ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 "Б" КЛАССЕ .
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Рыбкина Татьяна Владимировна

Технологическая  карта урока русского языка в 3 "Б" классе по теме:

   Урок –исследование «Слова –антонимы» .
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx15.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                            ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 "Б" КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

                                                                                                                                                                                                                               УРОК –ИССЛЕДОВАНИЕ «СЛОВА –АНТОНИМЫ»  
                                                                       

Цель деятельности учителя

Способствовать развитию умения распознавать в речи слова антонимы,  обогащению речи обучающихся.

Тип урока

Урок – исследование

Тема

Слова- антонимы.

Учитель

Рыбкина Татьяна Владимировна

Класс

3 «Б»  

УМК

"Школа Росии"

Планируемые
образовательные результаты

Предметные : получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные : владеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы обучения

Фронтальная, парная, индивидуальная, коллективная, работа в группах.

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Толковые словари русского языка.

3. Словари синонимов и антонимов русского языка.

 

Материальное обеспечение

АРМ, словари синонимов и антонимов, толковые словари, тесты, карточки, таблицы, презентации

Основные понятия и термины

Слова как единства звучания и значения.  Словарные слова. Синонимы.  Антонимы. Кубанские диалекты.

                                                                                                                          ХОД УРОКА

Этапы
урока

Виды работ

Содержание взаимодействия с обучающимися

Деятельность
обучающихся

Деятельность учителя

Формируемые
умения (универсальные учебные действия)

I. Мотивация и актуализация знаний

Работа с заданиями при помощи диалога

С каким настроением вы пришли в школу? Какая  сегодня погода? (морозная) Что заметили? (мороз).

– Какое лексическое значение слова «мороз»? А какое это слово? (словарное, с «оро»)

Произнесите слово орфографически.

 Найдите это слово  в толковых  словарях?

– В толковом словаре С. И. Ожегова дано такое толкование слова:

 «Мороз – очень холодная погода».

 В толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой дано несколько толкований:

1) холод, стужа;

2) место, где сильный холод, стужа

Ответы обучающихся.

Внимательно слушают.

Проговаривают

Работают со словарями

 учить использовать в анализе текста словарь толковый

уметь создать проблемную ситуацию на основе деятельностного, исследовательского методов;

Р – владеют умениями контролировать и оценивать  действия в соответствии
с поставленной
задачей

 

II. Этап исследования.

Формулирование учебных задач на основе выдвижения гипотез, поиска информации в словарях

–– Что означают слова синонимы?

– Продолжим работу со словарем  синонимов для определения слова «мороз».

– Вспомните, какие слова мы называем синонимами.

Поиск правила в учебнике и  слов синонимов в словарях синонимов.

 Синонимы к слову «мороз» - «холод, стужа, хлад, морозец, дубарь, заморозки, дубняк, зазимок, холодина.

Найдите родственные слова и сгруппируйте, выделите корень слова.

1группа-холод, холодина.

2группа –морозец, заморозки.

Ответы обучающихся.

Делают вывод:

– Синонимы – слова, близкие по значению, но разные по звучанию.

знать организацию групповой работы;

П – ориентируются в словаре, извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

 

III. Этап обмена информации

Составление плана исследования

– Какие слова мы можем подобрать с противоположным значением к слову «мороз»?

  • Лето, жар, зной, горячий.- Катя
  • Теплый, пекло, жарища, жара. –Коля

Оцените работу ребят.

Кто прав Катя или Коля? Чтобы это  выяснить нам надо составить план исследования.

        План исследования:

– Прочитать определение в учебнике.

-Подобрать точные определения   антонимов к словам .

–  Учиться  распознавать и наблюдать, как антонимы используются в тексте.

– Составлять предложения с антонимами.

–  Работать со словарём антонимов

– Заменять антонимы в предложении.

- Сочинять загадки с антонимами.

Ответы обучающихся

учить использовать в анализе текста словари синонимов и антонимов

IV. Этап организации информации

Исследования в группах

Упражнения на детальный анализ

1 группа –(что означает слово «антоним)

В слове «антоним» первая часть «анти», значит против, противоположный, а вторая часть «онима» с греческого «имя, слово»

2 группа- подбор кубанских диалектов к слову «мороз»

Синонимы –холодына, скажэный холод.

Антонимы –такэ пэкло, жарюка.

3 группа-  пословицы о морозе, со словами синонимами и антонимами к слову «мороз»

«Береги нос в большой мороз»

«В зимний холод всякий молод»

П – владеют
логическими
действиями
анализа, синтеза, сравнения.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют

 

V. Этап связывания информации.

Работа  с текстом с целью актуализации знаний о словах антонимах

Анализ художественного текста и поиск антонимов по выбору обучающихся из хрестоматии по литературному чтению.

Картинный диктант антонимов.

1)что на картинке твёрдое? (снег-лёд)

Твёрдое -рыхлое.

2)какая погода?

Морозная –солнечная.

3)какой зимний лес?

Редкий –густой.

