Олимпиадные задания по русскому языку 3 класс.
олимпиадные задания по русскому языку (3 класс)

Галинурова Инна Владимировна

Каждый учитель желает, чтобы ребенок достиг высот в олимпиадах. Данные задания помогут подготовить учащихся и добиться высоких результатов. Желаю удачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiadnye_zadaniya_3_klass.docx816.62 КБ

Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС

1. В этих строчках спрятаны слова. Найди и подчеркни их.

а) КРУНЕНАСТНЫЙОЛТРОСТНИКАПУСТНЫЙ

Б) СПРЯПОЗДНОКРЕСТНОСТЬШРАДОСТНЫЙ

Сосчитай, сколько здесь слов.

Подчеркни слова, которые будут проверочными:

а) для слов первой строчки: ненастье, трость, ненастные,  тростник, уста, капуста, капустные, устное;

б) для слов второй строчки: поздние, окрестная, радость, опоздать, крест, опоздание.

Ответ:  а) слова: ненастный, наст, тростник, капустный, устный;

                 б) слова: поздно, окрестность, радостный, крест, нос.

2. Соедини линиями слова, подходящие по смыслу.

табун                        охотничьих собак

стая                        рыбок

косяк                        оленей

свора                        лошадей

                                волков

                                уток

Ответ: табун лошадей, табун оленей; стая уток, стая волков; косяк уток, косяк рыбок; свора охотничьих собак.

3. Прочитай. Подчеркни те слова, которые употребляют в переносном значении.

В одной стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

И. Токмакова

4. Из первых букв названий нарисованных предметов сложи пословицу.

Ответ: Где хотение да терпение, там и умение.

5. Прочитай стихотворение А. Усачева.

Есть н..сы у журавлей,

Есть н..сы у кораблей,

Носик есть у ч..йника,

Только носик очень маленький.

Необычный зверь Носуха,

У Носухи нос до уха.

А огромный н..сорог

Вместо носа носит рог.

Подчеркни слово «нос», где оно употреблено в переносном значении. Выпиши родственные слова. Выдели общую часть.

Ответ: Носы у кораблей, носик у чайника.

Носы, носик, носорог.

6. Прочитай. Зачеркни слова, не подходящие по смыслу.

Маленький Саша весело заплакал.

Ребята пили чай с удовольствием и бубликами.

По дороге полз колючий гладенький ёжик.

Шёл снег и две девочки.

Зайчик перепрыгивал через пеньки, куст черники, сосны.

Ответ:

Маленький Саша заплакал.

Ребята пили чай с бубликами.

По дороге полз колючий ёжик.

Шёл снег.

Зайчик перепрыгивал через пеньки.

7. Что знаешь о предложении? Подчеркни правильные ответы.

   а) Выражает признак предмета, количество звуков и букв в слове, законченную мысль.

   б) Произносят с целью сообщить, разбудить, запомнить, о чём-то спросить, к чему-то побудить, насмешить.

  в) Произносят с интонацией восклицательной, кричательной, вопросительной, шептательной, повествовательной, удивительной.

    г) Состоит из точек, букв, слова или группы слов, звуков.

    д) Оформляют:

слова пишут слитно, по слогам, раздельно;

первое слово пишут с печатной буквы, с заглавной буквы;

в конце ставят ( , . ? ! – …).

8. Составь из рыбок-слогов, плавающих в аквариуме:

1) Название города.

2) Кличку собаки.

3) Имя девочки.

4) Название дня недели.

5) Антоним слову «утро».

6) Глагол.

7) Синоним слова «зной».

8) Название фрукта.

9) Имя прилагательное.

10) Имя литературного героя.

Ответы: 1. Москва. 2. Барбос. 3. Дина. 4. Вторник. 5. Вечер. 6. Бежать. 7. Жара. 8. Груша. 9. Синий. 10. Герда.

9. К каждому слову из левого столбика подбери слово из правого так, чтобы получилось новое слово.

Ответы: буйвол, перстень, кипарис, карамель, парус, жаргон, призрак, следопыт, толокно, газель, тепловоз, бархан, сеновал, моряк, патока, банкрот, ломбард, садовод, балбес.

