Тема "Текст-описание" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Леоненкова Ангелина Максимовна

Конспект по русскому языку. 3 класс. Тема "Текст-описание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst-opisanie.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 25.02.2021

Школа: Трубчевская СОШ №1

Тип урока: открытие новых знаний

Учебный предмет: Русский язык

ОС: Школа России

Учитель: Геращенкова Е. Н.

Студент: Леоненкова Ангелина Максимовна

Класс: 3в 

Тема: Текст-описание

Цели:

Содержательная: сформировать представление о роли имен прилагательных в тексте-описании.

Деятельностная: формировать умение отличать текст-описание от других типов текста

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать умение находить в тексте имена прилагательные, определять их роль;
  2. Развивать умение отличать художественное описание от научного;
  3. Развивать умение писать грамотно слова на изученные орфограммы;
  4. Формировать умение использовать в речи имена прилагательные для описания предмета.

Развивающие:

  1. Формировать умение осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  2. Развивать умение воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного или познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
  3. Развивать умение осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом.
  4. Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  5. Развивать умение планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  6. Формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы.
  7. Развивать умение выражать свои чувства в устной или письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  8. Формировать умение оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  9. Развивать умение участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнерами о способах решения учебной задачи, приходи к общему решению, осуществлять взаимоконтроль.

Воспитывающие:

  1. Формирование ориентации на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Умение находить в тексте имена прилагательные, определять их роль;
  2. Умение отличать художественное описание от научного;
  3. Умение писать грамотно слова на изученные орфограммы;
  4. Умение использовать в речи имена прилагательные для описания предмета.

Личностные: 

  1. Ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

Метапредметные:

Познавательные.

  1. Умение осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  2. Умение воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного или познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
  3. Умение осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом.

Регулятивные:

  1. Умение принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  2. Умение планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  3. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные:

  1. Умение выражать свои чувства в устной или письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  2. Умение оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  3. Умение участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнерами о способах решения учебной задачи, приходи к общему решению, осуществлять взаимоконтроль.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал

 Образовательный ресурс: Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общобразоват. Организаций. В 2ч. Ч.2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 143. Ил.- (Школа России). – ISBN 978-5-09046613-4. Стр. 68. – 69.

План урока:

 1.Этап мотивации

1.1.Приветствие

1.2. Этический заряд

1.3. Проверка готовности к уроку

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

 2.1. Словарная работа

2.2. Отгадывание ключевого слова

3. Этап выявления места и причины затруднение

3.1. Повторение теоретических сведений

3.2. Работа с текстовым материалом

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Работа над темой урока

4.2. Самостоятельное формулирование учащимися цели урока

4.3. Планирование своей деятельности

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Работа над упражнением

5.2. Работа с рисунком стр. 68

5.3. Игра «Опиши предмет»

6. Этап рефлексии учебной деятельности

Выполнение упражнения 120

 7.  Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

 8.  Этап включения в систему знаний и повторения

 9.  Этап рефлексии учебной деятельности

Ход урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

  1. Приветствие

- Ребята, меня зовут Ангелина Максимовна, сегодняшний урок русского языка проведу у вас я.

- В этот солнечный день я шла к вам на урок и наблюдала за красивым ясным небом, за тем, как плывут белые и пышные облака по нему, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок в классе станет теплее. И все с удовольствием будут работать на уроке. 

1.2. Проверка готовности к уроку
- Проверьте готовность к уроку, на столе у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал и раздаточный материал.

1.3. Этический заряд. Работа с пословицей

Семь раз отмерь - один раз отрежь

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Какое отношение она имеет к урокам русского языка? К вашей грамотности?

-Проверим, как вы умеете это делать.

- Надо сначала проверить написание, а потом писать слово

Фронтальная

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного

материала, необходимого для

«открытия нового знания», и

выявление

затруднений

индивидуальной

деятельности

каждого учащегося

2.1.  Словарная работа

- Ребята, я предлагаю вам проверить уровень ваших знаний, спишите словосочетания, которые представлены на доске, вставляя пропущенные буквы. Рядом запишите проверочные слова.

- Когда вы закончите работу, я предлагаю проверить вставленные орфограммы вместе и обосновать свой выбор.

Словосочетания:

Золотой наряд (проверочное слово – золото)

Удивительная природа (проверочное слово – диво)

Таинственные растения (проверочное слово – тайна)

Зеленые деревья (проверочное слово – зелень)

- Верно, каким проверочным словом вы проверили подчеркнутую орфограмму?

- Ребята, а скажите мне, пожалуйста, какую орфограмму в слове «золотой» нам нужно запомнить.

- Почему вы решили, что именно это слово является проверочным?

- Какие молодцы, а какое же проверочное слово вы подобрали для второй орфограммы во 2-ом словосочетании?

- Как вы проверили орфограмму в 3-м словосочетании?

- Какое проверочное слово вы подобрали для орфограммы в четвертом словосочетании?

- Вы отлично справились со всеми орфограммами, а какое же правило мы соблюдали при  правильном написании слов и подборе проверочного слова?