4)кто с горки скатился?

Скатился –поднялся.

Выступление обучающихся с сообщениями и презентациями

П – используют различные способы поиска информации, владеют
навыками смыслового чтения текстов.

Р – принимают
и сохраняют цели,
осуществляют
поиск способов их достижения.

 

Игровая ситуация в паре

Ученик называет слово и дает задание
подобрать к нему антоним сверстнику
устно объясняет написание слов:

– Тепло

– Скучно.

– Говорить.

– Холодный

– Метель.

– Зной

– Заморозить

Выполняют
задание в паре

– Холодно

– Весело.

– Молчать.

– Горячий.

– Вьюга.

– Стужа

– Подогреть

К – слушают  сверстников, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Р – принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств их достижения, планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии
с поставленной
задачей.

Игра для любознательных

Работа в тетради

– Дайте толкование слову «мороз», опираясь на текст на «Страничке для любознательных».

– Прочитайте слово про себя.

Чем произношение слова отличается от его написания?

– Запишите это слово в тетради. Проверьте
написанное. Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить.

– Дома заучите правильное написание слова
наизусть.

– Найдите в тексте и прочитайте пословицу.

– Объясните ее значение.

– Спишите пословицу в тетрадь. Проверьте написанное

Читают текст, дают объяснение слову.

Выполняют
задания.

 

Работа над упражнением с целью нахождения антонимов

Речевая разминка о Кубани в форме диалога.

Прослушивание отрывка гимна Кубани.

-какое это музыкальное произведение?

Откройте учебник по кубановедению. Найдите в тексте гимна слова и подберите к ним антонимы.

Многоводная –мелководная, вдаль – вблизи, сыны –дочери, бьём-жалеем.

Выполняют
задания.

Приходят к выводу:

– Антонимы – слова, противоположные
по значению.

П – ориентируются на страницах учебного пособия, формулируют
ответы на вопросы, владеют навыками смыслового чтения текста.
К – слушают
взрослого и сверстников, излагают и аргументируют свой ответ.

 

VI. Этап обобщения  

Работа  с учебником  с целью подбора
антонимов
к словам
.

– Найдите задание в учебнике. Замените каждое выделенное слово антонимом, выбрав его из слов в скобках.

– Запишите предложения. Проверьте написанное.

– Выполним разбор первого предложения
по членам. При необходимости воспользоваться памяткой.

Обобщающий вывод:

Антонимы используют в речи для контраста, построения антитезы. Контрастные картины воспринимаются ярче.

Выполняют
задания.

Делают вывод.

.

П – ориентируются на страницах учебника, осознанно строят речевое высказывание
в соответствии
с задачами учебной деятельности.

Р – принимают

и сохраняют задачи учебной деятельности.

 


Физминутка

Игра в слова.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно,

Ах, как солнце высоко!

Мы глаза сейчас закроем,

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

Жмурься сильно, но держись!

Найдите антонимы в этой физминутке.

 (вниз -вверх, влево -вправо)

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь (низко).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь (близко).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь (пол).

Скажу я слово «потерял» и скажешь ты (нашёл).

Посмотреть влево -вправо.

Посмотреть вверх.

Закрыть глаза ладонями.

Посмотреть
по дуге вверх, вправо, вверх, влево.

Посмотреть вниз.

Зажмурить
глаза, открыть и поморгать

 

VI.

Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

– Кто прав  на уроке по подбору антонимов Катя или Коля?

  • Лето, жар, зной, горячий.- Катя
  • Теплый, пекло, жарища, жара. –Коля

Оцените работу ребят.

У Кати лишние слова: лето, горячий.

У Коли лишнее слово: тёплый.

Значит можно сделать вывод,  что к слову «мороз» относятся  антонимы: жара, жарынь, зной, пекло, теплынь, жар, жарища.

Сравните с эталоном по словарю антонимов.

– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Я понял, что   антонимы…

Теперь я могу находить антонимы в тексте…

 У меня получилось подобрать антонимы…

 Я попробую сочинить загадку с антонимами…

 Меня удивило…

Было трудно вспомнить антонимы с кубанским диалектом…

Было интересно искать антонимы в словарях…

Домашнее задание: учебник, с. 44, упр. 72 или 73 по выбору

Отвечают
на вопросы в форме диалога

Сравнивают с эталоном

Уметь создать системно психологический комфорт для установления контакта между детьми и учителем с целью создания ситуации доброжелательности и доверия.

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Л – проявляют
интерес к пред-
мету, стремятся
к приобретению новых знаний

VII. Применение результатов исследования

Игры «Проба пера», «Вспомни»

Придумывание загадок с антонимами

(работа в парах)

_Какие детские произведения содержат слова –антонимы в заголовках?

«Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н. Троепольский, «Что такое хорошо и что такое плохо»

В.В. Маяковский, «Принц и нищий» М. Твен.

Самооценка.

Взаимооценка

 Знать организацию парной работы

Р – принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности, осуществляют контроль действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....