10. В строчках сочетаний букв найди слова и запиши их.

ПРАЛЛЕЯГОТСУББОТАРККЛАСС

СТРАКРОССЛОКТЕЛЕГРАММАИН

Отметь известные орфограммы. Составь и запиши предложения, используя эти слова.

Ответ: аллея, суббота, бот, класс; рак, кросс, телеграмма, грамм.

11. Прочитай строки из стихотворений А. Шибаева. Вставь пропу-щенные буквы. Запиши правильно последние слова в каждой строчке:

                       Вот село ..ысокое.

    Место здесь ..ысокое.

    Это кот ..ушок.

    Он и вправду, как ..ушок.

    Вот моя подружка ..оза.

    А в руках подружки ..оза.      

 

Это – речка .. ьма.

В речке рыбы ..ьма.

Подчеркни одной чертой слова, обозначающие имена собственные, а двумя чертами – имена нарицательные.

Ответ:    Вот село Высокое.

           Место здесь высокое.

   Это кот Пушок.

   Он и вправду, как пушок.

   Вот моя подружка Роза.

   А в руках подружки роза.

   Это – речка Тьма.

   В речке рыбы тьма.

12. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

КТО ЧТО Н..СЁТ

..емён портфель несёт в руке,

..авлуша – двойку в дневнике.

..ерёжа сел на пароход –

Морскую вахту он несёт.

..ндрюша ходит в силачах –

Рюкзак несёт он на плечах.

Задиру ..ишу ..ётр побил –

Несёт потери ..ихаил.

..тепан не закрывает рот:

Он чепуху весь день несёт!

М. Яснов

Подчеркни слова, которые употреблены в переносном значении.

13. Назови одним словом.

1) Человек, который ловит рыбу.

2) Суп из рыбы.

3) Жена рыбака.

4) Ловить рыбу.

РЫБ

– Расшифруй и запиши правильно:

БЕЗТРУДАНЕВЫНЕШЬИРЫБКУИЗПРУДА.

Ответ:

РЫБ

А

К

Н

Ы

Й

А

Ч

К

А

А

Ч

И

Т

Ь

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

14. Представь себе.

                                               

Пригласил Водитель родственников на день рождения. Водяной с дочкой Водицей подарил ему морские водоросли. Подводник принёс

                                                                                                                                      

 водолазный костюм. Веселятся гости, поздравляют Водителя. Он им

         

 свои водительские права показывал, а ещё рассказывал, как любит

                                                                                                                                              

 водить машину. И я там был, хоровод водил, гостей всех проводил, но кто родственники, так и не уяснил. А ты?

Подчеркни слова, родственные слову водитель. Выдели их общую часть. Выпиши «чужаков», выдели корень.

                                         

Ответ: Водицей, водоросли, подводник, водолазный, водяной.

15. Подчеркни пары родственных слов. Выдели корень.

Носик – переносить                цветник – цветочек

пахнуть – запах                сладкий – вкусный

молоко – молочник                писк – пищать

                                                

Ответ: пахнуть – запах, молоко – молочник, цветник –

               
    цветочек, писк – пищать.

16. Соотнеси слова и их схемы.

Лимон                    

лимончики            

колокол                  

колокольчики        

 

17. Прочитай слова, допиши новые приставки.

Ответ: поход, переход, вход, приход, выход, подход, уход, исход, сход, заход; подошёл, вышел, отошел, обошел, вошёл, пошёл, нашёл, зашел.

18. Прочитай.

Полка, посмотреть, налим, написать, загрустить, накрыть, стакан, выходить, изба.

а) Выпиши слова с приставками, выдели приставки.

б) Выпиши слова без приставок, выдели корень.

Ответ:

                                     

а) посмотреть, написать, загрустить, накрыть, выходить.

                    

б) полка, налим, стакан, изба.

19. Запиши, открывая скобки. Подчеркни предлоги.

Решили лисы кролика (за)печь.

А кролик из духовки – прыг (за)печь.

