Методические разработки
методическая разработка по русскому языку

умк "Школа России"  Правила переноса слов. Закрепление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx18.87 КБ
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

Тема: Закрепление правил переноса слов

Цели: закрепить знания правил переноса слов; формировать умение переносить слова с учётом особенностей слогов, закрепить знание главных членов предложения, обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любовь и уважение к достижениям страны.
Оборудование: музыка взлёта ракеты, тексты с описанием планет, деревья и листья к этим деревьям, компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент.
    - 12 апреля - чем известен этот день? (В 1961 г. впервые человек нашей планеты полетел в космос.) Назовите имя этого героя. (Юрий Алексеевич Гагарин.)
    - И мы сегодня с вами совершим путешествие к далёким планетам.
    Представьте, что мы все члены разных космических экипажей (по рядам), а я ваш командир. Получено задание отправить космонавтов на следующие планеты: Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран. Чтобы выполнить данное задание, вам необходимо работать дружно, слаженно, помогать отстающим.
    Приготовьте бортовые журналы, в которые мы будем записывать свой отчёт. Бортовые журналы готовы, в них записано сегодняшнее число. Теперь необходимо пройти медицинскую комиссию, и первое, что проверяет комиссия, это умение владеть ручкой, свободно писать. Для этого каждый покажет, как он может изобразить следующие сочетания.
    Учитель показывает на доске, а ученики выполняют в тетрадях.
    II. Работа по теме урока.
    1. Чистописание.
    2. Словарная работа.
    - Каждый экипаж летит на свою планету. Запишите название своей планеты три раза и поставьте ударение, разделите на слоги. Как пишется название планеты? (С большой буквы.) Сколько слогов в словах?
    Ответы детей.
    3. Запись предложения под диктовку.
    - Кто же первым полетел в космос? Запишем предложение.
    Первым в мире космонавтом стал советский человек Юрий Алексеевич Гагарин
    - Поставьте ударение в словах.
    Физкультминутка
    Перед взлётом космонавты проходят подготовку.
    Заправлены в планшеты
    Космические карты,
    И штурман уточняет
    В последний раз маршрут.
    Давайте-ка, ребята, присядем перед стартом,
    У нас ещё в запасе 14 минут.
    Мы верим, друзья, караваны ракет
    Помчат нас вперёд от звезды до звезды.
    На пыльных тропинках далёких планет

Останутся наши следы.
4. Запись слов, разделив их для переноса.
- Вот мы входим в ракету. Запишем слова, имена существительные, разделив их для переноса. Какие слова называются именами существительными?
- Как переносят слова?
Мы вошли в ракету. Нам надо залить топливо. Это керосин и жидкий кислород. Заработали могучие двигатели. Ракета медленно отходит от стартового сооружения.
Здесь у нас порядок строгий:
Делим мы слова на слоги,
Переносим по слогам.
А теперь попробуй сам!
Ра-ке-та, топ-ли-во, ке-ро-син, кис-ло-род, дви-га-те-ли, соо-ру-же-ние.
Космонавты к полёту готовы. Экипажи заняли свои места.
Звучит музыка взлёта ракеты.
5. Подбор однокоренных слов.
- Наши ракеты летят к неизведанным планетам. Чей экипаж достигнет планеты быстрее? Экипаж быстрее всего достигнет планеты Марс, а позднее всех достигнут планеты Уран.
Дети получают листы с краткой характеристикой планет.
Венера - ближайшая соседка Земли, вторая по близости к Солнцу планета, почти такого же размера, как Земля. Расположенная ближе к Солнцу, чем наша планета, Венера получает от него в два с лишним раза больше света и тепла, чем Земля. Тем не менее с теневой стороны на Венере господствует мороз более 20 °С ниже нуля, так как сюда не попадают солнечные лучи в течение очень долгого времени.
Юпитер - вторая по яркости после Венеры планета Солнечной системы. Но если Венеру можно видеть только утром или вечером, то Юпитер иногда сверкает всю ночь.
В 1610 г. Галилей, направив телескоп на Юпитер, заметил рядом с планетой четыре звёздочки, невидимые простым глазом, спутники Юпитера.
Юпитер - это планета-гигант, которая содержит в себе более 2/3 всей нашей планетной системы. Масса Юпитера равна 318 земным массам. Видимая поверхность планеты в 120 раз превосходит площадь Земли. Температура на Юпитере ужасающе низкая: - 140 °С.
Уран - седьмая планета от Солнца и третья по размеру. Уран иногда едва видим невооружённым глазом в очень ясные ночи.
Диаметр - в 4 раза больше земного, масса равна 14 масс Земли. Период обращения вокруг Солнца - 84 с четвертью года. Средняя температура на Уране - около 60 Кельвинов. Уран был посещен только одним космическим кораблем. Корабль прошел в январе 1986 года и передал тысячи изображений и других научных данных о планете, спутниках, кольцах, атмосфере, пространстве и магнитной среде, окружающих Уран.
Сатурн - вторая по размеру планета Солнечной системы - представляет собой огромный быстро вращающийся шар, состоящий преимущественно из жидкого водорода и гелия, окутанный мощным слоем атмосферы. Экваториальный диаметр по верхней границе облачного слоя составляет 120536 км.
Поскольку Сатурн в 9,5 раз дальше от Солнца, чем Земля, он получает в 90 раз меньше тепла. Температура планеты на уровне верхней границы облачного покрова составляет всего - 188 °С.
И вот вы ступили на поверхность планеты.
Дети дают краткую характеристику своей планеты.
И на вашей планете звучит вопрос (загадка записана на магнитофон):
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту. Что это?
(Корень.)
Оказалось, что на планетах нет никакой растительности. Вы это предполагали, и у каждого экипажа есть свой корешок, который вы хотите посадить на своей планете. Приступайте к работе, вырастите своё дерево.
У каждого экипажа своё дерево, на которое они прикрепляют листочки с однокоренными словами.
Даны корни: -дуб-, -берёз-, -ел-, -осин-, -лес-. Дети на листочках от своего дерева пишут однокоренные слова и прикрепляют листики к дереву.
(Дуб, дубок, дубочек, дубовый; берёза, берёзовый, берёзка, подберёзовик, берёзовый; ель, ёлка, ёлочка, еловый; осина, осинка, осиновый, подосиновик; лес, лесок, лесник, лесовик, лесной, лесничий.)
6. Повторение главных членов предложения.
- Пришло время заполнить судовые журналы, сделать отчёт. Необходимо выписать из данных предложений подлежащее и сказуемое.
Ракета огибала бледно-синий шар Земли. Юрий открыл бортовой журнал и начал записи. Он мчался со скоростью, близкой к двадцати восьми тысячам километров в час, в восемь раз быстрее, чем летит пуля. Минуты утекали одна за другой. Полёт приближался к концу. И тут Юрия покинули напряжение и деловитость. На минуту он стал тем, кем и надлежало ему быть сейчас - самым счастливым человеком на свете!
- Экипажи, посовещайтесь друг с другом и проверьте, все ли члены экипажа выполнили задание? (Взаимопроверка.)
7. Списывание текста.
Найдите слова с безударной гласной.
Как х..р..ша ты, зв..здная д..р..га!
Л..тит Гагарин. Он устал чуть-чуть.
И перед ним торжественно и строго
Бл..стит кремнистый лермонтовский путь.
М. Светлов.
III. Итог урока.
Учитель

