Конспект урока по русскому языку 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Агапитова Валентина Игоревна

Конспект урока по русскому языку. 3 класс. УМК "Школа России". Тема: Род глаголов в прошедшем времени

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx45.83 КБ
Файл russkiy.pptx871.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку,

проведённого в 3  классе  

Агапитовой Валентиной Игоревной

УМК: «Школа России»

Тема: Род глаголов в прошедшем времени

Тип урока: закрепление пройденного материала

Цель: создание благоприятных условий для закрепления учащимися умения определять род глаголов в прошедшем времени.

        Задачи урока:

1. Предметные:

  • совершенствовать навык каллиграфического письма буквы «б»;
  • формировать навык грамотного письма;
  • совершенствовать умение определять род  глаголов в прошедшем времени;
  • совершенствовать умение проводить морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного;
  • совершенствовать умение проводить синтаксический разбор предложения;
  • совершенствовать умение восстанавливать деформированный  текст;
  • формировать  умение применять полученные знания в конкретной языковой ситуации;
  • совершенствовать навык правильной посадки.

2.Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • развивать умение работать с информацией на уроке.

Коммуникативные УУД:

  • учить активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • формировать умения слушать и слышать собеседников и вести диалог, признавать различные точки зрения;
  • развивать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Регулятивные УУД:

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

3. Личностные:

  • формировать уважительное отношение к иному мнению;
  • содействовать положительной мотивации к учебной деятельности, осознания обучающимися ценности изучаемого предмета, темы;
  •  прививать у учащихся  чувство любви и интереса к русскому языку.

Оборудование: УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 2 часть, авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий ;

рабочая тетрадь; ИКТ; карточки с заданиями.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Время: 8:30- 8:31

Цель:включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Актуализация знаний

Время: 8:31- 8:43

Цель: проверить степень усвоения нового материала.

  1. Оформление работы

  1. Минутка каллиграфии

Цель: совершенствовать навык правильного написания строчной буквы «б» и соединения с нею.

3.Словарная работа

 Цель: упражнять в написании слов с непроверяемыми орфограммами.

  • Рефлексия

Постановка учебной задачи

Время: 8:43 – 8:45

Цель: обсуждение затруднений.

Включение нового понятия в систему ранее изученных

Время: 8:45- 8:55

Цель: определить роль и значение понятия в системе языковых единиц.

Физкультминутка

Время: 8:55- 8:57

Цель:

предупреждение

утомляемости

учащихся

Выборочный диктант

  • Рефлексия

Анализ текста

Время: 8:57- 9: 10

Цель: выяснить функцию понятия/ правила в устной и письменной речи.

  • Синтаксический разбор предложения  «Колючий ёжик выбрался на полянку».

  • Рефлексия

  • Морфологи - ческий разбор  слова «ручеёк»

Рефлексия

  • Морфологи -ческий разбор имени прилагате -льного

Рефлексия

Время: 9:13- 9:15

Цель: проверить усвоение материала детьми и оценить их работу.

Итог урока

Время: 9:10- 9:12

Цель: закрепить алгоритм языкового разбора

Домашнее задание

Время: 9:12- 9:13

Цель: дать установку на тренировку определённых умений.

- Здравствуйте, ребята! Давайте встанем и поприветствуем друг друга. Меня зовут Валентина Игоревна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Давайте проверим готовность к уроку. На парте должны лежать: рабочая тетрадь, учебник, пенал, дневник.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе

Все, конечно, молодцы!

Присаживайтесь.

- Откройте рабочие тетради. Перед письмом необходимо проверить посадку. Ноги поставь в упор. Спина касается спинки стула. Проверь расстояние между грудью и столом, от глаз до тетради. Положи тетрадь под наклон. Правильно возьми ручку.

 Все сидят правильно. Молодцы.

- Отступите вниз две строки от предыдущей работы. Запишите число, классная работа. Обратите внимание на удвоенную согласную в корне слова. При завершении задания покажите свою готовность к дальнейшей работе.

- Ребята, я посмотрела ваши тетради и увидела там, что у вас есть проблемная буква – буква , в которой большинство из вас делают много ошибок. Вы узнаете, о какой букве я говорю, отгадав загадку. Слушайте внимательно.

Потерялась эта буква

Не найти её нигде,

 В барабане — есть она,

 И в баране есть она

В бабочке она летает,

В слове «бабушка» зевает

 В бегемоте – спит в воде,

Что за буква это?

- Правильно. Я говорила вам про строчную букву «б». Посмотрите внимательно на доску.

(На доске перевёрнуты листы с ошибочным написанием букв. Открываю листы по ходу разговора).

(Открываю первый лист).

- Назовите мне ошибку, которая присутствует в написании первой буквы.

 -Совершенно верно.

 Так писать нельзя!

(Переворачиваю лист).

(Открываю второй лист).

- Какие ошибки допущены в написании этой буквы?

 - Правильно.

Так писать мы не будем!

(Переворачиваю лист).

- Старайтесь больше не допускать таких ошибок у себя в тетрадях.

