Фразеологизмы в разных языках с общим смыслом.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Павлова Мария Владиславовна

Фразеологизмы в разных языках с общим смыслом.

-обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма;

-сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи;

-познакомить учащихся с фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять, формировать орфографический навык.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родной (русский) язык32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Фразеологизмы в разных языках с общим смыслом.

Педагогические цели

-обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма;

-сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи;

-познакомить учащихся с фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять, формировать орфографический навык.

Тип урока

комбинированный

Планируемые результаты
(предметные)

- расширить кругозор учащихся о фразеологизмах в русском и других языках;

- раскрыть мудрость, поучительный смысл фразеологизмов;

- обогатить речь учащихся с помощью фразеологизмов.

Личностные результаты

-обогащение  активного и пассивного словарного запаса.

-оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

-формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.

РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК.            Павлова М.В.                                                                                                 Дата:________________

Ход урока:

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Здравствуйте ребята.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

1. Беседа

Фронтальная, индивидуальная

Практический.

Словесный.

- Вспомните из чего состоит наша речь?

- Сколько значений может быть у слова? Например?

- А какое значение может быть у слова?

- Где мы можем узнать, уточнить значение слова?

- Прочитайте заглавие стихотворения Орлова.

- Когда люди желают друг другу «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»?

- Прочитайте стихотворение и подумайте, почему он выбрал именно такой заголовок.

Чтение стихотворения.

НИ ПУХА, НИ ПЕРА

  Рано утром

Мама-квочка

В класс отправила

Сыночка.

Говорила:

— Не дерись!

Не дразнись!

Не петушись!

Поспеши, тебе пора!

Ну, ни пуха ни пера!

Через час,

Едва живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем,

И в самом деле,

Нет пи пуха, ни пера!  

                                                                                                         В. Орлов

- Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами «Ни пуха, ни пера»? (удачи)

- Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?

- В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении?

- Правильно. Пожелание мамы. Она пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, получится смешная-грустная история, которую и описал поэт.

- Таких устойчивых выражений немало в русском языке и в других языках.

Беседа

Рассуждают, читают, отвечают на вопросы

III. Постановка учебной задачи.

1.Орфографическая минутка.

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя.

Практический.

- Называются такие выражения — фразеологизмы.

- Какая же тема нашего сегодняшнего урока?

- Тема нашего урока: Фразеологизмы в разных языках с общим смыслом.

Орфографическая минутка.

Фф фразеологизм фра-зео-ло-гизм

- Поставьте ударение.

- Укажите ударный слог.

Слушают учителя

Определение темы и цели урока

Работа в тетради.

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем, отвечают на вопросы.

IV. Усвоение
знаний и способов действий.

1. Знакомство с понятием «фразеологизм».

2. Беседа по презентации.

3.Игра «Одним словом»

4. Фразеологизмы других народов.

Коллективная, индивидуальная.

Словесный,
проблемный, творческий,

практический.

Беседа, работа
с текстом и

иллюстрациями

рассказ

1. Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно. Слово «Фразеологизм» состоит из двух частей: Фразис — выражение, логос — слово, понятие.

- Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.

- А как вы думаете откуда к нам пришли фразеологизмы?

2. Прямой смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями наших предков, их работой.

Большинство фразеологических оборотов имеют исконно русское происхождение:

1) обороты разговорно – бытовой речи: из огня да в полымя;

2) пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые слова из русского фольклора: красная девица; добрый молодец; отложить в долгий ящик;

3) выражения из книжного языка: свежо предание, а вертится с трудом (А.Грибоедов «Горе от ума»)

4) отдельные выражения профессиональной речи: без сучка, без задоринки.

3.Фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.

Например, на краю земли (света) – далеко, пешком ходит под стол – маленький, зуб на зуб не попадает – замёрз.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Одним словом». У вас на партах лежит раздаточный материал. Нужно выразить смысл фразеологизма одним словом, а затем записать. Внизу задания, есть слова для справок, где можно найти нужное слово. Первый пример, мы делаем вместе. Как без рук, т.е беспомощный, зачеркните карандашом это слово, чтобы потом не запутаться.

  • На руках носить – любить
  • Рукой подать – близко
  • Вылетело из головы — забыл;
  • Вешать нос - унывать;
  • В час по чайной ложке - медленно;
  • Во все горло - громко;        
  • Во весь дух, со всех ног – быстро

Слова для справок: громко, унывать, беспомощный, быстро, медленно, любить, близко, забыл.

4. - И у других народов мира,  существуют фразеологизмы, которые имеют одинаковый смысл, но произносятся по – разному. Давайте рассмотрим такие устойчивые выражения:

Белая ворона (на русском языке) – человек, отличающийся от других.  

  • Баран на пяти ногах (на французском языке)
  • Белый дрозд (на испанском языке)
  • Черный корабль (на английском языке)

Валять дурака (на русском языке) – говорят о бездельнике.