- А  кто был самым внимательным, посмотрите, в каких частях речи пропущены буквы?

2.2.  Повторение сведений о тексте

- Ребята, скажите, можно ли назвать текстом то, что вы записали?

- Почему нельзя назвать это текстом?

- Словом золото

- Вторую букву о

- Потому что гласная попадает под ударение

- Диво

- Тайна

- Зелень

- Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением

-  В именах прил-х

- Нет, это словосочетания

- Текст – два или более предложений связанных по смыслу и объединенных одной темой.

Фронтальная

Пр.2, П3,

К2,

Л1

Р1, Р3, К2,

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Наблюдение над текстами разных видов

- А с какими видами текста вы уже знакомы, кто вспомнит?

- Как мы можем охарактеризовать текст-повествование?

- Текст-рассуждение?

- Текст-описание?

3.2. Определение проблемы урока

- У каждой пары на столе 3 текста. Прочитайте их и определите тип текста.

1. Барсук.

Барсук – аккуратный и чистоплотный зверь. Вокруг его норы всегда чисто. Пищей ему служат слизни, ящерицы, лягушки, мыши. Ест он и лесные ягоды и плоды. Перед спячкой барсук устраивает себе мягкую постель.

2. Узоры на стекле.

Почему появляются на окнах снежные узоры? Дело в том, что водяной пар оседает на холодные стёкла. Он превращается в кристаллы льда. Льдинки соединяются друг с другом. Вот и вырастают на стекле причудливые узоры.

3. Сорока.

У сороки есть прозвище – белобока. По бокам пёрышки у неё совсем белые. Голова, крылья и хвост чёрные. Хвост у птицы длинный, прямой, будто стрела. Сорока – подвижная, суетливая птица.

- Молодцы.

- Как определить тип текста?

- Правильно, ребятаК какому типу, на ваш взгляд, относится наш 1-й текст?

-Почему вы решили, что это текст-повествование?

- А второй текст?

- По каким признакам вы поняли, что это текст-рассуждение?

- А какой же тогда наш 3-ий текст?

- Почему вы так решили?

- А с помощью каких частей речи легче всего описать тот или иной объект?

- Текст-повествование/описание/рассуждение

Повествование – текст событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и цепочечное развитие действия

- Текст-рассуждение

-Объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы  «почему? зачем?»

- Описывается какой-либо объект путем перечисления его каких-то признаков

- Нужно определить, что содержит текст (сообщение, описание или объяснение) и какой вопрос можно поставить к тексту

-Данный текст относится к тексту-повествования

-Повествование – текст событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и цепочечное развитие действия

- Текст-рассуждение

-Объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы  «почему? зачем?»

-Текст-описание

- В тексте описывается сорока

- Описывается какой-либо объект путем перечисления его каких-то признаков

- С помощью прилагательных

Фронтальная

Р3

Пр.1,

Пр.2, Р2,

Р1,

Л1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка

целей

учебной деятельности и на этой

основе – выбор способа и средств

их реализации.

4.1. Работа над темой урока

-Ребята, мы уже с вами поговорили о разных видах текста и более подробно затронули один из них, может кто-то уже сможет сформулировать тему нашего урока?

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока

учащимися

- Как вы считаете, какую цель мы поставим сегодня на уроке?

4.3. Планирование своей деятельности

- Каковы задачи нашего урока?

- Тема нашего урока текст-описание

- Познакомиться с текстом-описанием

- Узнать на какие вопросы отвечает текст-описание;

научиться определять текст-описание; находить слова-помощники, которые описывают тот или иной объект;

узнать основные признаки текста-описания; научить отличать текст-описание от других текстов.

Фронтальная

К2

Р1,

К1,

К3

Р2,

П1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися

нового способа действий и

формирование

умений

его

применять как при решении

задачи, вызвавшей затруднение,

так и при решении задач такого

класса или типа вообще.

5.1. Работа над упражнением

- Сейчас я вам предлагаю поработать с вашим соседом или соседкой в парах и немножко пофантазировать. 

- Откройте учебник на странице 68-ой и прочитайте задание к упражнению 118.

- Прочитайте, пожалуйста, данный текст и сами придумайте ему название

- Кто справился, поднимите руки.

- Хорошо, какие же интересные названия вы придумали для нашего текста?

- А какими словами конкретно в тексте описывается синяя птица, кто их нашел?

- Да, верно ребята, а какую роль они играют в данном тексте, ведь можно было бы обойтись и без них?

Физминутка.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

5.2. Работа с рисунком стр. 68

- Ребята, обратите внимание на рисунок, который находится в упр. 119-ом на странице 68-ой.

- Что вы видите на нем?

- Нам представлены два текста о ромашке, где вы наверняка найдете что-то новое, давайте прочитаем их и узнаем, что же новое для себя вы открыли?

- Теперь вы будете больше знать об этом прекрасном и полезном растении, потому что из ромашки еще можно заваривать чай, который содержит много витаминов и обладает многими лечебными свойствами!