- Ребята, посмотрите на экран.

 - Перед вами образец написания буквы «б».

- До конца строки пропишите строчную букву «б», соблюдайте высоту, наклон, ширину буквы.

 - При завершении задания покажи свою готовность.

(Прохожу и проверяю  работу детей).

- Сейчас мы с вами повторим написание слов из словаря. Проверьте посадку.

С красной строки, с большой буквы  напишите слово «Словарь» и поставьте двоеточие.

- Выпишите только словарные слова, подчеркните букву, написание которой нужно запомнить, поставьте ударение

( Помидор, птица, шубка, жираф, морковь, моряк, огород, дуб, картофель, ковер, огурец, молодец, овощ, гнездо, рябина, пенал, рыба, тетрадь, ученик, товарищ)

- Внимательно посмотрите на экран. Сверьте свою работу с доской

- Кто справился с работой без ошибок – ставит на полях восклицательный знак, кто допустил одну ошибку – плюс, а кто две и более – минус.

- Работа в паре:  запишите по три глагола прошедшего времени мужского, женского и среднего рода.

(Например: играл, пел, гулял; рисовала, писала, смеялась; светило, цвело, грело)

- Прочитай, какие глаголы ты записал.

- Ребята, как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

- Молодцы!

- А какая будет цель нашего урока?

- Откройте учебник на странице 123.  Найдите упражнение 219. Прочитайте задание про себя.

- Вам нужно будет записать нераспространённые предложения, образуя от глаголов неопределенной формы глаголы прошедшего времени.

- Что значит нераспространённое предложение?

- Верно, молодцы.

- В какой форме употреблён глагол в первом предложении?

- На какой вопрос отвечает глагол в форме прошедшего времени?

- Как определить время глагола?

- Как определить род глагола?

- В тетрадях с красной строки запишите нераспространённые предложения, указав род глаголов.

- Следим за посадкой.

- Проверим. Прочитайте по цепочке, начиная с первой парты первого ряда  свои предложения, называя род глаголов.

-В каком времени глаголы изменяются по родам?

- Верно, молодцы!

- Пришло время немного отдохнуть. Встали все.

-Я буду называть слова разных частей речи, а вы определенными действиями показывайте их.

 Если это существительное, вы – тянетесь руками к потолку.

Если это прилагательное, вы – тянетесь ручками к полу.

А если это глагол вы – приседаете.

- Начнем! (если ребенок допускает ошибку, то должен поставить вопрос, сказать, что обозначает часть речи)

  •  махал (приседают),
  • арбуз(руки вверх),
  • красивый(руки вниз),
  • портфель(руки вверх),
  • плывёт(приседают),
  • карандаш(руки вверх),
  • приятный(руки вниз),
  • куртка(руки вверх),
  • прыгал(приседают),
  • ножницы(руки вверх),
  • глубокий(руки вниз),
  • шкаф(руки вверх),
  • учебник(руки вверх),
  • мечтать(приседают).

-Вы были очень внимательны, молодцы!

 -Садитесь на свои места.

- У вас на партах лежат карточки. Возьмите их . На этих карточках выпишите глаголы с приставками. Выделите: приставку, суффикс, окончание.

- В каком времени употреблены глаголы?

- По какому признаку можно узнать глаголы прошедшего времени?

- Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

-Прочитайте глаголы в форме множественного числа?

- Докажите, что они в форме множественного числа?

- Прочитайте глаголы, употребленные в форме  мужского рода единственного числа?

- Прочитайте глаголы, употребленные в форме  среднего рода единственного числа?

  - Я вижу, что вы уже готовы.  Сверьте свою работу с доской.

-  Кто справился с работой без ошибок – ставит на полях восклицательный знак, кто допустил одну ошибку – плюс, а кто две и более – минус.

-  Встаньте те, кто выполнил задание без ошибок.

- Молодцы! Вы были внимательны, хорошо работали

- Найдите упражнение 221. Прочитайте задание про себя.

- Ребята, скажите, перед нами текст?

- Почему?

- Прочитайте предложения.

- Расположим их так, чтобы получился текст.

- С чего всё началось?

- Верно, молодцы!

- Второе предложение?

- Третье?

- Четвёртое?

- Пятое?

- Верно.

- Как можно озаглавить этот текст?

- О ком этот текст?

- Какова основная мысль этого теста?

- Какого типа речи текст?

- Докажите? (по памятке)

- Как можно продолжить?

- По цепочке прочитайте текст, который получился, указывая род глаголов.

- Из этого упражнения самостоятельно выполните синтаксический разбор предложения: «Колючий ёжик выбрался на полянку».

- По цели высказывания предложение?

- По эмоциональной окраске?

- По наличию грамматических основ простое или сложное?

- О чём говорится в этом предложение?

- По наличию второстепенных членов  распространённое или нераспространённое?

- Ребята, для чего служат второстепенные члены предложения?

- Кто справился с работой без ошибок – ставит на полях восклицательный знак, кто допустил одну ошибку – плюс, а кто две и более – минус.