  • Играть дурака ( на английском языке)

Делать из мухи слона (на русском) – сильно преувеличивать что-либо.

  • Делать из комара слона (на немецком языке)
  • Делать гору из кротовины (на английском языке)

Работа по презентации, словарная.

Развернутое толкование значения слова

Беседа по презентации

Работа  в пара, в тетради

Владеют смысловым чтением текста.

Строят речевое высказывание по теме

Играют в игру.

Заменяют фразеологизм одним словом.

Физкультминутка

Коллективная. Практический.

Его вешают, приходя в уныние (дети  показывают нос)              

Ее можно ломать, сильно думая над чем-то (голова)

Они чешутся, если очень хочется что-то сделать (руки)            

Ими хлопают, если что-то не понимают (уши)

Его проглатывают, когда человек молчалив (язык)                        

В него набирают воды, когда молчат (рот)

Его держат за зубами, если хранят секрет (язык)

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос)                             

Выполняют движения

по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни.

V. Закрепление знаний и способов действий.

1.Работа  фразеологизмами

2. Игра «Переводчики»

 

Фронтальная. Словесный,
проблемный.

Беседа, работа
с картинками.

  1. - Молодцы ребята, а сейчас мы с вами будем «Путешествовать по зоопарку». Посмотрите на доску, на слайде представлены картинки с животными: волк, лиса, рыба, баран, заяц, змея, ёж, собака.

Ваша задача место точек назвать животное, которое подходит к этому фразеологизму.

  • Голодный как…волк
  • Хитрая как…лиса
  • Трусливый как…заяц
  • Изворотливый как…змея
  • Колючий как…ёж
  • Немой как…рыба
  • Верный как…собака
  • Упрямый как…баран
  • - Молодцы, ребята.
  1. Представьте, что вы переводчики, попробуем узнать какие русские фразеологизмы подходят к перечисленным зарубежным:

Похожи как две горошины в стручке (на английском языке)

Похожи как одно яйцо на другое (на немецком языке)

Похожи как две капли воды.

Убить двух птиц одним камнем (на английском языке)

Убить двух птиц одним выстрелом (на испанском языке)

Убить двух мух одной хлопушкой (на немецком языке)

Убить двух зайцев.

Иметь это перед собой (на испанском языке)

Записать себе за ушами (на немецком языке)

Зарубить на носу.

Выполняют задания

Ребята называют животных

 

Играют в игру в группах

Проверка по образцу(презентация)

Устанавливают причинно-следственные связи.

Развивают речь, заменяют фразеологизмы.

Подбирают фразеологизмы используя карточки на доске.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

- Вставьте в текст фразеологизмы.

У нас в школе некогда _________. Если ты работаешь на уроках ______________, на переменах кричишь _________, то хорошего результата ты не добьешься. Если ты на уроке молчишь, словно ________ и из тебя слово _____________, так тоже дело не пойдет. Но если ты выполняешь домашнее задание __________, читаешь книги _________, знаешь русский язык так, что правила _________, то всё получится.

Банк фразеологизмов: на всю катушку, считать ворон, от корки до корки, без сучка и задоринки, клещами не вытащишь, во всю Ивановскую, спустя рукава, воды в рот набрал, от зубов отскакивать.

Ребята, вот и подошел наш урок к концу.

- Что нового усвоили?

- Что такое фразеологизмы?

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Домашнее задание

Словесный

Составить небольшой рассказ (можно описать случай из жизни), используя фразеологизмы.

Записывают задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка .Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи.

Предмет русский языкТема. Общее понятие об имени существительном как части речи.Класс 2Цель: способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; ...

Семинар. Фразеологизмы - самоцветы родного языка

Разработка внеклассного  занятия по курсу «Занимательный русский язык»    (Л.В.Мищенкова) учителем начальной школы МБОУ  «Гимназия №6»г. Брянска Чирковой Натальей Владимировно...

Внеклассное занятие по русскому языку "Вдумываясь в смысл"

Цель занятия - помочь в развитии орфографической зоркости при изучении темы "Правописание безударной гласной, проверяемой ударением"...

Проект "Фразеологизмы в русском языке"

Проект по русскому языку "Фразеологизмы в русском языке". Выполнен учениками 3 класса....

Приложение.Фразеологизмы со словом "язык".

Фразеологический оборот - это устойчивое сочетание слов, воспроизводимое в речи, обладающий целостным значением и равное слову. Узнай фразеологизм по картинке....

Конспект урока по русскому языку «В царстве смыслов много дорог»

Тема  урока «В царстве смыслов много дорог»Задачи урока:1) познакомить с понятием омонимов, научить различать омонимы и многозначные слова, определять вид омонимов;2) развивать умения...

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса  «Русский язык»  начального общего образования...