- Ребята, вы прочитали два текста, а скажите мне, в чем отличие этих текстов друг от друга?

(если не догадываются, то можно задать следующий вопрос)

-Какой текст описывает растение наиболее точно, а какой – более образно?

-Где же можно встретить примеры таких текстов в научной, справочной или художественной литературе? Как вы думаете, в какой литературе можно встретить первый текст?

- А второй?

- Почему вы так считаете?

- Да, действительно, ребята, вы правы.

5.3. Игра «Опиши предмет»

- А теперь, я предлагаю вам поиграть в интересную игру.

- Перед вами на доске находятся несколько картинок, вам нужно как можно более точно описать этот предмет или животное, которое изображено, не называя его.

(первая картинка – яблоко, вторая – кот, третья – крокодил, четвертая – кукла)

-Варианты детей

Черное, сине-лиловое, серебряные, яркий синий цвет

- Они придают тексту-описанию отличия от остальных; яркость и выразительность речи

- Ромашку

- Дети выдвигают свои предположения

- Дети предполагают

- Первый – художественная литература

- А второй научная

- Потому что в тексте написано все точно, логично и обобщенно

(дети описывают картинки)

Парная, фронтальная

Пр.3, К2, К3, Р3, Пр.2, П4

Л1, П1,

Р3, Пр.1, Пр.2

К1, К3, К2, Л1, П1, П3

6.  Этап первичного закрепления

с проговариванием во внешней

речи

Задача:

усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Выполнение упражнения 120

 - Вы отлично справились, у вас прекрасно получилось, а теперь давайте посмотрим на рисунок, который находится в ваших учебника на странице 69-ой в упр. 120-ом.

- Что вы видите? Как вы думаете, что изображено на нем?

- Давайте же узнаем, как называется этот цветок, для этого нам нужно прочитать небольшой текст, даю вам минутку

- Так как же называется этот цветок?

- А скажите мне какое это описание цветка художественное или научное? Почему?

-Почему цветок так называется?

- Какие сравнения в описании использовал автор?

- С помощью каких имен прилагательных мы можем дать оценку этому цветку?

Фронтальная

П2, Л1,

Пр.2, Пр.3

7.  Этап самостоятельной работы

с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход

извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в

типовых заданиях.

- А сейчас я предлагаю вам выписать только те строки текста, где содержится описание цветка и вставить пропущенные орфограммы.

- Но перед этим мы проговорим их, какую орфограмму мы вставим в слово «розоватый»? Почему?  

- В слове «мохнатую»?

- Какую орфограмму мы вставим в слово «кошачью»

- Какую букву вы поставите в слове «посмотрите»? Почему?

- Как вы думаете в слове «сердцевина» мы должны что-то поставить?

- Но эту согласную можно также проверить словом сердечко, она произносится отчетливо

- Какая орфограмма пропущена в слове «цветка»? Что вставим? Почему?

- В слове «капелька» что нам нужно поставить?

- В слове «живой» какая пропущена орфограмма?

- Запишите, пожалуйста, данные предложения в свои тетради, кто справился, поднимаем руку.

- Проверочное – розовый

- Проверочное – мох

- Проверочное – кот, котик

- Проверочное – смотр, осмотр, смотрит

- Да, непроизносимая согласная в корне, запомнить

- Проверочное – цветик, цвет

- Мягкий знак для мягкости обозначения предшествующегосогласного

- И , жи-ши пиши через и

Фронтальная

Р3, Р1, Пр.2

8.  Этап включения в систему

знаний и повторения

Задача:

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

- А сейчас я предлагаю вам самим побыть авторами и написать свой собственный рассказ.

 - У вас на партах лежат карточки с подсказками нужных слов. – Ваша задача подобрать и вставить в текст  такие  имена прилагательные, чтобы получился рассказ.

Наш кот.

У нас жил ___________ кот. У него была _________ , ________  шубка, ____ усы. И __________ когти.

На всех четырёх лапах ______ манжетки, глаза цвета ____ волны.

Слова для справок: отличный, морской, бурые, чёрная, рыжая, острые, пушистая, блестящая, красивый, белые, длинные.

- Кто желает прочитать, что у него получилось?

Фронтальная, индивидуальная

К1, Л1, П1, Р2, П4

9.  Этап рефлексии учебной

деятельности

Задача: самооценка учащимися

Результатов своей учебной деятельности, осознание метода

построения и границ применения

нового способа действия.

– Ребята, мы с вами сегодня продуктивно поработали.

- Скажите мне, о чем шла речь на сегодняшнем уроке?

- Какую цель мы ставили перед собой?

-С каким видом текста познакомились на уроке? 

-В чём особенность текста-описания?

-Какой вопрос можно задать к такому тексту?

-Без какой части речи невозможно создать текст-описание?

- К какой части речи чаще всего относятся слова – помощники в тексте-описании?

- А сейчас продолжите мою фразу.

Сегодня на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

- Спасибо большое за урок, вы прекрасно работали, до свидания!

- О тексте-описании и т.д.

Фронтальная

К1, К3, К2,

Р3,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...