- Самостоятельно выполните разбор слов под цифрой 3.

- Проверяем разбор слова ручеёк.

- Кто справился с работой без ошибок – ставит на полях восклицательный знак, кто допустил одну ошибку – плюс, а кто две и более – минус.

- Расскажи, как ты разобрал слово весёлый?

- Верно, молодцы!

- У вас на партах лежат овалы. Возьмите их. Найдите в каждой строке лишнее слово и подчеркните его.

- Какие слова вы подчеркнули?

- Молодцы, поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке.

- А теперь поднимите руку те, кто мог работать лучше.

- Ребята, что нового вы узнали на уроке?

- Как изменяются глаголы прошедшего времени?

- Какие задания на уроке вызвали затруднение?

- Откроем дневники, найдем следующий урок русского языка. Запишем домашнее задание страница 124, упражнение 222.

- Спасибо за урок! Урок окончен!

Дети встали и поприветствовали учителя.

Проверили готовность к уроку.

Дети проверяют посадку

Дети выполняют указания учителя.

Хором: «Буква «Б» !

Дети смотрят на доску и принимают участие в обсуждении ошибок.

Буква написана без наклона.

У буквы неправильно написан последний элемент – шляпка.

Выполняют работу в тетрадях.

Дети выполняют указания учителя.

Дети на полях оценивают свою работу.

Выполняют задание.

Ученик читает глаголы, которые он записал.

Род глаголов в прошедшем времени

Ответы детей.

Предложение, состоящее только из подлежащего и сказуемого.

В начальной или неопределённой форме

« Что сделал?»

По вопросу

Чтобы определить род глагола, достаточно знать род существительного(местоимения).Но также можно посмотреть на окончание: а(женский род); о(средний род); нулевое окончание(мужской род)

Читают.

Глаголы в прошедшем времени  в единственном числе изменяются по родам 

Выполняют.

Занимают свои места.

Выполняют задание.


В прошедшем времени

По суффиксу – л - , по вопросу, по окончанию

По числам, в единственном числе по родам

Вышли, удивились, покрыли, зацвели, поклонились

Они отвечают на вопрос «Что сделали?», имеют окончание – и -. Указывают на действие, которое свершилось.

Выбежал


Потянуло

Оцениваю свою работу

Читают

Нет

Предложения не связаны между собой по смыслу.

Текст – это два или несколько предложений связанных между собой по смыслу.

Теплое солнышко растопило лёд и снег.

По лесу побежал весёлый ручеёк.

Он разбудил ёжика.

Колючий ежик выбрался на лесную полянку.

Он стряхнул сухие листья и посмотрел по сторонам.

Ответы детей

О ёжике, который стряхнул с листья и посмотрел по сторонам

Ответы детей.

Повествование

Отвечают по памятке

Когда он оглядывался, то услышал, как щебечут птицы. Наступает весна!

Выполняют задание.

Повествовательное.

Невосклицательное

Простое

В этом предложении говорит об ёжике. (Кто?) ёжик -   это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, выражено существительным.

Ёжик (что сделал?) выбрался, это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, выражено глаголом.

Ёжик выбрался – это грамматическая основа предложения.

Распространённое

Они служат для пояснения главных и других второстепенных членов предложения.

Нахожу группу подлежащего : ёжик (какой?) колючий. Второстепенный член – определение, подчеркиваю волнистой линией, выражено прилагательным.  

Нахожу группу сказуемого: выбрался (куда? на что?) на полянку. Выражено существительным

Нахожу группу второстепенного члена: полянку (какую?) лесную. Второстепенный член предложения – определение, подчеркиваем волнистой линией, выражено прилагательным.

Оценивают свою работу.

По лесу побежал весёлый ручеёк.

Ручеёк – это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Начальная форма - ручеёк Нарицательное, неодушевлённое, мужской род. Употреблено в форме  именительного падежа, единственного числа. В предложении является подлежащим.

По лесу побежал весёлый ручеёк.

Весёлый – имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? Относится к имени существительному ручеёк. Начальная форма - весёлый. Употреблено в единственном числе, именительном падеже.  В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее : ручеёк ( какой?) весёлый.


Блестит, решает, услышит, поиграл.

Ответы детей.

По родам и числам.

Ответы детей.

Записывают.

Число и классная работа написаны на доске.

На доске перевёрнуты листы с ошибочным написанием букв.

На слайде правильное написание буквы «б».

Слайд

Слайд

Слайд

стр. 124, №222


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Помидор, птица, шубка, жираф, морковь, моряк, огород, дуб, картофель, ковер, огурец, молодец, овощ, гнездо, рябина, пенал, рыба, тетрадь, ученик, товарищ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Рабочая программа по русскому языку3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует...

Рабочая программа по русскому языку3 класс "Школа России"

рабочая программа, календарно тематическое планирование порусскому языку 3 класс (Канакина "Школа России")...

Конспект к уроку по русскому языку3 класс "Имя существительное как часть речи" Канакина

Конспект к уроку по русскому языку в 3 классе по теме "Имя существительное как часть речи" Канакина...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...