Конспект урока русского языка 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тема: "Слова-синонимы".Издательство "Вентана-Граф".УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slova_sinonimy_2_klass.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-в  классе

Урок подготовлен  и проведён учителем начальных классов

МБОУ «Гатчинская НОШ №5»  

Кохович Надеждой Константиновной

ОПНОО ОЛ «Начальная школа 21 века»

Раздел «Как  устроен наш язык».

Место урока в теме: 1-ый  урок по теме « Слова- синонимы»  из 6.

Тема: «Слова – синонимы»

Цель урока: познакомить с синонимами; наблюдать за сходством и различием слов – синонимов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Задачи урока:

I. Предметные.

1. Познакомить со словами – синонимами

2. Наблюдать за сходством и различием слов – синонимов.

 II. Метапредметные.

  1. Коммуникативные УУД:
  • формировать умение работать в паре;
  1. Познавательные: 
  • применять  учебные умения (анализ, сравнение, обобщение, классификацию) для  установления языковых закономерностей;
  • формировать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  1. Регулятивные:
  • формировать умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку;
  • формировать умение преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки;

III. Личностные:

  • формировать положительную мотивацию к обучению;
  • продолжить формирование адекватной самооценки обучающихся;

Оборудование: словарь синонимов, толковый словарь, учебник «Русский язык, 2 класс (2 часть), автор С.В.Иванов, интерактивная доска,  карточки со словами- опорами

                                                           Ход  урока:

Этапы урока

Примечания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Организация начала урока. Психологический настрой  учащихся.

-Подравнялись, проверили порядок на парте. Тихо сели. Думаю, что вы готовы внимательно слушать, рассуждать, сотрудничать, повернитесь друг к другу  и  улыбнитесь.

Сообщение темы урока и его задач.

-Откройте учебник  урок №97.

-Как ещё можно найти урок №97?

(По содержанию; по закладке)

-Назовите раздел нашего урока.

(раздел «Как устроен наш язык»)

-Давайте предположим, о чём  пойдёт речь   на уроке? (будем узнавать тайны  языка, его  устройство)

- Кто  думает по другому?

- А чем мы не будем заниматься сегодня на уроке? Почему?

(Вставлять пропущенные буквы, подбирать проверочные слова, доказывать написание. Это изучают в разделе «Правописание»)

-Назовите тему урока. (Слова-синонимы)

-Кто знает, какие слова называют в русском  языке  синонимами? Может  кто-то слышал?

-Вот сегодня мы это и узнаем.

Знакомство с новым материалом.

а) Наблюдение за значением слов – синонимов через текст учебника.

-Прочитайте задание в рубрике «Давай подумаем». 

-Кому не понятно задание?

-Предлагаю поработать  в парах.

-Чтобы вам было удобно работать с текстами, я напечатала их на листах. Положите их перед собой.

-Прочитайте текст №1  

А)  чтение  про  себя.

Б) чтение вслух

С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.

-Какова  тема  этого текста? (дети строят горку во дворе)

 -Прочитайте текст №2.

С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

-Что вы  заметили?

-Какова  тема  этого текста? (дети строят горку во дворе)

-Что  значит  сравнить  два  текста?

(определить, чем  они  похожи  и  чем  различаются)

- Подумайте, чем  различаются  эти два текста?

(схожи по содержанию, но использованы разные слова-предметы, ребята-дети-малыши-детвора)

-Посоветуйтесь с товарищем  и подчеркните эти слова.

- Проверим  работу (сравниваем пары  предложений).  

-Прочитайте 1-е предложение  из текста 1, из текста 2.

-Чем различаются? Какие  слова  подчеркнули?

- Кто выполнил работу по-другому?  (читаем далее по цепочке)

-Что  общего в этих словах?

-Близки ли эти слова по значению? (имеют разные оттенки)  

-Сколько близких по значению слов использовал автор? (4)

-Запишите  эти  слова.

-Вернёмся к заданию. Какие слова нужно было выписать? Проверяем.

 -А где мы можем найти лексическое  значение слов?   (в толковом  словаре  или  в  словарике в конце учебника)

-При работе на уроке мы можем пользоваться  словарями. Ребята заранее нашли  значение слов в разных словарях, давайте послушаем.

-Когда мы говорим «малыши»? (если маленькие)

-Как понимаете слово «детвора»? (те, кто играют во дворе)

-Что они обозначают?

-Для чего нужно уметь подбирать синонимы? (чтобы речь стала грамотной, красивой, выразительной)

-Смотрим в учебник с.42

Рубрика  «Разгадываем тайны языка»

с.43

-Какой  значок мы видим после упражнения? Каково его значение?

-Какую тайну языка раскроем мы с вами на уроке? Прочитайте. (Слова, близкие по значению и отвечающие на один вопрос, называют синонимами)

-Что  нового вы  узнали? О чём  мы  ещё не  говорили, а  автор  нам  сообщает?

-Какие же важные   условия  нужно знать, если это слова    синонимы?  (открываем слова – опоры)

-Какой ещё значок вы видите? (рубрика «Путешествие в прошлое, подсказка»

(слово «синоним» в переводе значит «одноимённый»)

б) Наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки. Первичное  применение знаний. 

Упр. №1, стр. 42-43

1. Прочитайте задание.

- Будете работать в паре.

-Рассмотрите картинки. Составьте  предложения.

-Что объединяет эти слова и чем они различаются? (Они имеют близкое значение, объединяются  схожестью значения, но различаются тем, что не могут одинаково сочетаться с другими словами, так как называют только схожие, но не одинаковые действия.)

-Как называют слова, у которых несколько лексических значений? (многозначные)

Рубрика “Обрати внимание”.