Мы объездили полсвета,
Посетили мы планеты.
Нет планеты лучше нашей,
Всех планет ты краше.
Над землёю ветер веет,
С каждым днём нам радостнее жить.
И никто на свете не умеет
Нашу Родину, как мы, любить.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

Тема: Закрепление правил переноса слов

Цели: закрепить знания правил переноса слов; формировать умение переносить слова с учётом особенностей слогов, закрепить знание главных членов предложения, обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любовь и уважение к достижениям страны.
Оборудование: музыка взлёта ракеты, тексты с описанием планет, деревья и листья к этим деревьям, компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент.
    - 12 апреля - чем известен этот день? (В 1961 г. впервые человек нашей планеты полетел в космос.) Назовите имя этого героя. (Юрий Алексеевич Гагарин.)
    - И мы сегодня с вами совершим путешествие к далёким планетам.
    Представьте, что мы все члены разных космических экипажей (по рядам), а я ваш командир. Получено задание отправить космонавтов на следующие планеты: Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран. Чтобы выполнить данное задание, вам необходимо работать дружно, слаженно, помогать отстающим.
    Приготовьте бортовые журналы, в которые мы будем записывать свой отчёт. Бортовые журналы готовы, в них записано сегодняшнее число. Теперь необходимо пройти медицинскую комиссию, и первое, что проверяет комиссия, это умение владеть ручкой, свободно писать. Для этого каждый покажет, как он может изобразить следующие сочетания.
    Учитель показывает на доске, а ученики выполняют в тетрадях.
    II. Работа по теме урока.
    1. Чистописание.
    2. Словарная работа.
    - Каждый экипаж летит на свою планету. Запишите название своей планеты три раза и поставьте ударение, разделите на слоги. Как пишется название планеты? (С большой буквы.) Сколько слогов в словах?
    Ответы детей.
    3. Запись предложения под диктовку.
    - Кто же первым полетел в космос? Запишем предложение.
    Первым в мире космонавтом стал советский человек Юрий Алексеевич Гагарин
    - Поставьте ударение в словах.
    Физкультминутка
    Перед взлётом космонавты проходят подготовку.
    Заправлены в планшеты
    Космические карты,
    И штурман уточняет
    В последний раз маршрут.
    Давайте-ка, ребята, присядем перед стартом,
    У нас ещё в запасе 14 минут.
    Мы верим, друзья, караваны ракет
    Помчат нас вперёд от звезды до звезды.
    На пыльных тропинках далёких планет

