предлогов). 

Переписать предложение правильно, подчеркнуть орфограммы.

2.

Непроверяемое написание слов (словарные слова)

Если проверить нельзя – написать слово правильно 3 раза, придумать и записать однокоренные слова, подчеркнуть орфограммы.

Коро́ва, коро́ва, коро́ва, коро́вье, коро́вник.

3.

Непроверяемые написания (с шипящими и другими буквами) -жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, нч, рщ, щн, ст, зд

Записать слово правильно, придумать и записать ещё 3 слова с этим же сочетанием, подчеркнуть орфограммы.

Лыжи, ножи, жир, этажи.

4.

Проверяемые орфограммы в корнях слов (безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные)

Подобрать проверочное слово, придумать и записать другие однокоренные слова, подчеркнуть орфограммы

Трава́ – тра́вы, тра́вушка, трави́нка, травяно́й.

5.

Удвоенные согласные

Если непроверяемое написание - написать слово правильно 3 раза, подчеркнуть орфограммы; если можно объяснить – показать состав слова

Бассейн, бассейн, бассейн.

Весенний, рассказ. 

6.

Орфограммы в приставках, суффиксах

Если объяснить нельзя -  записать слово правильно, придумать и записать ещё 3 слова с такой же приставкой (суффиксом), подчеркнуть орфограммы.

Если можно объяснить – показать это.

Пришёл, принёс, прибежал, присел.

  Часовщик, кладовщик, рубщик, гонщик.

Нет замочка – замочек, нет ключика – ключик.

7.

Орфограммы в окончаниях (изучаются в 3-4 классах)…

… имён существительных – определить род, число, склонение, падеж, записать правильно. 

… имён прилагательных – поставить вопрос, определить род, число, падеж, записать правильно.

… глаголов – определить спряжение, лицо, число, записать правильно.

Пока эти правила не изучены – слово записать правильно, выделить окончание.

(на ком?) на (лисе ) лошадке – ж.р., ед.ч., 1 скл., П.п.

в траве (какой ?) высокой – ж.р., ед.ч., П.п.

(что делать?) бегать -  бегает – I спр., 3л., ед.ч.

На лошадке , бегает

8.

Пропуск, замена, искажение букв

Записать правильно, разделив на слоги.

9.

Неправильный перенос

Написать все случаи правильного переноса.

10.

Ошибка в написании собственных и нарицательных имён существительных.

Записать правильно и ещё 3 слова на это правило, указать вид имени существительного: собств./ нариц.

Вася, Елена, Петя, Зоя- собственные

кошка, город, река, имя - нарицательные

11.

Правописание знаков (разделительных Ъ и Ь, Ь – показатель мягкости)

Записать правильно, подчеркнуть орфограмму, записать ещё 3 слова на это правило.

Объявление, подъезд, съёмка, съел.

Варенье, вьюга, воробьи, вьёт.

Коньки, деньки, окуньки, угольки.

12.

Правописание Ь на конце имён существительных после шипящих

Записать правильно, подобрать ещё 3 слова на это правило, указать род имён существительных: ж.р./м.р.

Лещ (м.р.), ночь (ж.р.), мяч (м.р.), рожь (ж.р.)

13.

Правописание соединительной гласной в сложных словах

Записать правильно, подобрать ещё 3 слова на это правило. Выделить корни, подчеркнуть соединительную гласную.

Самолёт, паровоз, снегоход, автокран

Пылесос, овцебык, вездеход, пешеход

14.

Написание предлогов (раздельно) и приставок (слитно)

Записать правильно, доказав, что это предлог или приставка, записать ещё 3 слова с этим предлогом или данной приставкой.

В (чём?) лесу, в (большом) лесу, в  траве, в  доме, в  школе.

Принёс (что сделал?), приложил, прилетел, присел.

15.

Написание частицы НЕ с глаголами

Записать правильно, подобрать ещё 3 слова с этой орфограммой,

Не_принёс, не_сделал, не_взяла, не_знаю

16.

Правописание –ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Записать правильно, доказать написание с помощью вопроса, определить форму глагола, выделить орфограмму.

Если ошибка в существительном (лисится), то написать правильно, подобрав ещё 3 слова.

хочу (что делать?) веселиться – неопр.ф., Вася (что делает?) веселится – 3 лицо, ед.ч.

Лисица, синица, ресница, зарница

17.

Ошибки в пунктуации (однородные члены предложения, сложные предложения, обращение,  предложения с прямой речью)

Записать предложение, правильно расставив знаки препинания, подчеркнуть основы предложений, однородные члены, написать схему

Марина поёт, танцует и играет на рояле. [- =, = и =]

Марина поёт, Катя танцует, а Оля играет на рояле. [- =], [- =], а [- =]

Мама сказала: «Пора ужинать». А: «П».

«Я сделал уроки!» - сказал я. «П!» - а.

18.

Ошибки в разборах (по составу (морфемный), по членам предложения (синтаксический), как часть речи (морфологический), звуко-буквенный (фонетический)

Выполнить разбор правильно, используя памятки.

Все орфограммы выделять ручкой с зелёной пастой!

Каждая ошибка должна быть отработана, для того, чтобы впредь таких ошибок не допускать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроке русского языка. Тема: Работа над ошибками.

Цель: провести анализ контрольных работ (тестов), учить находить ошибки в своих работах, провести работу над ошибками, формировать УУД. Подготовительная работа:На предыдущем уроке дети напи...

Работа над ошибками (из опыта работы учителей начальных классов)

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе....

Работа над ошибками в контрольной работе по математике.

Работа над ошибками после изучения темы "Сложение и вычитание чисел в пределах 20". На данном уроке проводится анализ заданий, в которых учащиеся чаще всего допускают ошибки....

"Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы".

Статья "Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы"...

Приемы работы над ошибками ( из опыта работы)

В данной статье представлены приёмы работы над ошибками по русскому языку в начальной школе....

Работа над ошибками в комплексной работе 3 класс.Осень в лесу.(И.Соколов –Микитов )

Эту презентацию можно  использовать после того , как ребята выполнят комплексную работу в 3 классе (Абросимова Е.Е.,Мурашкина И.А) по тексту " Осень в лесу."(И.Соколов-Микитов).  Иллюстрации...

Памятка"Как работать над ошибками". Работай над ошибками регулярно!

Памятка "Как работать над ошибками в начальной школе" предназначена для учеников, родителей и учителей.В данном пособии представлены  основные разделы программы школьного курса по русск...