Потом на лавку и в окошко (с) лавки:

Умчался в лес, где распевали (с)лавки.

Укажи, какой частью речи выражены похожие по звучанию слова.

Ответ:                      

Решили лисы кролика запечь(гл).

А кролик из духовки – прыг за печь(предл. сущ.).

Потом на лавку и в окошко с лавки(предл. сущ.):

Умчатся в лес, где распевали славки(сущ.).

20. Разгадай изографы и впиши их в нужные схемы.

  а)

     б)

   в)

 г)

 д)

Ответы: а) Картина, картинный, картиночка. б) Корова, коровка, коровушка. в) Комар, комарик, комаришко. г) Заяц, зайка, зайчонок. д) Собака, собачка, собачонка.

21. Прочитай. Определи, где приставка, а где предлог.

Бабушка …бросила …плечи платок.

Повар …мешал сливки …мукой.

Дождик …шёл …садовой дорожке.

Самолёт …нялся высоко …облака.

Ответ:

22. Прочитай. Какая путаница может произойти здесь?

Вместо рубахи не носите брюк вы.

Вместо арбуза не просите брюквы,

Цифру всегда отличите от буквы,

И различите ли ясень и бук вы.

Я. Козловский

Выпиши слова, которые звучат одинаково, укажи части речи.

Ответ:  

23. Зачеркни «четвёртое лишнее».

а) Подлежащее, сказуемое, предлог, второстепенные члены.

б) Слово, сказка, предложение, текст.

в) Существительное, прилагательное, приставка, глагол.

г) Очки, каникулы, ножницы, санки.

д) Стульчик, диванчик, огурчик.

е) Мозоль, тюль, шампунь.

ж) Четырехугольник, четыре, четверка.

Ответ:

а) предлог – это часть речи, а не член предложения;

б) сказка – жанр литературного произведения, а не понятие синтаксиса;

в) приставка – часть слова, а не часть речи;

г) очки – многозначное слово (прибор из двух стекол на дужках для улучшения зрения и защиты глаз; единица счета для обозначения количества выигрышей в спорте);

д) огурчик – это овощ, а не мебель;

е) мозоль – имя существительное женского рода, остальные – мужского;

ж) четыре – имя числительное, остальные – имена существительные.

24. Распространи предложение. Запиши его.

Сне [к]  ж [ы] вет.

Ответ: Весной снег живет очень мало.

25. Вставь предлоги и прочитай получившееся четверостишие.

… утра … дома – на лужок,

… тропке … озеру, … лесок…

… такой дороги

… нас устали ноги!

А. Шибаев

Напиши формы слова «лужок», используя подходящие предлоги. Выдели окончания.

Ответ:

С утра из дома – на лужок,

По тропке к озеру, в лесок…

От такой дороги

У нас устали ноги!

РАЙОННАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

/20__-20___ УЧ.Г./

1. Выберите лишнее слово и выпиши его.

Бежал, бежит, бегу, бегун, бегите, бежишь

Ответ: __бегун________________________________________________________

1 балл

2. Составь слово, если в нем:

Корень – из слова моряк

Окончание – из слова зимний

Приставка – из слова прилететь

Суффикс – из слова русский

Ответ: __приморский__________________________________________________

1 балл

3. Выпишите слова, в которых есть приставки.

Отрезать, отцовский, отколоть, отдыхать, отрубить

Ответ: __отрезать, отколоть, отрубить________________________________

1 балл

4. Сколько раз звук [ о ] встречается в предложении:

Звенят во все колокола.      Ответ: __0____

1 балл

5.  Подчеркни лишнюю пару.

Журналист – журналистка

Мельник – мельница

Ученик – ученица

Мастер – мастерица

2 балла

6. Прочитай транскрипцию, запиши слова:

, а г а д а] - __ягода____________________

, э м, й, а] -  __семья____________________

, у л, а] -     __Юля_____________________

3 балла

7. Как правильно сказать? Выбери правильный вариант и подчеркни:

класть книгу  – ложить книгу                  покласть спать - положить спать

одеть девочку – надеть девочку               одеть платье – надеть платье

4 балла

8. Замени выражения одним глаголом:

морочить голову - ________обманывать_____________________

повесить нос - ___________грустить________________________

пропустить мимо ушей – __прослушать_____________________

положить зубы на полку – _голодать________________________

4 балла

9. Поставь имена существительные в форму родительного падежа.

