Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку. Тема урока  "Обстоятельство",  3 класс УМК  Начальная школа 21 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: «Обстоятельство» ( первый урок по теме).

Программа: Начальная школа 21 века. Иванов С.В., Евдокимова А.О.

Класс: 3

Тип урока: Открытие новых знаний 

Формы обучения: Фронтальная,  парная, групповая.

Оборудование урока: учебники, презентация, карточки с саморефлексией, индивидуальные таблицы.

Цель урока: формировать понятие «обстоятельство»; совершенствовать знания об

обстоятельстве.

Планируемые результаты:

Предметные: Понимание обстоятельства как второстепенного члена предложения. Знание вопросов, на которые отвечает обстоятельство, его роли в предложении. Обобщение полученных знаний в таблице.

Метапредметные:  Поиск необходимой информации для решения учебных задач и коммуникативных задач.

Личностные: Владение коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе. Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, способности к самоорганизованности,  формирование адекватной самооценки.

Познавательные: учебно- организационные – соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника, развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приёмы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала;

Коммуникативные: учиться работать в паре, группе;  уметь грамотно оформлять свою мысль и,  через устную речь, донести свою позицию до собеседника,  уметь слушать и понимать чужую речь.

Ход урока

1. Организационный момент.

    

2. Актуализация. Повторение изученного материала.

- Сегодня наш урок начнём с того, что вспомним, что мы знаем о предложении.

- Что такое предложение? (Предложение  - это слово или сочетание слов, связанных между собой по смыслу и интонационно).

- Какие бывают предложения по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные, побудительные)

- Какие бывают предложения по интонации? (восклицательные и невосклицательные)

- Какие бывают предложения по наличию главных и второстепенных членов предложения? (распространённые и нераспространённые)

- Какое предложение называется нераспространённым? (Предложение без второстепенных членов предложения называется нераспространённым)

- Что вы знаете о подлежащем? (Подлежащее – называет то, о ком или о чём говорится в предложении – отвечает на вопросы КТО? ЧТО? – подчёркивается одной чертой.

 Сказуемое – связано с подлежащим и называет действие, которое совершает предмет - Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? КАКОВ? – подчёркивается двумя чертами.)

Закончите предложение:

Главные члены предложения – это …  .  (подлежащее и сказуемое) Слайд

- Какое предложение называется распространённым? (Предложение с второстепенными членами предложения называется  распространённым)

- Закончите предложение:

Второстепенные члены предложения – это … . (?)  Слайд

- Почему не можете продолжить? (не знаем название второстепенных членов)

- Что вы знаете о второстепенных членах предложения? (Второстепенные члены предложения поясняют, уточняют и дополняют главные и другие члены предложения)

- Что нужно сначала сделать, чтобы найти второстепенные члены предложения? (Чтобы выделить второстепенные, надо сначала найти главные члены  предложения).

- Чего не знаете о второстепенных членах? (Как называются? На какие вопросы отвечают? Что обозначают? Как подчёркиваются?)

3. Постановка темы и задач урока.

 - Откройте учебник на стр. 86, прочитайте тему урока. (Обстоятельство) Сегодня на уроке вы будете исследователями.

- Какие цели сегодня на уроке вы поставите перед собой? ( Узнаю: - Что такое обстоятельство?

 Что обозначает обстоятельство?

 - На какие вопросы отвечает?

 - Как выделяется в предложении?

 - С каким членом связано в предложении?

 - Какую роль играет в предложении?

Учусь: - находить обстоятельства, задавать вопросы,  применять знания)

4. Планирование работы

1) Тема исследования. (Обстоятельство)  Слайд

    - Где встречается обстоятельство?  Значит, объект исследования – предложение.

    - Предмет исследования – Второстепенный член предложения – обстоятельство.

    - Какой метод будем использовать? (Метод исследования – наблюдение).

5.  Новая тема

- Будем работать парами. Приступим к работе. Найдём ответ на первый вопрос «Что такое обстоятельство?».

Исследование № 1.

Задание: Прочитайте предложения. В каждом предложении выделите грамматическую основу. Задайте вопрос к второстепенному члену предложения. Вопрос запишите в скобке. Сделайте вывод.

    Дети растут быстро.  Растут (как?)

    Осенью идут дожди. Идут (когда?)

    Маша любит гулять в парке. Любит гулять (где?)

    Птицы улетают на юг. Улетают (куда?)

    Из Москвы пришла посылка.  Пришла (откуда?)

Вывод: Обстоятельство отвечает на вопросы ( проговаривание вопросов).

Заполнение таблицы в презентации и в индивидуальных таблицах.

- Что нам удалось выяснить? (мы выделили второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы : Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? )

Исследование № 2

- Над каким вопросом будем работать? Что обозначает обстоятельство.

Задание 1.   Прочитайте информацию об обстоятельстве на карточке. Ознакомьтесь с таблицей  и допишите недостающие данные. Ответьте на вопрос второго задания.

Вывод:  Обстоятельство обозначает: как, когда, где, по какой причине, с какой целью совершается действие.

Задание 2. Как подчёркивается обстоятельство?  Выберите правильный ответ:

 а) одной чертой;        б) двумя чертами;        в) пунктирной линией;          г) волнистой линией  д) прерывистой линией с точкой.

Вывод:  Обстоятельство подчёркивается так:    

- Что узнали, выполнив задание?

 

Динамическая пауза

Исследование № 3.

- Ответим на следующие вопросы: Какова роль обстоятельства в предложении и, с каким членом оно связано в предложении?

Задание. Выполните задание упр. 3 (стр. 88)  Спишите предложения в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения. Задайте вопрос к второстепенному члену. Определите, от какого слова вы задавали вопросы. Проведите стрелки. Чем это слово является в предложении?

Охотник возвратился (откуда?) из леса.

В воскресенье (когда?) пришли гости.

Ученики прилежно (как?) занимаются.

Вывод: Обстоятельство связано в предложении со сказуемым.

7. Первичное закрепление. Проверка понимания.  

Игра «Поиграем в предложение»  Слайд  

1 группа – подлежащее. (ребята, соловей, дождь, собаки)

2 группа -  сказуемое  (были, запел, окончился, замолкли, купались)  

3 группа – обстоятельство (в классе, в лесу, быстро, в деревне, в озере, громко)

4 группа – называет, что обозначает обстоятельство (место, образ, время, причину, цель)

8. Рефлексия.  

- Какие вы цели ставили?

- Что вам удалось узнать?

- Расскажите по таблице об обстоятельстве.

- Чему смогли научиться?

Дополните предложение: Обстоятельство – это…  Слайд

Самооценка собственной учебной деятельности на уроке.

Заполняют листы самооценки.    

10. Домашнее задание:  выучить правило, стр.  89,  упр. 5. Повторить тему по своей индивидуальной карточке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....