Останутся наши следы.
4. Запись слов, разделив их для переноса.
- Вот мы входим в ракету. Запишем слова, имена существительные, разделив их для переноса. Какие слова называются именами существительными?
- Как переносят слова?
Мы вошли в ракету. Нам надо залить топливо. Это керосин и жидкий кислород. Заработали могучие двигатели. Ракета медленно отходит от стартового сооружения.
Здесь у нас порядок строгий:
Делим мы слова на слоги,
Переносим по слогам.
А теперь попробуй сам!
Ра-ке-та, топ-ли-во, ке-ро-син, кис-ло-род, дви-га-те-ли, соо-ру-же-ние.
Космонавты к полёту готовы. Экипажи заняли свои места.
Звучит музыка взлёта ракеты.
5. Подбор однокоренных слов.
- Наши ракеты летят к неизведанным планетам. Чей экипаж достигнет планеты быстрее? Экипаж быстрее всего достигнет планеты Марс, а позднее всех достигнут планеты Уран.
Дети получают листы с краткой характеристикой планет.
Венера - ближайшая соседка Земли, вторая по близости к Солнцу планета, почти такого же размера, как Земля. Расположенная ближе к Солнцу, чем наша планета, Венера получает от него в два с лишним раза больше света и тепла, чем Земля. Тем не менее с теневой стороны на Венере господствует мороз более 20 °С ниже нуля, так как сюда не попадают солнечные лучи в течение очень долгого времени.
Юпитер - вторая по яркости после Венеры планета Солнечной системы. Но если Венеру можно видеть только утром или вечером, то Юпитер иногда сверкает всю ночь.
В 1610 г. Галилей, направив телескоп на Юпитер, заметил рядом с планетой четыре звёздочки, невидимые простым глазом, спутники Юпитера.
Юпитер - это планета-гигант, которая содержит в себе более 2/3 всей нашей планетной системы. Масса Юпитера равна 318 земным массам. Видимая поверхность планеты в 120 раз превосходит площадь Земли. Температура на Юпитере ужасающе низкая: - 140 °С.
Уран - седьмая планета от Солнца и третья по размеру. Уран иногда едва видим невооружённым глазом в очень ясные ночи.
Диаметр - в 4 раза больше земного, масса равна 14 масс Земли. Период обращения вокруг Солнца - 84 с четвертью года. Средняя температура на Уране - около 60 Кельвинов. Уран был посещен только одним космическим кораблем. Корабль прошел в январе 1986 года и передал тысячи изображений и других научных данных о планете, спутниках, кольцах, атмосфере, пространстве и магнитной среде, окружающих Уран.
Сатурн - вторая по размеру планета Солнечной системы - представляет собой огромный быстро вращающийся шар, состоящий преимущественно из жидкого водорода и гелия, окутанный мощным слоем атмосферы. Экваториальный диаметр по верхней границе облачного слоя составляет 120536 км.
Поскольку Сатурн в 9,5 раз дальше от Солнца, чем Земля, он получает в 90 раз меньше тепла. Температура планеты на уровне верхней границы облачного покрова составляет всего - 188 °С.
И вот вы ступили на поверхность планеты.
Дети дают краткую характеристику своей планеты.
И на вашей планете звучит вопрос (загадка записана на магнитофон):
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту. Что это?
(Корень.)
Оказалось, что на планетах нет никакой растительности. Вы это предполагали, и у каждого экипажа есть свой корешок, который вы хотите посадить на своей планете. Приступайте к работе, вырастите своё дерево.
У каждого экипажа своё дерево, на которое они прикрепляют листочки с однокоренными словами.
Даны корни: -дуб-, -берёз-, -ел-, -осин-, -лес-. Дети на листочках от своего дерева пишут однокоренные слова и прикрепляют листики к дереву.
(Дуб, дубок, дубочек, дубовый; берёза, берёзовый, берёзка, подберёзовик, берёзовый; ель, ёлка, ёлочка, еловый; осина, осинка, осиновый, подосиновик; лес, лесок, лесник, лесовик, лесной, лесничий.)
6. Повторение главных членов предложения.
- Пришло время заполнить судовые журналы, сделать отчёт. Необходимо выписать из данных предложений подлежащее и сказуемое.
Ракета огибала бледно-синий шар Земли. Юрий открыл бортовой журнал и начал записи. Он мчался со скоростью, близкой к двадцати восьми тысячам километров в час, в восемь раз быстрее, чем летит пуля. Минуты утекали одна за другой. Полёт приближался к концу. И тут Юрия покинули напряжение и деловитость. На минуту он стал тем, кем и надлежало ему быть сейчас - самым счастливым человеком на свете!
- Экипажи, посовещайтесь друг с другом и проверьте, все ли члены экипажа выполнили задание? (Взаимопроверка.)
7. Списывание текста.
Найдите слова с безударной гласной.
Как х..р..ша ты, зв..здная д..р..га!
Л..тит Гагарин. Он устал чуть-чуть.
И перед ним торжественно и строго
Бл..стит кремнистый лермонтовский путь.
М. Светлов.
III. Итог урока.
Учитель

Мы объездили полсвета,
Посетили мы планеты.
Нет планеты лучше нашей,
Всех планет ты краше.
Над землёю ветер веет,
С каждым днём нам радостнее жить.
И никто на свете не умеет
Нашу Родину, как мы, любить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...