Носки – ________носков____________________

Килограммы – __килограммов_______________

Помидоры – ____помидоров_________________

Сани – _________саней_____________________

Колени – _______коленей___________________

5 баллов

10. Подбери синонимы к словам:

летчик - __пилот__________________________    

горе - ____беда____________________________

блестеть - _сверкать_______________________          

Родина - __Отечество_____________________

жара  - ___зной____________________________

5 баллов

11. Получи из слова «год» слово «вес», изменяя по одной букве в каждом слове. Выполняя каждый ход, должны получиться слова, а не наборы букв. Используй подсказки справа.

ГОД

РОД

Бывает у живых существ

РОВ

Окружает замок

ЛОВ

Синоним слова «рыбалка»

ЛЕВ

Животное семейства кошачьих

ЛЕС

Природное сообщество

ВЕС

5 баллов

(по 1 баллу за правильное слово)

12. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.

Поди, туда - не знаю куда,_принеси то, не знаю что.________________________
Скоро сказка сказывается,_
да не скоро дело делается._________________________
Это присказка, не сказка,__
сказка будет впереди._____________________________

6 баллов

(по 2 балла за верно дописанное выражение)

13. Из букв слова «корабль» составь другие слова -

_акр, ар, бак, бал, бар, блок, бок, боль, бор, бра, брак, кобра, кол, кора, корь, краб, кроль, лак, лоб, ор, раб, рак, рок, роль________________________________

______________________________________________________________________

6 баллов

( по 1 баллу за каждые

4 слова)

14. Разгадайте ребусы.

ex2_3                          ex2_1 n

Ответ: __струна______      Ответ: __запятая________    Ответ: __писатель____

6 баллов

(по 2 балла за верно отгаданный ребус)

Максимальное количество баллов – 50.

Олимпиада по русскому языку 3 класс

1 тур

1. Какими частями речи являются выделенные слова?

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

2. Подбери синонимы к прилагательным:

  • Тихая езда -
  • Тихая ночь -
  • Тихий голос -
  • Верный друг-
  • Верный ответ-
  • Крепкая веревка-
  • Крепкий чай-
  • Крепкий организм-

3. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.

4. Замени устойчивые сочетания слов одним словом.

  • Кот наплакал-
  • Бить баклуши-
  • Спустя рукава-
  • Зарубить на носу-

5. Какие слова так произносятся?

  • [ Г РУ С’ Т’ ]
  • [ Л’ Э С’ Т’ ]

6. Составь слово, если в нем

  • Корень – из слова моряк
  • Окончание – из слова зимний
  • Приставка – из слова прилететь
  • Суффикс – из слова русский

7. Расставь ударение в словах.

Торты, сливовый, звонишь, алфавит, хвоя.

2 тур

1. Расставь ударение в словах.

Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.

2. Какие слова можно отнести к разным частям речи?

Рой, мой, закрой, простой, печь

Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются.

3. Определи части речи.

Желомная бечь грузло обдисляля хрожную деланавку.

“Переведи” это предложение на русский язык.

4. Разбери слова по составу.

Свечка, печка, белочка, дамочка, шапочка

5.Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни.

Снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.

6. У каких существительных нет формы единственного числа?

Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы

7. Подбери прилагательные к данным существительным:

  • …. какаду
  • … шимпанзе
  • … шампунь
  • …тюль

8. Подбери данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

  • Рукой подать-
  • Выйти из себя-
  • Повесить нос-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.

В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса.

Включены задания повышенной трудности по темам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014

Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в  начале олимпиады самими у...

Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса

Материал для школьного тура олимпиады по русскому языку 4 класс...

Олимпиадные задания по русскому языку.3 класс

Материал для проведения школьных олимпиад ....