Пожар можно потушить и погасить, свет выключить, ПРОБЛЕМА?погасить, потушить (в этих случаях можно говорить о многозначности  слова),свечи задуть, утюг выключить 

-Какие предложения вы составили? (выслушать детей)

-Давайте запишем словосочетания со словом свет и со словом свечи

Запись словосочетаний.   Проверка.

-Кто выполнил работу без ошибок – отлично справился с работой!

-допустил  ошибку – будьте  внимательны. Сделайте  исправления.

Физкультминутка.

 Применение  полученных знаний.Самостоятельная работа

в) Наблюдение за значением слов-синонимов при сочетании с другими словами.

Цель: проверить умение самостоятельно подбирать слова, близкие по значению.

 

-Настало время поработать каждому самостоятельно и проверить свои знания.

-Переверните страницу учебника.

с.45.Текст под №1,2.

- Рассмотрите содержание упражнения.

-Как вы думаете, какое задание подготовил нам автор? (выбрать из скобок пропущенные слова, изменить их форму)

-Давайте проверим ваши предположения.

-Прочитайте задание.

-Как называются слова, записанные в скобках? (синонимы). Докажите. Пользуйтесь схемой на доске.

-Что значит изменить форму слова? (изменить окончание слова)

-Кто знает, как выполнять задание? Записываем  предложения только под цифрой 1.

Проверка.

-Прочитайте первое предложение?

-Какой может быть одежда?

-А наряд?(Одежда может быть любой-праздничная или повседневная, поэтому в названии магазина используют слово «одежда», а «наряд» - это обязательно красивая, праздничная одежда.

-Покажите сигналом, кто записал предложения правильно. Кто  ошибся? Будьте внимательны.

Актуализация учебной задачи урока.

Цель: формировать умение принимать и удерживать учебную задачу.

-А вот сейчас я хочу предложить вам выполнить задание на доске:

См…шной,   в…сёлый,  радос…ный

Х…дить, бр…дить, ш..гать.

-Как вы будете выполнять это задание? Можно обсудить порядок работы в парах.

/Необходимо увидеть, что это задание не будем выполнять на нашем уроке, так как оно относится к разделу «Правописание»/

- А в каком разделе мы с вами работаем сегодня на уроке?

(Мы работаем в разделе «Как устроен наш язык»)

-Как называются пары слов?(синонимы)

-Какова тема нашего урока?

(«Слова – синонимы»)

 -Что мы знаем про синонимы?

-Для чего нужно уметь подбирать синонимы? (чтобы речь стала грамотной, красивой, выразительной)

-Будем ли выполнять это задание? (нет)

Дополнительное  задание

-Прочитайте задание на карточке.

-Соедини стрелками слова, близкие по значению.

метель                          товарищ

друг                                громадный

огромный                      увлекательный

шалить                         грустный

интересный                 вьюга

печальный                    проказничать

-Кто понял, как выполнять задание?

/Выполняют/

 Учитель оказывает помощь в понимании задания упражнения.

-Кто выполнил работу без ошибок – отлично справился с работой!

-допустил 1 ошибку – очень хорошо.

-допустил 2 и более ошибок - будем ещё работать вместе

Итог  урока. Рефлексия.Самооценка. Домашнее  задание.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке? Свой ответ начните со слов: Сегодня на уроке ...

-Оцените свою работу на уроке:

-Если  вы довольны своей работой – поставьте на полях «+», если нет – «-», если у вас остались вопросы по теме урока – «?»

-Покажите сигналом, кто доволен  своей работой. Кто не доволен? У кого  есть сомнения?

Домашнее  задание по выбору.

С.44 упр. 3  или 4

Фронтальная работа,
взаимодействие «ученик-учитель»

с.42

Работа в парах.

Текст один на двоих.

Работа в парах

Фронтальная работа,
взаимодействие «ученик-учитель-ученик»

Работа в паре.

Дифференциация по степени трудности

(1 группа- самостоятельно найти слова, подчеркнуть, выписать;

2 группа-выписать подчёркнутые учителем слова)

Малыши, ребята, дети, детвора

Правильная посадка.

Проверка. Запись  на доске (сверение с эталоном)

Самостоятельная работа.

Фронтальная проверка.

Работа в парах.

Запись на доске:

БЛИЗКИЕ ПО  ЗНАЧЕНИЮ  

Сверение с записью на доске.

Малыши, ребята, дети, детвора.

Выставка словарей.

-Толковый словарь  С.И. Ожегова

-Комплексный словарь  под редакцией А.Н.Тихонова

-Словарь синонимов.

Вывод.

Слова-опоры на доске:

   СИНОНИМЫ

                                     ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС

                                                                                   БЛИЗКИЕ ПО  ЗНАЧЕНИЮ  

«одноимённый»

Работа в парах.

Дифференциация по характеру помощи

(с опорой на слова-помощники, иллюстрации)

На доске рисунки 1-4 и карточки со словами погасить, потушить, выключить, задуть (выходит один ученик, подбирает к рисунку карточку). Проверка.

Свет….

Свечи….

Сверение с записью на доске.

Фронтальная работа,
взаимодействие «ученик-учитель»

Слова-опоры на доске:

   СИНОНИМЫ

                                     ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС

                                                                                   БЛИЗКИЕ ПО  ЗНАЧЕНИЮ   «одноимённый»

Индивидуальная помощь учителя.

Самостоятельная письменная работа.

Фронтальная проверка

Фронтальная работа,
взаимодействие «ученик-учитель»

Работа в парах

Самооценка своей деятельности на уроке сигналом.

Вывод.

Слова-опоры на доске:

   СИНОНИМЫ

                                     ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС

                                                                                   БЛИЗКИЕ ПО  ЗНАЧЕНИЮ

Самооценка своей деятельности на уроке значком  в тетради.

Дифференциация по уровню трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...